Дело № 2-2592/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 года
Биробиджанский городской суд Еврейской автономной области
в составе судьи Коренчук Ю.В.
при секретаре Баланёвой Т.С.
с участием заявительницы Азизбековой Р.А., её представителя Белькова А.П.,
представителя заинтересованного лица Александровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по заявлению Азизбековой Р.А. об оспаривании решения Отдела Федеральной миграционной службы России по Еврейской автономной области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, -
Установил:
Азизбекова Р.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения отдела Федеральной миграционной службы по Еврейской автономной области, указав, что в <дата> она приезжала из ... к своим родителям А.М. и Г.Н., которые проживают по адресу: <адрес>. По приезду поступила на подготовительные курсы в ГОУ ВПО ... (далее ГОУ ВПО «...»), по окончанию которых вернулась в .... Откуда должна была возвратиться до <дата> и встать на миграционный учёт. Однако к назначенному времени не успела вернуться, а возвратилась лишь <дата> в связи с задержкой поезда. <дата> она обратилась в ОФМС РФ по ЕАО и сообщила о своём прибытии. В связи с несвоевременной постановкой на учёт она, Азизбекова Р.А., была привлечена к административной ответственности. <дата> её зачислили в ГОУ ВПО «...» на первый курс очного отделения. <дата> заявительница обратилась в ОФМС РФ по ЕАО за получением разрешения на временное проживание в РФ. Однако письмом от <дата> <номер> ей было отказано на основании п.п. 4, 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С данным отказом она не согласилась. Просит признать решение отдела Федеральной миграционной службы России по ЕАО об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ Азизбековой Р.А. незаконным, обязать отдел Федеральной миграционной службы России по ЕАО устранить в полном объёме допущенные нарушения, путем выдачи разрешения на временное проживание в РФ.
В судебном заседании заявительница Азизбекова Р.А. доводы заявления поддержала, дополнительно суду пояснила, что её родители являются гражданами Российской Федерации, и проживают на территории г. Биробиджана. После окончания школы в ... она приехала в Россию. <дата> и <дата> она привлекалась к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка въезда в РФ либо режима пребывания (проживания). Данные решения ею не обжаловались, наказания исполнены в полном объеме. Поскольку она является студенткой очного отделения ГОУ ВПО «...», просила признать решение отдела Федеральной миграционной службы России по ЕАО от <дата> незаконным, и обязать выдать разрешение на временное проживание в Российской Федерации.
Представитель заявительницы Бельков А.П. в судебном заседании пояснил, что его доверительница действительно дважды привлекалась к административной ответственности. Наказания ею исполнены полностью, решения не оспаривались. <дата> Азизбекова Р.А. обратилась в отдел Федеральной миграционной службы по ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, в котором указала сведения об административных правонарушениях за один год, то есть только за 2010 год. Полагает, что Азизбекова Р.А., какие-либо сведения о себе не скрывала, компрометирующая информация в отношении её личности не установлена. Административные правонарушения, совершенные его доверительницей, не носят общественную опасность. Кроме того, считает, что поскольку Азизбекова Р.А. является студенткой очной формы обучения в высшем учебном заведении РФ, согласно требованиям п.п. 8 п. 1 ст. 7 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», положения подпунктов 4 и 7 настоящей статьи, на основании которых ей было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на неё не распространяются. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ОФМС России по ЕАО Александрова Н.В. заявленные требования не признала, суду пояснила, <дата> Азизбекова Р.А. впервые обратилась в ОФМС России по ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание с целью дальнейшего постоянного проживания в РФ. В связи с тем, что заявительница два раза в течение одного года привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, ей было отказано в выдаче разрешения на проживание в РФ. Кроме того, Азизбекова Р.А. при заполнении документов указала недостоверные сведения, в части количества административных наказаний, хотя на день обращения с вышеуказанным заявлением она имела два действующих административных взыскания. Таким образом, считает отказ в выдаче разрешения на временное проживание от <дата> законным и обоснованным. Просила в удовлетворении заявленных требований заявительнице отказать.
Представитель заинтересованного лица Александрова Н.В. так же пояснила суду, что положения п.п. 8 п. 1 ст. 7 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в части иностранных граждан, на которых не распространяется настоящий пункт, не касается положений п.п. 4 и 7 п. 1 ст. 7 настоящего закона.
