Дело № 2-616/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2011 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
председательствующей судьи Даниловой О.П.,
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджана ЕАО Девяткина Д.А.,
представителя заинтересованного лица Семенова А.Н.,
при секретаре Парикваш И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Биробиджана в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной на прилегающей территории в районе дома № 6 кор.1 по ул. Парковая г. Биробиджана, и о возложении обязанности организовать очистку данной территории в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В заявлении указал, что 17 мая 2011 г. прокуратурой города Биробиджана по обращению С.В. проведена проверка санитарного состояния прилегающей территории в районе дома 6 кор. 1 по ул. Парковая г. Биробиджана, которой установлено, что прилегающая территория вышеуказанного дома захламлена бытовым мусором, следы уборки отсутствуют.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых отходов и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
В п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
В судебном заседании помощник прокурора города Биробиджана Девяткин Д.А. заявленные требования и их обоснование, изложенные в заявлении, поддержал полностью.
Представитель заинтересованного лица - мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Семенов А.Н.заявление прокурора г. Биробиджана считает обоснованным, так как, действительно, на территории, прилегающей к дому 6 кор. 1 по ул. Парковая в г. Биробиджане имеется свалка бытовых отходов потребления, которая до настоящего времени не ликвидирована.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Эти же полномочия закреплены ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Как следует из п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В материалах дела представлены фотографии, из которых видно, что на указанной в заявлении территории, была образована свалка бытовых отходов.
Согласно акта о проведении выездной проверки 17.05.2011 на территории, прилегающей к д. 6 кор. 1 по ул. Парковая в г. Биробиджане допускаются несанкционированные свалки мусора, а также не обеспечена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании наличие выше перечисленной несанкционированной свалки в указанном районе не оспаривалось и самим представителем заинтересованного лица.
В соответствие со ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В судебном заседании установлено, что с момента установления наличия свалки бытовых отходов, по день обращения в суд и рассмотрения дела судом, указанная свалка не ликвидирована.
На основании вышеизложенного, суд считает, что требование о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной на прилегающей территории в районе дома № 6 кор.1 по ул. Парковая г. Биробиджана, подлежит удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на заинтересованное лицо обязанности ликвидировать указанную свалку путем очистки территории в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в районе дома № 6 корпус 1 по ул. Парковая г. Биробиджана ЕАО.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе дома № 6 корпус 1 по ул. Парковая в г. Биробиджане ЕАО, путем очистки территории в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд ЕАО в течение 10 дней через Биробиджанский районный суд.
Судья О.П. Данилова