Дело № 2 - 1617/2011 по иску и.о. Прокурора г. Биробиджана к МОУ `СОШ № 23` о возложении обязанности установить ограждение территории. Вступило в законную силу 02.12.2011



Дело № 2-1617/2011                                                                                  14 ноября 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе:

председательствующей Кукшиновой О.М.

при секретаре                    Кузьменко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по иску и. о. Прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа», Муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города о понуждении к исполнению обязательств,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. Прокурор города Биробиджана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» (далее МОУ «СОШ № 23») о понуждении к исполнению обязательств. Свои требования мотивировал тем, что в августе 2011 года прокуратурой города Биробиджана проведена проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями города требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. Проверкой установлено, что ответчиком не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства, а также Закона РФ «Об образовании». Так проверкой выявлено, что ограждение территории МОУ «СОШ № 23» отсутствует. Нежилое здание, в котором расположено общеобразовательное учреждение, является муниципальной собственностью и закреплено на основании распоряжения КУМИ Мэрии города от 15.07.2009 № 124 за МОУ «СОШ № 23». Просит суд возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» обязанность установить ограждение территории, расположенной по адресу: г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, в соответствии с требованиями пункта 2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Определением от 08.09.2011 данное исковое заявление принято к производству Биробиджанского районного суда.

Определением Биробиджанского районного суда от 06.10.2011 произведена замена ненадлежащего третьего лица Мэрии города МО «Город Биробиджан» на надлежащее Муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города и произведена процессуальная замена третьего лица Муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города на соответчика по делу Муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города. Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчиков МКУ КУМИ МО «Город Биробиджан» ЕАО и МКУ УЖКХ МО «Город Биробиджан» ЕАО. Суд определил рассмотреть исковое заявление прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города, к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» о понуждении к исполнению обязательств.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана заявленные требования уточнила, просила обязать МОУ «СОШ № 23» в срок по 01 октября 2012 года, оградить забором территорию МОУ «СОШ № 23», расположенную по адресу Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, в пределах имеющихся в распоряжении денежных средств, в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации общеобразовательного учреждения. ». А при недостаточности денежных средств у МОУ СОШ № 23, обязанность оградить забором территорию МОУ «СОШ № 23» возложить на Муниципальное образование «город Биробиджан» в лице мэрии города. Заявленные требования обосновала доводами, указанными в исковом заявлении. Просила удовлетворить уточненные исковые требования указав, что считает возможным установить срок до 01.10.2011.

Представитель ответчика - директор МОУ «СОШ № 23» Комиссаренко Л.В. исковые требования не признала. Не оспаривая необходимость на основании закона «Об образовании» и СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» оградить забором территорию школы, суду пояснила, что у школы нет денежных средств, необходимых для ограждения школы. В плане мероприятий по обеспечению безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2010-2016 года, утвержденных распоряжением главы Мэрии города Биробиджана 07.09.2009 предусмотрено ограждение территории школы в 2011 году. Однако выделенные для этой цели денежные средства были перераспределены на приоритетные нужды, в частности на замену оконных стеклопакетов, поскольку в школе наблюдался пониженный температурный режим, что могло крайне отрицательно сказаться на здоровье учащихся. При формировании бюджета школы, поскольку МО «город Биробиджан» является учредителем школы, денежные средства для этих целей заложены не были, а своих денежных средств, достаточных для ограждения школы по периметру земельного участка площадью 19883 кв.м. у них нет. В случае удовлетворения иска просили возложить субсидиарную ответственность по установке забора и на учредителя, а так же просила, в связи с тяжелым финансовым положением, снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию до 200 рублей.

Представитель МО «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города Лукина А.В. заявленные требования не признала, пояснив, что МО «город Биробиджан» является ненадлежащим ответчиком по делу. Вместе с тем, являясь учредителем и осуществляя финансирование МОУ «СОШ № 23», они окажут содействие в ограждении школы забором с учетом плана мероприятий по обеспечению безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2010-2016 года, утвержденных распоряжением главы Мэрии города Биробиджана 07.09.2009, в объеме выделенного для этих целей финансирования.

Представители третьих лиц на стороне ответчиков МКУ КУМИ МО «Город Биробиджан» ЕАО Кытман В.М. и МКУ УЖКХ МО «Город Биробиджан» ЕАО Бут Т.А. доводы представителя МО «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города поддержали, пояснив, что надлежащим ответчиком по иску является МОУ «СОШ № 23», которая и обязана оградить забором территорию школы.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. МОУ СОШ № 23 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, численность которых постоянно меняется, в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процессе в качестве истцов не предоставляется возможным.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно п. 1.2, 1.4 Устава МОУ СОШ № 23, утвержденному Постановлением главы мэрии города за № 1992 от 19.06.2009 МОУ «СОШ № 23» является юридическим лицом и имеет самостоятельную смету и обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Учредителем школы является МО «город Биробиджан» в лице мэрии города МО «Город Биробиджан ЕАО». Учредитель несет ответственность по обязательствам Школы в случаях, установленных действующим законодательством.

В соответствии с п. 4.5 Устава, деятельность школы финансируется из бюджета МО «город Биробиджан» в лице мэрии города МО «Город Биробиджан ЕАО » в соответствии с действующим законодательством. Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность (п. 4.8), доходы, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Школы и учитываются на отдельном балансе. Учредитель закрепляет за Школой имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а так же земельные участки (п. 4.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Материалами дела подтверждается, что Постановлением главы мэрии города от 27.08.2001 № 328 и Постановлением № 3530 от 30.09.2011, земельный участок площадью 19883 кв.м., расположенный по адресу г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, предоставлен МОУ СОШ № 23 в постоянное (бессрочное) пользование для содержания и эксплуатации учебного здания и стадиона. Данное обстоятельство так же подтверждается пояснениям сторон и распиской в получении документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2011. Нежилое здание, в котором расположено МОУ «СОШ № 23» является муниципальной собственностью и закреплено на основании распоряжения КУМИ мэрии города от 15.07.2009 № 124 за МОУ «СОШ № 23» на праве оперативного управления.

