Решение по заявлению об оспаривании заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом



Дело №2-993\ 2011                                   .

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи Сладковой Е.Г.,

при секретаре Гараховской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по заявлению Нечунаева Л.Т. о признании незаконным заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года, об обязании Управление Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области восстановить допущенное нарушение права на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, -

у с т а н о в и л :

Нечунаев Л.Т. обратился с суд с заявлением об оспаривании заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Свои требования мотивировал тем, что 1 марта 2011 года заместителем начальника управления - начальником МОБ УВД ЕАО А.М. было утверждено заключение инспектора ООЛРР УВД ЕАО И.Ш. об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. В соответствии с указанным заключением, инспектором ООЛРР УВД ЕАО И.Ш. было установлено, что ему - Нечунаеву Л.Т., состоящему на учете в ООЛРР УВД ЕАО в качестве владельца гражданского охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39мм, , <дата> г.в. на хранение и ношение было выдано разрешением серии РОХА сроком действия до <дата>. Государственным инспектором ОГБУ Дирекции по ООПТ ЕАО в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, в связи с этим инспектор ООЛРР УВД ЕАО И.Ш. сделал вывод, что на соответствии ч. 11 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» он утратил право на приобретение гражданского охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Далее И.Ш., руководствуясь вышеизложенным в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об оружии» полагал необходимым, а начальник МОБ УВД ЕАО утвердил данное предложение, что ранее выданное ему разрешение подлежит аннулированию, в виду возникновения обстоятельства, исключающих возможность их получения. Таким образом, на основании ч. 11 ст. 13, п.3 ч.1 ст. 26 ФЗ «Об оружии» 1 марта 2011 года разрешение серии РОХа выданное УВД по ЕАО 13 февраля 2007 года на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга», <дата> года выпуска, сроком на 5 лет было аннулировано. С данным заключением об аннулировании разрешения на хранения и ношение охотничьего огнестрельного оружия не согласен, по следующим основаниям. То, обстоятельство, на которое ссылается инспектор И.Ш. - совершение правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, не входит в перечень обстоятельств, предусмотренных ФЗ «Об оружии» исключающие возможность получения лицензий и разрешений. Следовательно, обстоятельство, по которому было принято решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия является не законным и соответственно заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия также является не законным. Просит восстановить срок на обжалование, утвержденного 1 марта 2011 г. начальником МОБ УВД ЕАО заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, вынесенное 1 марта 2011 года инспектором ООЛРР УВД ЕАО И.Ш. на основании которого, разрешение серии РОХа , выданное УВД по ЕАО 13 февраля 2007 года на его имя, на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> г.в., сроком на 5 лет было аннулировано, признать утвержденное 1 марта 2011 года начальником МОБ УВД ЕАО заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, вынесенное 1 марта 2011 года инспектором ООЛРР УВД ЕАО И.Ш. на основании которого, разрешение серии РОХа , выданное УВД по ЕАО 13 февраля 2007 года на его имя, на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> г.в., сроком на 5 лет было аннулировано - незаконным.

На основании определения от 06 июля 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник ООЛРР УВД по ЕАО подполковник милиции Глухов Е.С.

В судебном заседании заявитель Нечунаев Л.Т. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года, и обязать УМВД по Еврейской автономной области восстановить допущенное нарушение права на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Суду пояснил, что поддерживает доводы своего представителя.

Представитель заявителя Кривошеев С.И., действующий на основании ордера, заявленные требования уточнил, просил признать незаконным заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года, и обязать УМВД по Еврейской автономной области восстановить допущенное нарушение права на хранение и ношения охотничьего огнестрельного оружия. Суду пояснил, что полностью поддерживает доводы, указанные в заявление. Считают, что ссылка в заключение на ст. 26 п. 3 ч. 1 ФЗ «Об оружии» не содержит тех оснований, на которых было принято заключение и следовательно данное заключение является незаконным. Кроме того, данная статья отсылает к ч. 13 ФЗ «Об оружии», в которой указан исчерпывающий перечень обстоятельств, являющихся основаниями для аннулировании лицензии и основание как привлечение к административной ответственности в указанном перечне нет.

