Дело № 2-2851/2010 17 декабря 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Биробиджанский городской суд ЕАО в составе:
Председательствующего судьи Соприкиной И. О.
При секретаре Голочевой Е. А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии города Муниципального образования «Город Биробиджан» незаконным, обязании очистить автомобильные дороги от снега и наледи,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Биробиджана обратился в суд с заявлениями в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия мэрии Муниципального образования «Город Биробиджан», выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильных дорог от снега и наледи. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной ГИБДД при УВД по ЕАО проверки соблюдения федерального законодательства в сфере содержания автомобильных дорог города, инициированной прокуратурой города, выявлены существенные нарушения закона. <дата> в период с 11 часов до 14 часов проведено комиссионное обследование улично-дорожной сети г. Биробиджана, в части очистки проезжей частей улиц и дорог от снега и ликвидации гололёда. Входе проверки установлено:
- ул. Пушкина: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки в районе д. № 3 толщина ледового наката составляет 5 см., проезжая часть по нечетной стороне заужена на 50 см., по четной на 30 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта;
- ул. Советская: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки в районе д. № 68 толщина ледового наката составляет 4 см., проезжая часть по нечетной стороне заужена на 50 см., по четной на 1 м. 45 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта;
- ул. Трансформаторная: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки в районе Биробиджанского ЗСТ толщина ледового наката составляет 5 см., проезжая часть со стороны ЗСТ заужена на 30 см., со стороны железнодорожных путей на 25 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта, на всем протяжении улицы имеется калейность.
Пунктами 5 и 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 5 и 7 ч. 1 ст. 3, п.п.34 и 35 ч. 1 ст. 27 Устава муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, утвержденного решением городской Думы от 30.06.2005 № 242 (в ред. Решений городской Думы от 29.06.2006 № 377, от 24.09.2008 № 797, от 27.11.2008 № 837, от 28.05.2009 № 70, от 07.07.2009 № 97, от 09.11.2009 № 161, от 28.01.2010 № 224, от 26.02.2010 № 251, от 27.05.2010 № 313, от 24.06.2010 № 327) определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в «власти использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п. 6 ст. 3 Закона, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Частью 2 ст. 12 названного закона определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Выявленные факты присутствия снежных валов и ледовых накатов, на участках улично-дорожной сети города с асфальтобетонным покрытием, свидетельствуют о нарушениях требований п.п. 3.1.6, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества населения. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности - уборке дорог города от снега и наледи - может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Указанное заявление подано прокурором в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО и соответствует полномочиям, предоставленным ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда. Просит: признать незаконным бездействие мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильных дорог по ул. Пушкина, ул. Советская, ул. Трансформаторная в г. Биробиджане от снега и наледи; возложить на заинтересованное лицо обязанность очистить автомобильные дороги по ул. Пушкина, ул. Советская, ул. Трансформаторная в г. Биробиджане от снега и наледи в течение 3-х дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Девяткин Д. А. суду пояснил, что поддерживает заявленные требования. Просит суд признать незаконным бездействие мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильных дорог по ул. Пушкина, Советская и Трансформаторная в г. Биробиджане. Возложить на заинтересованное лицо, мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО обязанность очистить автомобильные дороги по ул. Пушкина, ул. Советская, ул. Трансформаторная в г. Биробиджане в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Ориентиры протяженности очистки указаны в сообщении от 14 ноября заместителя начальника ГИБДД УВД по ЕАО.
Представитель мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО Бут Т. А., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеется заявление. В заявлении от <дата> указала, что заявленные прокурором г. Биробиджана требования признает в полном объеме.
Суд, выслушав мнение стороны, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, выслушав пояснения стороны, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5,7 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п. 5,7,ч. 1 ст. 3, п.п. 34,35 ч. 27 Устава МО «город Биробиджан» ЕАО, утвержденного решением городской Думы № 242 от 30.06.2005 года определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ ….», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дороги правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследование дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Частью 2 ст. 12 указанного закона определено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что ГИБДД при УВД по ЕАО проведена проверка по соблюдению федерального законодательства в сфере содержания автомобильных дорог города. В результате проверки установлено, что по ул. Пушкина: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки, в районе д. № 3 толщина ледового наката составляет 5 см., проезжая часть по нечетной стороне заужена на 50 см., по четной на 30 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта; по ул. Советская: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки в районе д. № 68, толщина ледового наката составляет 4 см., проезжая часть по нечетной стороне заужена на 50 см., по четной на 1 м. 45 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта; по ул. Трансформаторная: на протяжении дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием имеется ледовый накат, частично обработанный противогололедными материалами. В месте контрольной проверки в районе Биробиджанского ЗСТ толщина ледового наката составляет 5 см., проезжая часть со стороны ЗСТ заужена на 30 см., со стороны железнодорожных путей на 25 см. от бордюра, имеются снежные валы на остановочных пунктах общественного транспорта, на всем протяжении улицы имеется калейность.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени дороги не очищены от снега и наледи.
Выявленные факты присутствия ледовых накатов, на указанных участках улично - дорожной сети города с асфальтобетонным покрытием, свидетельствуют о нарушении требований п. п. 3.1.6,3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья, имущества населения.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности - уборке автомобильных дорог города от снега и наледи может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а так же имуществу граждан.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В судебном заседании установлено, что с момента установления указанных выше обстоятельств по день обращения в суд и рассмотрения дела в суде, автомобильные дороги по ул. Пушкина, ул. Советская, ул. Трансформаторная от снега и наледи не очищены, доказательств обратного суду не предоставлено.
На основании изложенного, суд считает, что требование о признании незаконным бездействия мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по очистке указанных автомобильных дорог в г. Биробиджане от снега и наледи, подлежат удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование о возложении на заинтересованное лицо обязанности очистить указанные автомобильные дороги от снега и наледи.
Устанавливая срок исполнения возложенной судом обязанности, суд учитывает заявление сторон и считает срок, указанный прокурором г. Биробиджана об обязании очистить автомобильные дороги в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу - разумным.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ ответчик имеет право признать исковые требования.
Представитель Мэрии МО «Город Биробиджан» Бут Т. А. требования, заявленные прокурором города Биробиджан в интересах неопределенного круга лиц, признала в полном объеме, о чем представила заявление.
Суд считает возможным принять признания иска, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь Законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 173, 254-258 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии города Муниципального образования «Город Биробиджан» незаконным, обязании очистить автомобильные дороги от снега и наледи - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильной дороги по улице Пушкина, улице Советской и улице Трансформаторной в г. Биробиджане от снега и наледи.
Возложить на мэрию города Муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО обязанность очистить автомобильные дороги по улице Пушкина (от пересечения с. Улицы Калинина до пересечения с пр. 60 лет СССР) - 600 метров, улице Советской (от пересечения с ул. Пушкина до дома № 41, от пересечения с ул. Волочаевской до дома № 139 ул. Советская) - 4250 метров, улицы Трансформаторная (от ж/дорожного переезда ул. Калинина до пересечения с ул. Мира од. 1 «б») 1700 метров в городе Биробиджане от снега и наледи в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через суд Биробиджана в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы либо принесения представления.
Судья Соприкина И. О.