Согласно ст. 32 ФЗ РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. В соответствии с п. 3 п.п 3 указанной статьи образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Пунктом 7 ст. 51. указанного ФЗ предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Из п. 1 ст. 2 ФЗ РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования к территории общеобразовательных учреждений предусмотрены в п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 . Согласно 3.1. указанного Сан Пин 2.4.2.2821-10, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10 %.

При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой города Биробиджана проведена в августе 2011 года проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями города требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан. Проверкой было установлено, что ответчиком не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства, а также Закона РФ «Об образовании». Так проверкой выявлено, что ограждение территории МОУ «СОШ № 23» отсутствует.

В судебном заседании представитель МОУ «СОШ № 23» Комиссаренко Л.В. не отрицала факт отсутствия ограждения территории участка на котором находится здание МОУ СОШ № 23, что указывает на нарушение МОУ «СОШ № 23» требований п. 2.2.3 Сан Пин 2.4.1178-02, действовавших до 01.09.2011 (на момент предъявления иска) и п. 3.1 Сан Пин 2.4.2.2821-10, действующих с 01.09.2011.

Обосновывая заявленные требования, помощник прокурора г. Биробиджана пояснил, что МОУ «СОШ № 23» не обеспечивает необходимые меры по противодействию терроризму, нарушает требования Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и Федерального закона "О противодействии терроризму", а именно: в МОУ «СОШ № 23» отсутствует забор по периметру территории образовательного учреждения, что способствует бесконтрольному пребыванию и передвижению по территории общеобразовательного учреждения транспорта и посторонних граждан, что ставит под угрозу жизнь и здоровье не только учащихся, но и неопределенного круга лиц.

Суд, с учетом положений ст. ст. 3, 5 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", п. 3 ч. 3 ст. 32 ФЗ РФ "Об образовании", приказа Министерства образования и науки РФ N 1126 от 01.09.2008 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования", приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на МОУ «СОШ № 23» обязанности установить забор по периметру территории образовательного учреждения в пределах имеющихся в распоряжении МОУ «СОШ № 23» денежных средств, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

При этом суд учитывает, что ответственность за нарушение указанных норм права и норм СанПин возлагается на лицо, владеющее переданным ему муниципальным имуществом на праве оперативного управления, а установка забора по периметру образовательного учреждения отвечает требованиям Закона РФ "Об образовании" и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Суд также принял во внимание, что в настоящее время утвержден распоряжением главы Мэрии города Биробиджана 07.09.2009 план мероприятий по обеспечению безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях на 2010-2016 года, в котором предусмотрено ограждение и территории МОУ «СОШ № 23».

Согласно указанному плану мероприятий по обеспечению безопасности муниципальных образовательных учреждений, ответственными исполнителями его являются отдел образования мэрии города и ЖКХ мэрии города.

По указанным выше основаниям, учитывая, что учредителем МОУ «СОШ №23» является МО «город Биробиджан» в лице мэрии города, суд считает необходимым при недостаточности денежных средств у МОУ «СОШ № 23», обязанность оградить забором территорию МОУ СОШ № 23, расположенную по адресу Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, в срок по 01 октября 2012 года, в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации общеобразовательного учреждения», возложить на Муниципальное образование «город Биробиджан» в лице мэрии города.

Устанавливая срок исполнения возложенной судом обязанности, суд выслушав пояснения сторон, считает срок, указанный прокурором г. Биробиджана для выполнения указанных работ - по 01.10.2012 разумным и обоснованным, установленным с учетом начала учебного года, сроков финансирования на устройство ограждения, времени необходимого для проведения соответствующего конкурса, сроков выполнения работ по устройству забора. Установление решением суда срока для его исполнения согласуется с положениями ст. 206 ГПК РФ.

Суду ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств в опровержение доводов процессуального истца.

В связи с указанным выше и установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд считает необходимым заявленные требования к МОУ «СОШ № 23» и МО «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города о понуждении к исполнению обязательств - удовлетворить в полном объеме.

В соответствии с п.п.9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с п.2 ст.333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.

Статьей 90 ГПК РФ так же предусмотрено право суда, исходя из имущественного положения стороны, уменьшит размер государственной пошлины.

В связи с тем, что исковые требования удовлетворены, МО Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города освобождено от уплаты государственной пошлины, а с МОУ «СОШ № 23» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей, учитывая заявленное представителем ответчика ходатайством о снижении размера государственной пошлины до 200 рублей, суд считает возможным в данном случае снизить размер государственной пошлины с 2000 рублей до 200 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с МОУ «СОШ № 23».

Руководствуясь ст. 90, 103, 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск и. о. Прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа», Муниципальному образованию «Город Биробиджан» ЕАО в лице мэрии города о понуждении к исполнению обязательств удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» в срок по 01 октября 2012 года, оградить забором территорию Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа», расположенную по адресу Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, в пределах имеющихся в распоряжении денежных средств, в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации общеобразовательного учреждения».

При недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа», обязанность оградить забором территорию Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа», расположенную по адресу Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская 28, в срок по 01 октября 2012 года, в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации общеобразовательного учреждения», возложить на Муниципальное образование «город Биробиджан» в лице мэрии города.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд ЕАО в течение 10 дней через Биробиджанский районный суд.

Судья                                                                                                                О.М. Кукшинова