Дело № 2 - 1134/2011 (в иске о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении отказано)



Дело № 2-1134/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года                                                                                               г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

председательствующего судьи Мудрой Н.Г.

при секретаре Морозовой А.П.,

с участием истца законного представителя несовершеннолетнего - Терновой В.В., представителя ответчика - Мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Копыл И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терновой В.В. в интересах несовершеннолетнего Р.Т. к Мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном образовательном учреждении,

У С Т А Н О В И Л :

Терновая В.В. в интересах несовершеннолетнего сына Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд к Мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном образовательном учреждении. В обоснование заявленных требований указала, что имеет несовершеннолетнего сына Р.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и в соответствии со ст.ст. 56, 64 Семейного Кодекса РФ является его законным представителем. На основании заявления от 07.11.2008 сын был поставлен на учёт в Отделе образования мэрии г. Биробиджана для определения в дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту ДОУ) . 30.03.2011 она обратилась в Отдел образования мэрии г. Биробиджана с письменным заявлением о предоставлении ребенку путевки в детский сад в 2011 году, на что был дан ответ , что устроить сына в ДОУ «Детский сад » не могут в связи с отсутствием свободных мест. Сроки получения путевки в ДОУ в ответе указаны не были. Полагает, в данном случае мэрией города Биробиджана были нарушены права ее ребенка. Данные нарушения выразились в следующем. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, п. 2 ст. 5 ФЗ «Об образовании» у ребенка есть право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Предоставить место в ДОУ с 1,5 лет -полномочия и обязанность муниципальных органов, то есть мэрии города в лице Отдела образования, в соответствии с Постановлением мэрии города от 16.12.2009 № 4348 «Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П, положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). То есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей. Закрепляя в пункте 1 статьи 18 Закона «Об образовании», что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, Закон РФ «Об образовании» в пункте 3 той же статьи предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Такие учреждения, согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и
оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (пункт 3).

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права. Она предполагает в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства

- обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные
образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Имеющиеся дошкольные учреждения не обеспечивают потребность в этих учреждениях. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 15 Федерального Закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 13 ст. З Раздела II Устава муниципального образования «Город Биробиджан» к вопросам ведения местного самоуправления отнесена организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного образования. Следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей основана на принципе ответственности должностных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно ст. 5 ФЗ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Таким образом, законодателем закреплено гарантированность получения гражданами бесплатного дошкольного образования. Данное образование не является обязательным. Однако если государство указанное выше право гарантирует, значит, при изъявлении гражданином воспользоваться правом на получение бесплатного дошкольного образования государство должно обеспечить возможность реализации гражданином на бесплатное дошкольное образование.

Она, как законный представитель ребенка, изъявила желание воспользоваться правом на получение ребенком бесплатного дошкольного образования. Следовательно, мэрия г. Биробиджана обязана была принять все меры, чтобы данное право реализовалось без нарушения прав, как ребенка, так и его законных представителей (родителей). Однако на данный момент этой государственной поддержки ее семья лишена.

Согласно п. 3 ст. 18 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (данная Конвенция вступила в силу для нашего государства с 15.09.1990), государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

Отец ее сына работает, в связи с чем, мэрия города Биробиджана, в силу своих полномочий обязана принять все необходимые меры для использования права пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за ребенком. Однако мэрией г. Биробиджана никаких вышеуказанных мер предпринято в отношении ее ребенка не было.

Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Заявление было подано 07.11.2008. Таким образом, разумность сроков предоставление места в ДОУ мэрией города Биробиджана нарушена. На данный момент е ребенку уже исполнилось 3 года и 1 месяц, однако он до сих пор лишен возможности посещать ДОУ, потому что место в ДОУ не предоставлено.

Просит суд обязать мэрию города Биробиджана предоставить ее ребенку место в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении - детский сад .

           В судебном заседании Терновая В.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд обязать ответчика предоставить ее сыну место в дошкольном образовательном учреждении согласно ее заявления, в детском саду . Суду дополнила, что с доводами ответчика, изложенными в отзыве на исковое заявление, не согласна по следующим основаниям. Заявление на предоставление места в МДОУ было ею подано 07.11.2008, согласно п.3 Типового положения о ДОУ дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Реализация прав ребенка, предусмотренных законодательством и гарантированных Конституцией, не может привести к нарушению прав других лиц. К нарушению прав детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование приводит ненадлежащее осуществление мэрий города полномочий, возложенных на нее п.13 ч.1 ст.16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании». Отказ ответчика в предоставлении ее ребенку в рамах основной общеобразовательной программы места в детском дошкольном учреждении детском саду говорит о ненадлежащем осуществлении органом местного самоуправления своих полномочий. Все разумные сроки прошли, за 2,5 года, которые ее ребенок состоит на учете на получение места в МДОУ, мэрией не было принято никаких действий. Никаких иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено. Однако ее сыну было письменно отказано в связи с отсутствием мест. Считает, что отказ в удовлетворении ее исковых требований будет нарушать конституционное право ее ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

           Представитель ответчика Копыл И. в судебном заседании исковые требования не признал, ранее представленные суду письменные возражения по данному иску, поддержал в полном объеме, суду дополнил, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку в отдел образования заявление истцом было направлено 30.03.2011 о предоставлении путевки ее ребенку в детский сад , в настоящее время в детском саду нет свободных мест для устройства ребенка истца. Кроме того, очередь ее ребенка 49. Если именно сейчас предоставить место в детском дошкольном учреждении Терновой В.В., то будут нарушены права других детей и родителей, которые подали заявления раньше истицы. В настоящее время Мэрией города постановлением от 14.02.2011 утвержден порядок предоставления целевой субсидии на оплату услуг по дневному уходу (содержанию) за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основы; общеобразовательную программу дошкольного образования», согласно которому место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления необходимости устройства ребенка в детский сад, носит рекомендательный характер.

           Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

           В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование и каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

           Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 2 части 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

            На территории МО «Город Биробиджан» действует Устав МО «Город Биробиджан», утвержденный решением городской Думы от 30.06.2005 № 242 (далее - Устав муниципального образования).

            Пунктом 13 статьи 3 Устава муниципального образования организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

            Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

           Постановлением мэрии города муниципального образовании «Город Биробиджан» от 16.12.2009 № 4348 утверждено Положение о порядке комплектования детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования ( в редакции от 05.07.2011 № 2245), далее - Положение.

            В соответствии с пунктами 1.2; 1.7-1.8 Положения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте, установленном в соответствии с федеральным законодательством, отдел образования мэрии города принимает заявление от родителей (законных представителей) на предоставление места в МДОУ. Для постановки на учет родителям (законным представителям) необходимо предоставить: заявление, документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей), копию свидетельства о рождении.

            В пунктах 1.3 и 1.4 Положения определена категория детей, которые имеют право на внеочередное и первоочередное предоставление места в МДОУ.

            Таким образом, согласно указанному Положению комплектование муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Биробиджан» осуществляется отделом образования мэрии города. По достижении несовершеннолетним установленного законом возраста, при наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей) между несовершеннолетним и мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» возникает правоотношение, в силу которого орган местного самоуправления обязан обеспечить ребенка местом в детском дошкольном учреждении для получения бесплатного образования.

            Комплектование МДОУ производится в соответствии с Положением и уставами Учреждений на новый учебный год в период с 1 июня по 1 июля текущего года, выдача путевок в МДОУ осуществляется с 10 июля по 1 сентября ежегодно, в остальное время производится доукомплектование (п.1.6).

Пунктами 1.3 и 1.4 Положения определена категория детей, которые пользуются правом на внеочередное и первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

В соответствии с п. 1.6 Положения комплектование МДОУ на новый учебный год производится отделом образования мэрии города в период с 1 июня по 1 июля текущего года, выдача путевок в МДОУ осуществляется с 10 июля по 1 сентября ежегодно, остальное время производится доукомплектование МДОУ.

В судебном заседании установлено, истец Терновая В.В. является матерью Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении ).

На основании заявления истца Терновой В.В. от 07.11.2008 ее ребенок Р.Т. в отделе образования мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» был постановлен на учет на предоставления места в МДОУ - детский сад , регистрационный номер 112.

Повторно истец Терновая В.В. обратилась в отдел образования мэрии города Биробиджана с заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении города Биробиджана 30.03.2011, на которое 18.04.2011 начальником отдела образования дан ответ, из которого следует, что просьбу по устройству вне очереди ребенка Р.Т. (очередь ), ДД.ММ.ГГГГ года рождения выполнить не могут в связи с отсутствием свободных мест.

Согласно Книге учета будущих воспитанников детских садов за 2011 год по детскому саду Р.Т. зарегистрирован за .

Права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ ребенок истца не имеет, данный факт истцом не оспаривался. Свободных мест в детском саду нет.

          Данные фактические обстоятельства нашли свое подтверждение пояснениями свидетеля Л.К., исследованными в судебном заседании материалами дела.

Свидетель Л.К. суду пояснила, что работает главным специалистом отдела образования мэрии города Биробиджана, учет детей на получение мест в дошкольные учреждения ведется в соответствии с принятым мэрией города Положением, учет ведется по конкретному детскому саду, общей очереди нет. На основании заявления истицы от 07.11.2008, ребенок Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был постановлен на учет для получения места в детском саду , очередь была 112, книга учета будущих воспитанников ведется ежегодно с учетом получивших место в детском учреждении и постановленных на учет, в 2011 году очередь ребенка истца 4 ежегодно 9. В детском саду шесть групп, ежегодно комплектуют одну ясельную группу, где дети от одного года до двух лет, группы с двух лет до семи доукомплектовываются, если есть свободные места, ребенку истца три с лишним года, в группе от 3-х до 4-х лет 31 ребенок, свободных мест нет.

Из представленных в судебное заседание Книг учета будущих воспитанников за 2009-2010 годы отдела образования мэрии муниципального образования «Город Биробиджан», следует, что учет воспитанников ведется на основании заявлений родителей (законных представителей) по конкретному дошкольному образовательному учреждению по дате поступления заявлений. В книге за 2011 год по детскому саду Р.Т. состоит в очереди за номером 49. Для получения места в соответствующей возрасту группе от 3-х до 4-х лет впереди него еще одиннадцать человек ( №№ 37, 38, 40-48).

Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования «Город Биробиджан» на поступление ребенка в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения существует нормативно определенная очередность предоставления места в избранном родителями учреждении. На день рассмотрения дела ребенок истца, в числе других детей, состоит в очереди под номером 49.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить Р.Т. место в детском саду помимо очереди не имеется, поскольку ребенок право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении не имеет, состоит на учете, нуждающихся в предоставлении места в детском учреждении, исходя из даты поданного заявления, при этом право на общедоступное дошкольное образование ребенка не нарушено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Терновой В.В. в интересах несовершеннолетнего Р.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Мэрии г.Биробиджана о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 дней через Биробиджанский районный суд, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                           Н.Г. Мудрая