Дело № 2-1772/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года г. Биробиджан Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Шелепановой И.Г., при секретаре Абрамовой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджан гражданское дело по иску Ящишиной В.Г. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о восстановлении в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011-2015 годы, У С Т А Н О В И Л : Ящишина В.Г. обратилась в суд с иском к ФКУ «ИК № 10» УФСИН России по ЕАО и УФСИН России по ЕАО о восстановлении в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2011-2015» годы. Свои требования мотивировала тем, что 08.11.2000 на заседании жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-10 было принято решение о постановке Ящишиной В.Г. в очередь на улучшение жилищных условий, 10.11.2000 решение комиссии было утверждено подписью начальника ФКУ ИК-10 майора вн/сл С.К. Летом 2011 ей была выдана копия протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии от 08.11.2000, не заверенная печатью. В августе 2011 г. она получила ответ начальника ФКУ ИК-10 майора вн/сл А.К., согласно которому Ящишина В.Г. по данным книги учета в очереди на улучшение жилищных условий не числится и заявлений от нее не поступало. Также она обращалась 17.07.2011 в УФСИН России по ЕАО с заявлением о включении в состав участников подпрограммы на получение Государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.. Ей было отказано в связи с тем, что она была вычеркнута из списка сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Документов, на основании которых она была исключена из списка очередников, ФКУ ИК-10 ей не предоставляет. Просит обязать ФКУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО восстановить её в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать УФСИН России по ЕАО включить её в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011-2015 годы в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В судебном заседании Ящишина В. Г. исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 1992 года она работает в ФБУ ИК - 10, с 2000 года встала в очередь на улучшение жилищных условий, составом семьи из трех человек, проживала в квартире по <адрес>, квартира предоставлена по ордеру. В данном жилом помещение проживать невозможно, с 2006 года она переехала и проживает в доме по <адрес>, данное жилье является муниципальной собственностью. В октябре 2010 года она узнала о том, что она не состоит в очереди на улучшении жилищных условий. Считает, что ее незаконно сняли с очереди на улучшении жилищных условий. Представитель истца Хрящева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что имеется протокол № от ноября 2000 года, в котором указано, что Ящишина подавала заявление от своего имени на улучшение жилищных условий, и было вынесено решение о постановке ее в очередь на жилье. Документов о том, что ее сняли с этой очереди, нет. Многочисленные обращения и переписки с ИК-10 не дали результатов, сначала отказывалось в устной форме, потом получали отказы в письменной форме, данные отказы не мотивированные. Также Ящишина писала заявление о постановке ее в качестве кандидата на получение ГЖС в УФСИН по ЕАО, ей отказали, обоснованием являлось то, что она не стоит на очереди. В судебном заседании представитель ответчика ФБУ ИК-10 С.М. исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно протокола от 09.09.2002 были рассмотрены рапорта, согласно которым распределялось жилье, в протоколе указано, что в связи с отсутствием протоколов о распределении жилья с прошлых лет, узаконить выдачу ордеров по следующим адресам: по <адрес> выдан был ордер Ящишину В.И. на семью из 3-х человек, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Основанием выдачи этого ордера послужило именно решение жилищно-бытовой комиссии от 09.09.2002. В связи, с чем учреждение считает, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действующий на тот момент, право стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищный условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2., но истица получила квартиру, поэтому у нее отпали основания дальше продолжать стоять на учете. Документы о том, что от нее поступали какие-либо заявления в учреждение, отсутствуют. Согласно книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий заявления от истца, не имеются. Просит в иске отказать. Представитель ответчика УФСИН РФ по ЕАО Назаркина В.В. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограммы просила рассмотреть без ее участия. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые могут возникнуть после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 6 данного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. По смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 01 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", это положение закона не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан до 01 марта 2005 года, принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательстве оснований постановки на такой учет. Согласно п.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. На основании ст. 32 ЖК РСФСР (действовал до 01.03.2005) граждане снимаются с учета нуждающихся в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы. В судебном заседании установлено, что Ящишина В. Г. служит в ФБУ ИК-10 УФСИН России по ЕАО с 14 декабря 2000 года по настоящее время, её выслуга лет в календарном исчислении составляет 16 лет 11 месяцев 11 дней. Согласно протоколу № от 08.11.2000 заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения № рассмотрено заявление Ящишиной об улучшении 2-х комнатной квартиры, комиссия приняла решение о постановке на очередь 2-х комнатной квартиры. Согласно материалам дела и пояснениям сторон Ящишина В. Г., ее муж В.Я., дочь В.