Дело № 2-453/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе председательствующей судьи Даниловой О.П.
с участием:
заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО Хлыбова З.А.,
представителя администрации муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО Черновской А.А.
при секретаре Парикваш И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО о понуждении совершить определенные действия, -
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее по тексту МО «Найфельдское сельское поселение») о понуждении совершить определенные действия, а именно в срок до 01.09.2011 обеспечить села Найфельд, Петровка, Русская Поляна переносными пожарными мотопомпами, в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Свои требования в заявлении мотивировал тем, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка по информации ОГПН по Биробиджанскому району ЕАО по факту нарушения норм и правил пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления, в части организации и готовности тушения пожаров в населенных пунктах. В ходе проведения проверки установлено следующее. Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», п. 11 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 (далее ППБ 01-03), органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. К полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно п. 31 ППБ 01-03, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Материалами проверки установлено, что в селах МО «Найфельдское сельское поселение»: Найфельд, Петровка, Русская Поляна в нарушение указанного пункта отсутствуют переносные пожарные мотопомпы.
В соответствии с п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
В нарушение указанного требования в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Непринятие администрацией МО «Найфельдское сельское поселение» должных мер по исполнению требований законодательства РФ о пожарной безопасности может привести к тяжким последствиям, уничтожению имущества граждан, причинению ущерба жизни и здоровью населения.
В судебном заседании прокурор Хлыбов З.А. исковые требования поддержал частично, просил обязать МО «Найфельдское сельское поселение» в срок до 01.11.2011 обеспечить села Петровка и Русская Поляна переносными пожарными мотопомпами, а в с. Найфельд установить дополнительные два средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Суду пояснил, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка по информации ОГПН по Биробиджанскому району ЕАО по факту нарушения норм и правил пожарной безопасности со стороны органов местного самоуправления, в части организации и готовности тушения пожаров в населенных пунктах. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна МО «Найфельдское сельское поселение» отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 в указанных селах отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Однако до начала судебного разбирательства частично эти нарушения были устранены: с. Найфельд обеспечено переносной пожарной мотопомпой, а в с. Русская Поляна и с. Петровка установлены звуковые средства оповещения на случай пожара. Такое звуковое средство оповещения установили и в с. Найфельд, но, поскольку это большое село, одного такого средства недостаточно, необходимо установить еще, как минимум, два. Таким образом, он отказывается от исковых требований о понуждении ответчика к обеспечению с. Найфельд переносной пожарной мотопомпой и села Петровка и Русская Поляна средствами звукового оповещения на случай пожара.
Представитель ответчика - администрации МО «Найфельдское сельское поселение» Черновская А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме. Суду пояснила, что для приобретения переносных пожарных мотопомп в села Русская Поляна и Петровка необходимы денежные средства, которые в бюджет МО «Найфельдкое сельское поселение» на 2011 год не были заложены. Средства звукового оповещения установлены по одному в каждом селе.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Таким образом, суд установил, что осуществление оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, а также организация и принятие мер по оповещению населения о пожаре находятся в компетенции администрации МО «Найфельдское сельское поселение».
В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный государственный инспектор Биробиджанского района по пожарному надзору Д.М. суду пояснил, что он проводил проверку по соблюдению мер противопожарной безопасности в МО «Найфельдское сельское поселение» с 29 по 31 марта 2011 г., установил, что в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п. 114 ППБ 01-03 в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Обязательных технических требований к звуковой сигнализации не существует, это может быть, как громкоговоритель, так и подвешенный рельс, рында и т.д. Срок для оборудования сел переносными мотопомпами он установил до 01.11.2011. Этот срок связан с тем, что переносные мотопомпы могут быть задействованы только в том случае, если в населенном пункте имеется пожарный водоем, причем, если водоем естественный, то к нему должен быть оборудован специальный съезд, если нет естественного водоема, должен быть оборудован искусственный пожарный водоем. Срок для оборудования пожарных водоемов установлен до 01.11.2011, поэтому к этому сроку и должны быть приобретены и переносные пожарные мотопомпы. На сегодняшний день средства звукового оповещения установлены по одному в каждом селе, но с. Найфельд большое, поэтому одного такого средства на все село недостаточно, необходимо еще, как минимум, два.