Заинтересованное лицо - представитель УМВД по ЕАО Савичева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что ч. 11 ст. 13 ФЗ «Об оружии» указывает, что право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия может гражданин, не совершавший правонарушений с нарушением правил охоты. Нечунаев Л. Т. был привлечен к административной ответственности за нарушение правил охоты. Постановлением об административном правонарушении заявитель был признан виновным в административном правонарушении по ст. 8.37 ч. 1 КоАП РФ, данное постановление не оспорил. На основании п. 3 ч. 1 ст. 26 ФЗ «Об оружии» заявителю было аннулировано разрешение на ношение оружия. Заключение от 01.03.2011 законное, поскольку у заявителя имеется совершенное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, и разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия должно быть аннулировано.

Заинтересованное лицо начальник ООЛРР УВД по ЕАО Глухов Е.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что Нечунаев Л. Т. был привлечен к административной ответственности за нарушение правил охоты. Данный факт он не отрицает. В соответствии со ст. 13 ч. 11 ФЗ «Об оружии» условием приобретения права на ношение и хранение охотничьего огнестрельного оружия является в том числе ненарушение правил охоты. В данном случае заявитель потерял право владения именно охотничьем огнестрельным оружием с нарезным стволом. Заключение об аннулирование разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01.03.2011 является законным и обоснованным.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что разрешение РОХа на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> года выпуска было выдано Нечунаеву Л.Т. 13 февраля 2007 года со сроком действия до 13 мая 2012 года.

Из протокола об административном правонарушении, составленного 04 ноября 2010 года государственным инспектором ЕАО по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательству в области охраны и использования ОЖМ и среды их обитания на территории ЕАО Е.Л. следует, что Нечунаев Л.Т. 04 ноября 2010 года в 5.40 часов находился в Биробиджанском охотхозяйстве Биробиджанского района ЕАО, южнее 6 км от <адрес> на автомобиле <данные изъяты> транспортировал разделанную тушу косули, в брюшной полости которой имелась печень, имел при себе гладкоствольное огнестрельное незачехленное оружие калибра , карабин ОП СКС АТ с калибром 7,62 мм, незаполненное разрешение на добычу косули, тем самым Нечунаев Л.Т. нарушил п. 10,14 «Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18.

Постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении от 02 декабря 2010 года Нечунаев Л. Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей без конфискации орудий охоты. Данное постановление обжаловано не было, вступило в законную силу.

В данном постановлении установлено, что Нечунаев Л.Т. транспортировал 04 ноября 2010 года в 5 часов 40 минут в Биробиджанском охотхозяйстве Биробиджанского района ЕАО, южнее 6 км от <адрес> на автомобиле <данные изъяты> с государственным регистрационным номером разделанную тушу косули, в брюшной полости которой имелась печень, имея при себе гладкоствольное огнестрельное незачехленное оружие калибра , карабин ОП СКС АТ с калибром 7,62 мм, незаполненное разрешение на добычу косули, нарушив тем самым пункты 10, 14 «Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, административная ответственность наступает за нарушение правил охоты.

В судебном заседании установлено, что 01 марта 2011 года инспектором ООЛРР УВД по ЕАО старшим лейтенантом милиции И.Ш. составлено заключение об аннулировании разрешения РОХа на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, в котором он полагает необходимым на основании ч. 11 ст. 13 и п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об оружие» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ аннулировать разрешение серии РОХа , выданное УВД по ЕАО 13 февраля 2007 года на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> г.в., сроком на 5 лет, изъять охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> г.в., патроны к нему и поместить его на временное хранение в ОМТ и ХО УВД по ЕАО до решения вопроса о его реализации, разъяснить Нечунаеву порядок реализации изъятого у него охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом «Сайга» кал. 7,62х39 мм, , <дата> г.в.

Данное заключение от 01 марта 2011 года согласовано с начальником ООЛРР УВД по ЕАО Глуховым Е.С. и утверждено заместителем начальника управления - начальником МОБ УВД по ЕАО полковником милиции А.Ш. 01 марта 2011 года.

Суд считает, что заключение об аннулировании разрешений РОХа на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом (абзац второй пункта 2 статьи 129).

Право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об оружии», который предусматривает ряд ограничений права на приобретение оружия.

В соответствии со ст. 2 № ФЗ-150 «Об оружии», оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

Согласно ст. 3 данного закона, к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны, 2) спортивное оружие, 3) охотничье оружие, 4) сигнальное оружие, 5) холодное клинковое оружие.

В соответствии со ст. 3 охотничье оружие подразделяется на огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое.