Суд, выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Главой 2 Конституции РФ предусмотрены права и свободы человека и гражданина. Статьями 45, 46 Конституции РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 115- ФЗ).
Указанный закон регулирует отношения, связанные с временным проживанием иностранных граждан в Российской Федерации, порядком и основаниями получения ими разрешения на временное проживание, а также устанавливает основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.
В соответствии со ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В судебном заседании представитель заявительницы Бельков А.П. заявил ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения ОФМС по ЕАО от <дата>. Суду пояснил, что Азизбекова Р.А. <дата> получила уведомление об отказе ей в выдаче разрешения на временное проживание. Однако для обжалования его в суде ей понадобилось время для получения юридической помощи, в связи с чем и был пропущен срок обжалования вышеуказанного решения.
Азизбекова Р.А. в судебном заседании поддержала данное ходатайство, просила признать причину пропуска срока уважительной и восстановить его.
Представитель ОФМС России по ЕАО Александрова Н.В. оставила разрешение данного ходатайства на усмотрение суда.
Так, в судебном заседании установлено, что с уведомлением об отказе в выдаче разрешения на временное проживание Азизбекова Р.А. ознакомилась <дата>.
Однако в суд с заявлением обратилась лишь <дата>, то есть по истечении срока на обжалование данного решения.
Исходя из того, что заявительница находится на территории Российской Федерации в г. Биробиджане непродолжительное время, занятостью в учебном заведении, суд признает причину пропуска срока обжалования уважительной, и приходит к убеждению, что ходатайство Азизбековой Р.А. и её представителя о восстановлении пропущенного процессуального срока необходимо удовлетворить.
В судебном заседании из пояснений сторон, материалов дела установлено, что Азизбекова Р.А. <дата> обратилась в ОФМС России по ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы. Одновременно ею были поданы документы, предусмотренные п. 2 ст. 6.1 ФЗ № 115-ФЗ.
При приеме заявления Азизбековой Р.А. сотрудником ОФМС России по ЕАО были разъяснены основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание, в том числе, при представлении поддельных или подложных документов, либо сообщении о себе заведомо ложных сведений. Азизбекова Р.А. была предупреждена, что в выдаче разрешения на временное проживание ей может быть отказано либо ранее выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных п.п. 1-8,10,11,13и 14 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ. Это обстоятельство подтверждается подписью Азизбековой Р.А. в поданном ею заявлении. Кроме того, Азизбекова Р.А. своей подписью подтвердила подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений. Указанное обстоятельство не опровергается заявителем в судебном заседании.
Согласно ст. 7, 8 указанного ФЗ № 115-ФЗ, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, налоговый орган, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Из пояснений сторон, материалов дела установлено, что Азизбекова Р.А. в пункте 18 указанного выше заявления от <дата> указала, что к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации привлекалась один раз, а именно <дата> по ст. 18.8 КоАП РФ.
Из представленных материалов дела следует, что в ходе проводимой сотрудниками ОФМС России по ЕАО проверки было установлено, что указанные в п. 18 заявления Азизбековой Р.А. сведения, не соответствуют действительности, так как Азизбекова Р.А. дважды привлекалась к административной ответственности: <дата> по ст.18.8 КоАП РФ (несоблюдение установленного порядка въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), с вынесением штрафа в размере 2000 рублей, а также <дата> за аналогичное правонарушение, и понесла наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей. Заявительница Азизбекова Р.А. в судебном заседании пояснила, что с наказаниями она согласилась, постановления не обжаловала, штрафы оплатила в полном объеме.
Согласно п.п. 4, 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, в случае, если иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения, а также неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ № 115-ФЗ не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 ст. 8, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание вышеуказанного закона.