Как следует из акта проверки № 23 от 31.03.2011, на основании распоряжения главного государственного инспектора Биробиджанского района по пожарному надзору № 23 от 15.03.2011 с 29.03.2011 по 31.03.2011 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО «Найфельдское сельское поселение», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
-отсутствуют переносные пожарные мотопомпы в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна (ППБ 01-03 п.31);
- отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара в селах Найфельд, Петровка, Русская Поляна (ППБ 01-03 п. 114).
Согласно предписанию № 23/1/15 по устранению нарушений требований пожарной безопасности главе администрации МО «Найфельдское сельское поселение» Сысоеву Е.В. предписано: в срок до 01.05.2011 оборудовать села Найфельд (п.7), Петровка (п.11), Русская Поляна (п. 16) звуковой сигнализацией для оповещения людей на случай возникновения пожара; в срок до 01.11.2011 оборудовать переносной пожарной мотопомпой села Найфельд (п.4), Петровка (п.10), Русская Поляна (п.15).
Таким образом, в судебном заседании установлен факт ненадлежащего выполнения администрацией МО «Найфельдское сельское поселение» своих обязанностей по осуществлению мер пожарной безопасности. Следовательно, требование прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Найфельдское сельское поселение» о понуждении совершить определенные действия, а именно: обеспечить с. Петровка и с. Русская Поляна переносной пожарной мотопомпой, в селе Найфельд установить дополнительные два средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - обоснованы и подлежат удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроке, в который необходимо устранить нарушение закона, суд принимает во внимание следующее. Переносные пожарные мотопомпы, как установлено судом, должны быть оборудованы в населенных пунктах только вместе с пожарными водоемами. Для оборудования населенных пунктов и пожарными водоемами, и переносными пожарными мотопомпами необходимы большие денежные средства и время. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок для оборудования переносными пожарными мотопомпами сел Петровка и Русская Поляна следует установить такой же, какой установлен главным государственным инспектором Биробиджанского района по пожарному надзору - до 01.11.2011. Что касается оборудования с. Найфельд двумя средствами звуковой пожарной сигнализации, то, как установлено судом, больших затрат, как финансовых, так и временных, на это не требуется, поэтому суд считает, что для выполнения этого требования возможно установить минимальный срок - до 15.06.2011.
В судебном заседании прокурор отказался от заявленных исковых требований о понуждении администрацию МО «Найфельдское сельское поселение» обеспечить с. Найфельд переносной пожарной мотопомпой и села Петровка и Русская Поляна средствами звукового оповещения на случай пожара.
Согласно отказ от иска, признание иска, мировое соглашение" target="blank" data-id="12246">ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, истец вправе отказаться от заявленных требований, а суд не принимает отказ, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с абзацем 4 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Суд считает, что отказ заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО от исковых требований в части понуждения администрацию МО «Найфельдское сельское поселение» обеспечить с. Найфельд переносной пожарной мотопомпой и села Петровка и Русская Поляна средствами звукового оповещения на случай пожара не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах суд принимает отказ истца от части заявленных требований, производство по делу в этой части при этом подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 11, п. 31, п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, ст.ст. 194-198, 39, 220, 221 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до 1 ноября 2011 г. обеспечить с. Петровка и с. Русская Поляна (каждое) переносной пожарной мотопомпой.
Обязать администрацию муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до 15 июня 2011 г. в с. Найфельд установить дополнительно два средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
Прекратить производство по делу в части исковых требований прокурора о понуждении администрации МО «Найфельдское сельское поселение» обеспечить с. Найфельд переносной пожарной мотопомпой и села Петровка и Русская Поляна средствами звукового оповещения на случай пожара в связи с отказом истца от иска.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение 10 дней.
Судья О.П. Данилова