Дело № 2-418/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 января 2012 года г. Биробиджан Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе: судьи Сладковой Е.Г., при секретаре Гараховской А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и возложении обязанности по очистке автомобильной дороги от снега и наледи, у с т а н о в и л : Прокурор города Биробиджана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО и возложении обязанности по очистке автомобильной дороги от снега и наледи. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной совместно с ГИБДД УВД по ЕАО проверки соблюдения законодательства в сфере содержания автомобильных дорог города, выявлены существенные нарушения закона. Так, 09.12.2011 с 11-00 до 16-00 проведено обследование улично-дорожной сети г. Биробиджана в части очистки проезжих частей улиц и дорог от снега и ликвидации гололёда, в ходе которой установлено, что на всем протяжении ул. Лукашова на проезжей части с асфальтобетонным покрытием по всей ширине проезжей части частично имеется снежный накат, не обработанный противогололедными материалами. На всех остановочных автобусных площадках имеется снежный накат в виде уплотненного снега, обработанный противогололедными материалами, также на расстоянии 10-15 см от бордюрного камня имеется снежный накат в виде уплотненного снега и льда толщиной от 3 до 6 см, накат обработан противогололедными материалами. Выявленные факты присутствия снежных валов и ледовых накатов на участках улично-дорожной сети города свидетельствуют о нарушениях требований п.п. 3.1.6, 3.1.7, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества населения. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности – уборке дорог города от снега и наледи может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан. В связи с чем просит признать незаконным бездействие мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильной дороги по ул. Лукашова в г. Биробиджане от снега и наледи, и возложить на заинтересованное лицо обязанность очистить автомобильную дорогу по ул. Лукашова в г. Биробиджане от снега и наледи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Волохович А.Д. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» бездействует, своевременно не очищает автомобильные дороги от снега и наледи. Бездействие нарушает права неопределенного круга лиц и может привести к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу граждан. Действующим законодательством обязанность по ликвидации данных нарушений возложена на мэрию города. В судебном заседании представитель мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Бут Т.А., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что мэрией города заключен муниципальный контракт с ООО «Чистый город» на содержание дорог, в котором предусмотрена очистка дорог от снега, посыпка их песком. Мэрия города проверяет и контролирует исполнение данного контракта. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 5,7 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.п.5, 7, ч.1 ст.3, п.п. 34, 35 ст.27 Устава МО «город Биробиджан» ЕАО, утвержденного решением городской Думы № 242 от 30.06.2005 определено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ ….», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3). В силу ч. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дороги правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследование дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Из ч. 2 ст.12 вышеуказанного закона следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В судебном заседании установлено, что ГИБДД УМВД России по ЕАО совместно с прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка по соблюдению федерального законодательства в сфере содержания автомобильных дорог города. В результате проверки установлено, что на всем протяжении ул. Лукашова на проезжей части с асфальтобетонным покрытием по всей ширине проезжей части частично имеется снежный накат, не обработанный противогололедными материалами, на всех остановочных автобусных площадках имеется снежный накат в виде уплотненного снега, обработанный противогололедными материалами, также на расстоянии 10-15 см от бордюрного камня имеется снежный накат в виде уплотненного снега и льда толщиной от 3 до 6 см, накат обработан противогололедными материалами. В судебном заседании установлено из пояснений сторон и материалов дела, что указанная улица до настоящего момента от снега и наледи не очищена. Выявленные факты присутствия ледовых накатов, на указанных участках улично – дорожной сети города с асфальтобетонным покрытием, свидетельствуют о нарушении требований п. п. 3.1.6,3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья, имущества населения. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности – уборке автомобильных дорог города от снега и наледи может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В судебном заседании установлено, что с момента установления указанных выше обстоятельств по день обращения в суд и рассмотрения дела в суде, автомобильная дорога по ул. Лукашова в г. Биробиджане от снега и наледи не очищена. Доказательств обратного суду не предоставлено. На основании изложенного суд считает, что требование о признании незаконным бездействия мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО, выразившегося в непринятии мер по очистке указанной автомобильной дороги в г. Биробиджане от снега и наледи, подлежит удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование о возложении на заинтересованное лицо обязанности очистить указанную автомобильную дорогу от снега и наледи. Устанавливая срок исполнения возложенной судом обязанности, суд считает срок, указанный в заявлении прокурора, разумным и целесообразным. На основании вышеизложенного и руководствуясь Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 173, 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Заявление прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и возложении обязанности по очистке автомобильной дороги от снега и наледи удовлетворить. Признать незаконным бездействие мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии мер по очистке автомобильной дороги по улице Лукашова в городе Биробиджане от снега и наледи. Возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области обязанность очистить автомобильную дорогу по улице Лукашова в городе Биробиджане от снега и наледи в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы либо принесения представления. Судья Е.Г. Сладкова