С учетом установленных обстоятельств, отделом федеральной миграционной службы России по ЕАО <дата>, было вынесено заключение <номер>, которым Азизбековой Р.А., отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории <адрес>, на основании п.п. 4, 7 п. 1 ст.7 Федерального закона №115 ФЗ от 25.07.2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в связи с тем, что она сообщила о себе заведомо ложные сведения; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекалась к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Свидетель А.М. отец заявительницы в судебном заседании пояснил, что он, супруга, а также другие члены его семьи с <дата> являются гражданами Российской Федерации. Его дочь Азизбекова Р.А. за несоблюдение установленного порядка въезда в РФ дважды была привлечена к административной ответственности, штрафы они уплатили полностью. При оформлении документов для получения разрешения на временное проживание в <дата> Р. указала об одном правонарушении, которое совершила в 2010 году. Сведения об административном правонарушении за 2009 год она не скрывала, так как полагала, что необходимо представить данные только за 2010 год. В настоящее время Р. является студенткой очного отделения ГОУ ВПО «...», каких-либо других оснований для отказа в получении разрешения на временное проживание не имеется. Поскольку Азизбекова Р.А. не имеет дохода, выезд из страны является большими материальными расходами для их семьи, кроме того, в <адрес> в настоящее время не безопасно.
В судебном заседании заявительница и её представитель не отрицали то обстоятельство, что Азизбекова Р.А. дважды привлекалась к административной ответственности <дата> и <дата>. Однако в судебном заседании представитель Бельков А.П. указал, что его доверительница в 2010 году привлекалась один раз, нарушение в 2009 году не может учитываться за 2010 год, поскольку сведения необходимо предоставлять только за один год.
С данным доводом представителя заявителя суд не может согласиться, поскольку согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Таким образом, на момент обращения Азизбековой Р.А. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, последняя имела два действующих административных наказания. Кроме того, в пункте 18 вышеуказанного заявления требуется указать сведения о привлечении к административной ответственности без определенного временного периода. Однако заявительница указала, что привлекалась к административной ответственности один раз, <дата>.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Азизбековой Р.А. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ были сообщены ложные сведения о количестве административных наказаний.
Кроме того, довод Азизбековой Р.А. и её представителя Белькова А.П. о том, что положения ст. 7 ФЗ-115 содержащие основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание на заявительницу не распространяются, так как она является студенткой очной формы обучения в высшем учебном заведении РФ, суд считает не состоятельным, так как исходя из смысла подпункта 8 пункта 1 ст. 7 ФЗ-115 на иностранных граждан являющихся студентами очной формы обучения высших учебных заведениях РФ не распространяются действия настоящего положения, то есть не распространяются на положения конкретного одного подпункта. Азизбековой Р.А. же отказано в выдаче разрешения по п.п. 4 и 7 п. 1 ст. 7 ФЗ-115.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает, что права и свободы иностранного гражданина Азизбековой Р.А., установленные Конституцией РФ, в том числе и право на проживание на территории ЕАО отказом в выдаче разрешения на временное проживание, нарушены не были.
Вместе с тем, судом проверен порядок рассмотрения заявления Азизбековой Р.А. о выдаче разрешения на временное проживание на территории ЕАО и установлено, что должностными лицами ОФМС России по ЕАО он был соблюден, решение об отказе в выдаче решение на временное проживание на территории ЕАО мотивировано, так как в нем указаны правовые (п.п. 4, 7 п. 1 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ) и фактические (данные ИЦ при УВД по ЕАО, ЦКИ ГИЦ МВД России подсистемы «Криминал-И» ИБД-Ф, АС ЦБДУИГ ФМС России) основания для его принятия.
Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений должностными лицами ОФМС России по ЕАО норм ФЗ РФ № 115-ФЗ, так как заявление Азизбековой Р.А., поступившее в государственный орган ОФМС России по ЕАО <дата>, рассмотрено в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений норм гражданского процессуального законодательства РФ суд, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании не установлено препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, не установлено нарушений со стороны должностных лиц ОФМС России по ЕАО прав и свобод заявителя Азизбековой Р.А., в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. Должностными лицами ОФМС России по ЕАО в данном конкретном случае не допущено нарушений норм действующего законодательства, они совершены в соответствии с законом в пределах полномочий должностных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Заявление Азизбековой Р.А. об оспаривании решения Отдела Федеральной миграционной службы России по Еврейской автономной области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Областной суд ЕАО через суд г. Биробиджан в течение 10 дней с момента изготовления полного мотивированного решения.
Судья Ю.В. Коренчук