Дело № 2 - 143/2012 по исковому заявлению Бушмакиной Г.Ф. о восстановлении нарушенного права на регистрационный учет транспортного средства



Дело № 2-143/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года                                    г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Гаврикова И.В. с участием:

истца Бушмакиной Г.Ф.,

представителя ответчика Шапиро Е.А.,

при секретаре Петреченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Бушмакиной Г.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области о восстановлении нарушенного права на регистрационный учет транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л :

Бушмакина Г.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел по Еврейской автономной области о восстановлении регистрационного учета транспортного средства <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Свои требования мотивировала тем, что 10.05.2011 она приобрела указанный автомобиль, после чего обратилась в соответствии с законом в МРЭО ГИБДД УВД по ЕАО, для регистрации транспортного средства. 12.05.2011 в регистрации ей было отказано, в связи с тем, что приобретенный ею автомобиль, утилизирован. Считает, что при постановке на учет автомобиля в 2010 году не был выявлен данный факт, она не может пользоваться данным автомобилем, зарегистрировать его в установленном законом порядке и использовать по назначению. Просит суд восстановить регистрационный учет автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

В судебном заседании истец Бушмакина Г.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она, являясь собственником автомобиля, не может полноценно использовать приобретенный ею автомобиль, чем нарушаются ее конституционные права. Отказ в постановке на учет транспортного средства противоречит постановлению Конституционного Суд РФ № 5-П, согласно которому нарушение в оформлении ПТС не может являться основанием для лишения собственника полномочий по распоряжению автомобилем. Просит суд восстановить нарушенное право на регистрационный учет транспортного средства и восстановить регистрационный учет автомобиля.

Представитель ответчика Шапиро Е.А., исковые требования не признала, суду пояснил, что действия соответствующих должностных лиц по аннулированию регистрации автомобиля принадлежавшего истцу обоснованны, так как автомобиль ранее был зарегистрирован в Приморском крае. Данная информация была не известна инспекторам ГИБДД проводившим регистрацию названного автомобиля в г. Биробиджане, так как в системе МВД отсутствовала единая база данных по учету автомобилей. Кроме того, в 2008 году автомобиль утилизирован, и паспорт транспортного средства на автомобиль объявлен в розыск.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Документом, подтверждающим возможность допуска транспортного средства к эксплуатации на территории Российской Федерации, является паспорт транспортного средства.

В соответствии с п. 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 20.01.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» (далее - Правила) не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 указанных Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

Согласно п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств утвержденного Приказом МВД РФ, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Положения), наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В силу п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном Правилами.

Согласно п. 5 Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

На основании п. 13 Правил не производится восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием).

В соответствии с п. 40 Правил при снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с их утилизацией (списанием) регистрационные документы и паспорта транспортных средств взамен утраченных не выдаются.

Согласно пункту 43 названных правил при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.

Из паспорта транспортного средства (далее - ПТС) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бушмакина Г.Ф. на основании договора купли-продажи от 10.05.2011 является собственником транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов , цвет <данные изъяты>. Из особых отметок следует, что данный ПТС является дубликатом и выдан взамен ПТС от ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД ЕАО; от ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД ЕАО.

После приобретения автомобиля Бушмакина Г.Ф. обратилась в УВД по ЕАО с заявлением об изменении регистрационных данных о собственнике транспортного средства марки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак .

12.05.2011 Бушмакиной Г.Ф. отказано в производстве регистрационного действия в соответствии с п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета или представленных документов в числе утраченных (похищенных), указанный автомобиль снят с учета с утилизацией 21.02.2008 (автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД г. Биробиджан не снятый в ГИБДД г. Владивосток).

По данному факту проведена проверка, в ходе которой было принято следующее решение: регистрацию 30.09.1995 автомобиля марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов , выдачу ПТС , свидетельство о регистрации и государственного регистрационного знака , а так же регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, выдачу дубликата ПТС , свидетельства о регистрации и государственного регистрационного знака , снятие ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета, а также регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, выдачу свидетельства о регистрации и государственного регистрационного знака , считать недействительными и подлежащими аннулированию в соответствии с п. 51 Правил (п.6 заключения); ПТС от ДД.ММ.ГГГГ, ПТС от ДД.ММ.ГГГГ и ПТС от ДД.ММ.ГГГГ выставить в базу розыска (п.7 заключения).