Оспариваемое заключение об аннулировании разрешения принято в отношении охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, что не оспаривается заявителем.

Согласно ст. 26 вышеуказанного закона, лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях: Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае: 1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия; 2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения; 3) возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения; 4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются органом внутренних дел до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 ФЗ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Круг лиц, имеющих право на приобретение оружия, в том числе охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, регламентирован ст. 13 Закона.

Так, статьей 13 ФЗ от 13 декабря 1996 года № 150 -ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

В силу ч. 11 ст. 13 ФЗ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" (в редакции, действующей с 15.06.2010) спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выданы спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. При этом право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия.

Это же обстоятельство в силу п. 3 ст. 26 ФЗ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» дает основание для аннулирования соответствующей лицензии или разрешения.

В этой связи, привлечение гражданина Российской Федерации являющегося владельцем охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом к административной ответственности за нарушение правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ) является основанием для аннулирования ранее выданного гражданина разрешения на хранение и ношение указанного оружия.

Согласно ст. 27 № ФЗ-150, изъятие оружия и патронов к нему производится: 1) органами внутренних дел в случаях: аннулирования в установленном порядке указанных лицензий и разрешений.

Как установлено в судебном заседании, 4 ноября 2010 года Нечунаев Л.Т., являясь владельцем охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, нарушил правила охоты и 2 декабря 2010 года был привлечен к административной ответственности по ст. 8.37 ч. 1 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение правил охоты.

В связи с нарушением заявителем Нечунаевым Л.Т. правил охоты, повлекшие привлечение его к административной ответственности по ст. 8.37 ч. 1 КоАП РФ, возникло обстоятельство, указанное в ст. 13 п. 11 и ст. 26 ч.1 п. 3 № ФЗ-150 «Об оружии», препятствующие выдаче лицензии на данный вид оружия. Следовательно, возникновение обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий на разрешения, влечет аннулирование выданных лицензий или разрешений (п. 3 ч.1 ст. 26 ФЗ «Об оружии»).

Суд считает, что поскольку Нечунаев Л. Т. допустил нарушения правил охоты, то тем самым утратил право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, следовательно, у него возникли обстоятельства, исключающие возможность получения разрешения для данного вида оружия.

Также суд считает, что отношение по аннулированию разрешение на ношение и хранение охотничьего нарезного оружия и изъятие его в связи с аннулированием разрешений возникли в связи с нарушением административного законодательства, но находятся вне сферы его действия и регулируются гражданским законодательством и специальным законом, то есть являются следствием допущенного административного правонарушения.

Кроме того, федеральным законом «Об оружии» предусмотрено, что разрешение на хранение и ношение оружия аннулируется именно тем органом, который данное разрешение выдавал.

Доводы представителя заявителя в судебном заседании о том, что в данном случае не может применяться п.3 ч.1 ст. 26 ФЗ «Об оружии», поскольку отсылает к пункту 11 ст. 13 закона, в котором говорится о праве на приобретение оружия, и заявитель привлечен к административной ответственности несостоятельны, поскольку основаны на ошибочном, избирательном толковании норм материального права исходя из процессуальной позиции по делу и не соответствуют вышеприведенным требованиям закона.

Поскольку Нечунаев Л.Т. привлечен к административной ответственности за нарушение правил охоты, что в силу вышеизложенных положений Закона исключает возможность получения лицензии, а также разрешения на хранение или хранение и ношения указанного типа оружия, оспариваемое заявителем решение должностного лица и последующие действия должностных лиц по изъятию принадлежащего заявителю охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом требованиям закона соответствуют и совершены в пределах полномочий указанных должностных лиц, в связи с чем заключение об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года является законным и обоснованным.

С учетом вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление Нечунаева Л.Т. о признании незаконным заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года, об обязании Управление Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области восстановить допущенное нарушение права на хранение и ношения охотничьего огнестрельного оружия, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-198, 199 ГПК РФ, суд, -

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Нечунаева Л.Т. о признании незаконным заключения об аннулировании разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия от 01 марта 2011 года, об обязании Управление Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области восстановить допущенное нарушение права на хранение и ношения охотничьего огнестрельного оружия - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области течение 10 дней через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области со дня принятия решения в окончательной форме.

             Судья                                                                                                              Е.Г. Сладкова