Дело № 2-465/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2011 года г. Биробиджан Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующей Сладковой Е.Г., при секретаре Бойко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белоусова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области об отмене приказа № от 01 июля 2010 года «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты», - у с т а н о в и л: Белоусов А.В обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области об отмене приказа № от 01 июля 2010 года «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты». Свои требования мотивировал тем, что приказом № УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 года, в связи с имеющими дисциплинарными взысканиями ему была отменена дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата. Решением Биробиджанского городского суда от 31 января 2011 г. по делу № приказ № л\с УФСИН России по ЕАО от 25 марта 2010 г. о привлечении его к дисциплинарной ответственности был отменен. 21 февраля 2011 года им был подан рапорт об отмене приказа № УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 г. и выплате ему дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты. 24 марта 2011 года им был получен ответ о том, что приказом № УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 г. не может быть отменен на основании приказа № л\с от УФСИН России по ЕАО от 25 марта 2010 года. Просит отменить приказ № УФСИН РФ по ЕАО от 01 июля 2011 г. в полном объеме как незаконный. Истец Белоусов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что приказом № л\с УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 года, в связи с имеющимися дисциплинарными взысканиями (приказ УФСИН РФ по ЕАО № л\с от 29 января 2010 г. - замечание, приказ УФСИН РФ по ЕАО № л\с - предупреждение о неполном служебном соответствии) ему была отменена дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата. Решением Биробиджанского городского суда от 31 января 2011 года приказ № о\с УФСИН России по ЕАО от 25 марта 2010 года о привлечении его к дисциплинарной ответственности был признан незаконным и отменен. На основании решения суда им был подан рапорт об отмене приказа № от 01 июля 2010 года. 24 марта 2011 года им был получен ответ, что приказ № от 01 июля 2010 г. не может быть отменен на основании приказа №л\с от 25 марта 2010 г. Считает, что действия ответчика являются неправомерными. Приказ № от 01 июля 2010 года был издан на основании рапорта старшего инспектора группы по руководству УИИ УФСИН РФ по ЕАО Е.М. и действующих на тот период дисциплинарных взысканий. С данным приказом его в установленном порядке не знакомили, с рапортом Е.М. не знакомили, приказ № л\с от 29 января 2010 года - замечание, был издан с нарушениями. Проверка не проводилась, объяснения от него не бралось. Считает, что приказ № от 01 июля 2010 г. подлежит отмене, т.к. после вступления в законную силу решения от 31 января 2011 года отсутствуют основания для его издания и применения. Дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата была назначена ему при наличии у него дисциплинарного взыскания - замечания, объявленного приказом № л\с от 29 января 2010 года. Представитель истца Кочетов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца поддержал, суду пояснил, что поддерживает доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что на момент издания приказа УФСИН России по ЕАО № от 25 марта 2010 года у истца имелось дисциплинарной взыскании - замечание, объявленного приказом УФСИН РФ по ЕАО № л\с от 29 января 2010 г. Согласно п. 5 Приказа ФСИН России от 18 ноября 2009 года № 459 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников УИС» начальник УФСИН имеет право снижать размер дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, находящихся в их подчинении, или лишать их данной выплаты за нарушения служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. Наличие дисциплинарного взыскании, объявленного приказом № л\с от 29 января 2010 года не является основанием отказа в отмене приказа № УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 года, т.к. данная выплата была назначена при наличии у истца дисциплинарного взыскания и в день издания приказа № л\с от 25 марта 2010 года, который был признан незаконным и отменен решением суда. Взыскание в виде замечания было объявлено без проведения служебной проверки, что противоречит п. 5 приказа ФСИН России от 18 ноября 2009 года № 459. Представитель ответчика Назаркина В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом пропущен срок исковой давности на обращения в суд. Дополнительная стимулирующая ежемесячная выплата устанавливается приказом № от 18 ноября 2009 года ФСИН России по ЕАО. В соответствии с данным приказом начальником УФСИН России по ЕАО был издан приказа № от 25 марта 2010 года. В перечень должностей не включена должность истца и поэтому данная надбавка истцу была незаконно установлена. Приказом № от 01 июля 2010 года установленная истцу дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата была отмена. Истец не был ознакомлен с данным приказом, но это не является основанием для отмены приказа. На момент издания приказа у истца было два дисциплинарных взыскания. Приказ № л\с не был признан незаконным. Считает, что само установление надбавки истцу было произведено незаконно. Данная выплата является необязательной выплатой и не входит в оклад денежного содержания. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Белоусов А.В. с 31 марта 2008 года состоял на службе в УФСИН России по ЕАО в должности начальника ГУ МРУИИ № 1, с ним заключен контракт сроком до 06 февраля 2011 года, он имеет специальное звание <данные изъяты>. На основании приказа № -лс от 19 мая 2011 года, Белоусов А.В. уволен по пункту «В» ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 20 мая 2011 года. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам..», денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат (ч.1). Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками (п.8). Согласно п. 2 Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное Приказом МЮ РФ от 20 декабря 2006 года № 376, денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; иные денежные выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации. В целях дополнительного материального стимулирования отдельных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 года № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категории сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные службы» директором Федеральной службе исполнения наказаний Министерства юстиции РФ издан приказ № 459 от 18 ноября 2009 года «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников уголовно-исполнительной системы». Согласно п. 1 данного приказа, дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата установлена в процентах от фиксированной суммы, определяемой на календарный год: дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату отдельным категориям сотрудников уголовно-исполнительной системы в порядке и размерах согласно приложению 1; дополнительную единовременную выплату за высокие показатели в оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности по итогам календарного года отдельным категориям сотрудников территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке и размерах согласно приложению № 2. Пунктом 2 приказа, определена на 2010 календарный год фиксированная сумма для исчисления дополнительных выплат в размере <сумма>. В пункте 3 приказа указано, разрешить начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы устанавливать дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, замещающим штатные должности, не предусмотренные приложением № 1, определять конкретные размеры указанных выплат дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудникам, в пределах до 100 процентов от размера дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, установленной в приложением 1 к настоящему в приказу по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы. В судебном заседании установлено, что приказом УФСИН России по ЕАО № 108л\с от 25 марта 2010 года установлена дополнительная стимулирующая выплата: начальникам федеральных бюджетных учреждений УФСИН России по ЕАО ЛИУ-2, КП-4, ИК-10, Биробиджанская ВК, ИЗ-79\1 установлена дополнительная стимулирующая выплата, исчисляемая в процентах от фиксированной суммы, утвержденной на 2010 года в размере <сумма>, согласно приложению № 1 с 1 января текущего года, сотрудникам учреждений УИС области установлена дополнительная стимулирующая выплата, исчисляемую в процентах от фиксированной суммы, утвержденной на 2010 года в размере <сумма>, согласно приложения № 2 с 1 марта 2010 года. Согласно данному приказу Белоусову А.В., начальнику межрайонной инспекции, установлена дополнительная стимулирующая ежемесячная выплата в 2010 года в размере 5 %. <сумма>. Согласно личной карточке на денежное довольствие на 2010 год, представленной представителем ответчика, истцу Белоусову А.В. выплачивалась дополнительная стимулирующая ежемесячная выплата в апреле 2010 г. в размере <сумма>, в мае 2010 г. - <сумма>, в июне 2010 г. - <сумма>. Пунктом 5 приказа директора ФСИН МЮ РФ № 469 от 18 ноября 2009 года установлено, что решение о лишении дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты или снижении ее размера за упущение по службе и нарушения служебной дисциплины, начальникам территориальных органов уголовно-исполнительной системы принимается директором ФСИН России, начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы имеют право снижать размер дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, находящимся в их подчинение, или лишать их данной выплаты за нарушения служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности. Приказом Врио начальника УФСИН России по ЕАО В.К. от 01 июля 2010 года №, отмена установленная дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата Белоусову А.В. с 01 июля 2010 года. С данным приказом истец ознакомлен не был. В данном приказе указано, что в связи с имеющимися дисциплинарными взысканиями, объявленными приказами УФСИН России по ЕАО от 29 января 2010 года № 25 л\с, от 25 марта 2010 года № л\с, на основании поданного рапорта старшего инспектора по особым поручениям группы по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по ЕАО майора внутренней службы Е.М. от 30 июня 2010 года приказано отменить установленную дополнительную ежемесячную стимулирующую выплату. Согласно ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы распространяется действие Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение). В соответствии со ст. 34 Положения служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществление имеющихся у них правомочий. В соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел. Статья 39 Положения предусматривает, что поощрения и дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании). До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. В судебном заседании установлено, что приказом № от 29 января 2010 года истец Белоусов А.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за неисполнение указаний ФСИН России от 10 июля 2009 года №т, от 09 октября 2009 г. №, повлекшее за собой несвоевременное направление в ФСИН России копий государственных контрактов, финансовых документов о расходовании денежных средств, а также копии приказов, распоряжений о постановке закупленных товаров на баланс МУРИИ- начальника ФБУ МРУИИ№1 УФСИН России по ЕАО. Как установлено в судебном заседании, с приказом № л\с от 29 января 2010 года истец ознакомлен не был, объяснения истец до применения взыскания не писал, служебная проверка не проводилась. В судебном заседании установлено, что истец Белоусов А.