20.06.2011 в адрес истца направлено письмо с информацией о том, что в совершении регистрационных действий Бушмакиной Г.Ф. отказано, регистрационные действия, произведенные в МРЭО ГИБДД УВД по ЕАО с данным автомобилем, признаны недействительными и аннулированы.

Из ответа Дальневосточного таможенного управления следует, что автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов был задекларирован в таможенном отношении во Владивостокской таможне с использованием удостоверения ввоза от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт транспортного средства таможенным органом не выдавался.

В судебном заседании установлено, что автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов ввезенный на территорию России по удостоверению ввоза от ДД.ММ.ГГГГ, был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ ГИБДД УВД г. Владивостока, владелец Г., выдан ПТС от ДД.ММ.ГГГГ. Данный автомобиль ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в связи с утилизацией, ПТС от ДД.ММ.ГГГГ поставлен в розыск.

В то же время из реестра регистрации автотранспорта следует, что автомобиль <данные изъяты>, но только ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов был зарегистрирован в ГИБДД УВД по ЕАО ДД.ММ.ГГГГ на основании с/с от ДД.ММ.ГГГГ и выдан ПТС (запись ).

Таким образом, из реестра регистрации автотранспорта в г. Биробиджане следует, что автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов приобретенный истцом Бушмакиной Г.Ф., был продан ДД.ММ.ГГГГ (справка счет ), то есть до момента регистрации автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов зарегистрированный в ГИБДД УВД г. Владивостока, что явно не согласуется с п. 1.2. действовавших в тот период времени Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной автомобильной инспекции (приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ), согласно которому собственники транспортных средств, либо лица от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны зарегистрировать их в течение 5 суток после таможенного оформления.

Из показаний свидетеля З. следует, что автомобиль принадлежащий истцу был зарегистрирован в г. Биробиджане в ДД.ММ.ГГГГ году и с ним производились регистрационные действия при смене собственников. После обращения Бушмакиной Г.Ф. с заявлением в ГИБДД г. Биробиджана выяснилось, что данный автомобиль состоит на регистрационном учете в г. Владивостоке и снят с учета в связи с его утилизацией. Что касается года выпуска автомобиля, то возможно на каком-то этапе регистрационных действий произошла ошибка.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что приобретение права на транспортное средство истцом Бушмакиной Г.Ф. не порождает обязанность органов ГИБДД допускать данное средство к участию в дорожном движении и регистрировать его в установленном законом порядке.

Довод истца о технической исправности транспортного средства подтверждающееся диагностической картой транспортного средства , не является безусловным основанием для возложения на ответчика обязанности по совершению регистрационных действий, выдаче регистрационных знаков и паспорта транспортного средства, так как данный документ свидетельствует только о техническом состоянии транспортного средства, а не о его соответствии требованиям безопасности дорожного движения.

Из правовой позиции Конституционного суда РФ изложенной в постановлении от 22.04.2011 № 5-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки Ш.» на которое ссылается истец, следует, что сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств"). Кроме того, в случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Суду не представлены доказательства подтверждающие, что автомобиль <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов , принадлежащий на праве собственности истцу, соответствует требованиям безопасности дорожного движения - (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств"). Из пояснения Бушмакиной Г.Ф. следует, что такая процедура в отношении ее автомобиля не проводилась.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд приходи к выводу, что приобретение права собственности на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождают обязанность органов ГИБДД допустить данное транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Доводы истца Бушмакиной Г.Ф. о том, что автомобиль на протяжении длительного времени эксплуатировался, неоднократно проходил регистрацию в органах ГИБДД г. Биробиджана, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о соответствии транспортного средства <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска установленным требованиям безопасности дорожного движения, а свидетельствуют об отсутствии в период регистрации автомобиля единой федеральной базы по учету транспортных средств и ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей соответствующими должностными лицами, что подтверждается материалами служебной проверки от 20.06.2011.

В связи с изложенным суд, приходит к выводу, что законных оснований для восстановления регистрационного учета автомобиля <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель , кузов , принадлежащего истцу не имеется, а следовательно исковое заявление Бушмакиной Г.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области о восстановлении нарушенного права на регистрационный учет транспортного средства удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Бушмакиной Г.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области о восстановлении нарушенного права на регистрационный учет транспортного средства отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.В. Гавриков