Г. с июня 1992 года проживали по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение до 15.08.2000 относилось к жилищному фонду учреждения и представляет двухкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного исполнительным комитетом краевого, областного Советов народных депутатов. В соответствии с решением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 19.05.1986 № 302 «О размере жилой площади предоставляемой гражданам Хабаровского каря с 01.06.1986». Согласно указанному нормативному акту минимальный размер предоставляемой гражданам жилой площади на одного человека соответствовал не менее - 9 квадратных метров. В судебном заседании установлено, что Ящишина В. Г и ее дочь В.Г., жилых помещений на праве собственности в настоящее время и на февраль 1998 г. не имеют. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Ящишина В. Г. на 08.11.2000 могла быть поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно проколу № от 25.09.2001 жилищно-бытовой комиссии учреждения № Ящишина В. Г. предоставила рапорт об отказе на 2-х комнатную квартиру в новом доме с сохранением очередности. Было принято решение сохранить очередность на 2-х комнатную квартиру. Из протокола жилищно-бытовой комиссии учреждения № от 09.09.2002 следует, что в связи с отсутствием протоколов распределение жилья прошлых лет, узаконить выдачу ордеров по адресу <адрес> В.Я. Согласно ордера от 03.02.2002 В.Я. на семью из трех человек ( состав: В.Я. - глава, Ящишина В. Г. - жена, Гладий В. З. - дочь) предоставлено жилое помещение размером <данные изъяты> кв. м. в <адрес> <адрес>, основанием являлось решение ЖБК № от 09.09.2002. Из исследованной в судебном заседании книги учета сотрудников нуждающихся в жилье следует, что в данной книге отсутствуют какие-либо сведения о постановке истицы на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании установлено, что В.Я. предоставлено жилое помещение муниципального фонда и с 25.02.2004 В.Я. проживает в жилом доме <адрес> вместе с супругой Ящишиной В. Г. Дочь Ящишиной В.Г.- В.Г. является нанимателем кв. <адрес>. Жилое помещение по <адрес> с 25.06.2001 является муниципальной собственности, общей площадью <данные изъяты> кв. м., жилой площадью <данные изъяты> кв. м. 16.06.2010 В.Я. умер. Исследовав представленные обстоятельства, суд считает, что факт нуждаемости Ящишиной В.Г. в улучшении жилищных условий не установлен, истица не является нуждающимся в улучшении жилищных условиях. Следовательно, она не должна быть восстановлена ФКУ ИК-10 в списках граждан нуждающихся в улучшении жилых условиях. В судебном заседании установлено, что жилое помещение <адрес> предоставленное ей по ордеру, данное жилое помещение в установленном порядке не признано не пригодным для проживания, в настоящее время истица проживает в жилом помещение <адрес> предоставленное ей фактически по договору социального найма. В тоже время истицей право пользование на жилое помещение по <адрес> не утрачено. Данные фактические обстоятельства сторонами не оспаривались. Свидетель А.С. суду пояснила, что проживает в квартире истицы уже около двух лет, до нее в данной квартире проживал около трех лет ее брат. Данное жилое помещение пригодное для проживания. Сама истица проживает в другом доме, а ее дочь в <адрес>. Свидетель А.П. суду пояснил, что он являлся членом жилищно-бытовой комиссии в 2000 году, работникам были предоставлены квартиры в связи с тем, что они работали в учреждении, потом эти дома были переданы в муниципальную собственность, а им выдали ордера на право проживании в данных квартирах. Согласно п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма (пп.1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пп.2). В судебном заседании истица пояснила, что она выехала из жилого помещения по <адрес>, и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, где и зарегистрирована 03.02.2006. На основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с В.Я. в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения, основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истице право на получение жилых помещений по договору социального найма, в настоящее время у истицы отпали основания, А.С. ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. В судебном заседании представителем ответчика ФКУ ИК - 10 заявлено ходатайство о пропуске срока на А.П. в суд о восстановлении нарушенного права, в связи с тем, что истица с рапортом обращалась о постановке ее в очередь на улучшении жилищных условий в 2000 году, а в апреле 2011 года обратилась в учреждении за документами для оформление жилищного сертификата. В судебном заседании истец Ящишина В.Г. суду пояснила, что узнала о снятии ее с учета нуждающихся в жилом помещении только в августе 2011 г. Как установлено в судебном заседании В.Я. подавала рапорт о постановке ее на учет в качестве нуждающихся на улучшении жилищных условий в 2000 году, истице была предоставлено жилое помещение по <адрес>, впоследствии данная квартира была передана в муниципальную собственность и представлена семье истицы с выдачей ордера. В судебном заседании не установлено, что истица в последующем обращалась с заявлением о постановке ее на учет на улучшении жилищных условий, в связи с этим доводы представителя ответчика ФКУ ИК-10 о пропуске срока на обращение в суд являются обоснованными. Требование истицы об обязании УФСИН РФ по ЕАО признать ее участником подпрограммы на получение Государственного жилищного сертификата, удовлетворению не подлежат, поскольку право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", имеют сотрудники сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истица таковой не является. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что исковые требования Ящишиной В.Г. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о восстановлении в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011-2015 годы удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 32 ЖК РСФСР, ст. 56 ЖК РФ, п.2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ», ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Ящишиной В.Г. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области о восстановлении в списке сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включении в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2011-2015 годы отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья И.Г. Шелепанова