В. приказом № л\с от 25 марта 2010 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за невыполнение п. 53 должностной инструкции, выразившиеся в неисполнении устных и письменных распоряжений начальника Управления, п. 5 должностной инструкции, п. 139, п. 143 приказа Минюста России от 16 августа 2007 года № 166 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний», выразившееся в неисполнение контрольных документов. Следовательно, в судебном заседании установлено, что 25 марта 2010 года приказом № истцу была установлена дополнительная стимулирующая надбавка, при наличии наложенного на истца приказом № л\с от 29 января 2010 года дисциплинарного взыскания -замечания. Суд считает, что приказ № л\с от 29 января 2010 года не может являться основанием для отмены дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты в силу п. 5 приказа директора ФСИН МЮ РФ № 469 от 18 ноября 2009 года согласно которого, начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы имеют право снижать размер дополнительной стимулирующей выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, находящимся в их подчинении, или лишать их данной выплаты за нарушения служебной дисциплины на основании заключения о результатах служебной проверки и приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку служебной проверки по данному нарушению служебной дисциплины не проводилось и данная дополнительная стимулирующая надбавка была установлена 25 марта 2010 года уже при наличии данного дисциплинарного взыскания. В судебном заседании установлено, что в день установления данной надбавки (приказ от 25 марта 2010 года №) с выплатой дополнительной стимулирующей выплаты с 1 марта 2010 года, истец приказом № л\с от 25 марта 2010 года привлечен к дисциплинарному взысканию в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Решением Биробиджанского городского суда ЕАО от 31 января 2011 года, приказ № л/с от 25 марта 2010 г. «О результатах служебной проверки» в отношении Белоусова А.В. о наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии признан незаконным и отменен. Данное решение вступило в законную силу. В приказе № от 01 июля 2010 года в качестве оснований для отмены дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты указан поданный рапорт старшего инспектора по особым поручениям группы по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по ЕАО майора внутренний службу Е.М. от 30 июня 2010 года. Данный рапорт, представителем ответчика, в судебное заседание представлен не был. Доводы представителя ответчика о том, что установление надбавки истцу было незаконно и должность истца не входит в перечень должностей, указанный в приказе, суд считает не состоятельными, поскольку, во-первых, в приказе № от 18 ноября 2009 года предусмотрено, что начальники территориальных органов УИС разрешено устанавливать дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты сотрудникам УИС, замещающим штатные должности, не предусмотренные приложением №, во-вторых, данная надбавка истцу была определена приказом в размере 5 %, в-третьих, данная выплата выплачивалась в период с марта по июнь, в-четвертых, оснований для отмены выплаты являлось незаконное установление выплаты, а два дисциплинарных взыскания и рапорт от 30 июня 2010 года. В судебном заседании представителем ответчика сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд с данным иском. Истец в судебном заседании просил восстановить срок для подачи иска об отмене приказа № от 01 июля 2010 года, т.к. об этом приказе он узнал только из решения суда от 31 января 2011 года. С данным приказом его никто не знакомил, считает течение срока на обжалования вышеуказанного приказа с 31 января 2011 года, о чем имеется письменное заявление в материалах дела. В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от № 2 от 17 марта 2004 года в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие неопределимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). С исковыми требованиями о признании приказа № л/с от 01 июля 2010 г. «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты» в отношении Белоусова А.В. истец обратился в суд 27 апреля 2011 года. В судебном заседании установлено, что истец 21 февраля 2011 года обратился с рапортом, в котором просил отменить приказ № от 01 июля 2010 года и произвести перерасчет по дополнительной ежемесячной стимулирующей выплате в полном объеме. 18 марта 2011 года истцу был дан ответ, в котором указали, что приказ УФСИН России по ЕАО от 01 июля 2010 года № 269 не может быть отменен только на основании отмены приказа № 117 л\с от 25 марта 2010 года. Замечание, объявленное приказом УФСИН России по ЕАО от 29 января 2010 года, являлось действующим на 29 января 2010 года. С 1 января 2011 г. дополнительная стимулирующая выплата не производится ни одному сотруднику, кроме того, она не является обязательной, и нет правовых оснований для ее перерасчета. Из справки УФСИН России по ЕАО от 16 июня 2011 года установлено, что с 05 апреля 2010 года по 19 мая 2011 года истец службу не проходил, в указанный период находился в очередных отпусках и отпусках по временной нетрудоспособности. С учетом вышеизложенного, суд, считает, что срок на обращения в суд истцом пропущен по уважительной причине и данный срок необходимо восставить. Проанализировав исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что приказ № от 01 июля 2010 г. «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты» является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 194 -197 ГПК РФ, суд, - Р е ш и л: Исковые требования Белоусова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области об отмене приказа № от 01 июля 2010 года «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты» - удовлетворить. Приказ № от 01 июля 2010 г. «Об отмене дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты» признать незаконным и отменить. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней через Биробиджанский районный суд в Суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Сладкова Е.Г.