Дело № 2-653 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 года
Биробиджанский городской суд Еврейской автономной области
в составе судьи Коренчук Ю.В.,
при секретаре Баланёвой Т.С.,
с участием истца Подлиннова В.В.,
представителя ответчика Урядникова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане дело по иску Подлиннова В.В. к общественной организации «Общество охотников и рыболовов ЕАО» о признании договора на право охоты незаконным и взыскании компенсации морального вреда, -
у с т а н о в и л:
Подлиннов В.В. обратился в суд с иском к общественной организации «Общество охотников и рыболовов ЕАО» (далее Общество) о признании договора на право охоты незаконным и взыскании компенсации морального вреда. Указав в своем заявлении, что 25 октября 2010 года в целях любительской охоты он заключил договор на право охоты №, а именно на право изъятия фазана-петуха в количестве 25 штук с 01.11.2010 по 01.12.2010 в Димитровском урочище «Ушимунского охотхозяйства», с общественной организацией «Общество охотников и рыболовов» на сумму <сумма>. Со слов представителя организации денежную сумму он уплатил за услуги, оказываемые обществом, а именно на право изъятия объектов животного мира из угодий, закрепленных за Обществом. Однако он считает, что ответчик незаконно включил в путевку (договор) условие на право изъятия фазана-петуха за денежное вознаграждение, за которое он уже уплатил собственнику (государству) животного мира в виде госпошлины. Так как, согласно действующему законодательству Общество не вправе распоряжаться объектами животного мира, предоставленными ему в пользование.
В судебном заседании истец Подлиннов В.В. исковые требования поддержал, суду пояснил, что с 10 марта 2010 г. он является членом охотобщества, оплатил членский взнос в размере <сумма>. В этот же день ему было выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов, при этом им была уплачена государственная пошлина в размере <сумма>. 25 октября 2010 г. ОО «Общество охотников и рыболовов ЕАО» ему была выдана путевка (договор) на право изъятия фазана-петуха сроком на один месяц, за которую он оплатил <сумма>. Полагает, что выдача путевки (договор) на разрешение к изъятию объекта охоты - фазана-петуха в количестве 25 штук за денежное вознаграждение является незаконным, так как им уже было получено разрешение на добычу охотничьих ресурсов и уплачена госпошлина. Просил признать незаконным путевку (договор), выданную ответчиком в части предоставленной услуги: в виде разрешения к изъятию объекта охоты: фазан-петух, так как право на изъятие ему уже предоставлено собственником животного мира, то есть государством. Тем самым, считает, что его права потребителя нарушены, в связи с чем просил взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании представитель ответчика Урядников К.А. с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что ОО «Общество охотников и рыболовов ЕАО» является охотпользователем определенных закрепленных за ним охотугодьях, на основании долгосрочной лицензии. Кроме того, Общество является некоммерческой организацией, которая вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В соответствии с действующим законодательством Общество выдает разрешение на добычу охотничьих ресурсов и путевку (договор) на право охоты в закрепленных за охотопользователем угодьях.
Таким образом, охотник (гражданин) для добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляет изъятие охотничьего животного на основании разрешения на добычу охотничьих ресурсов, наличие которого является обязательным при осуществлении охоты во всех охотничьих угодьях. Охота на закрепленных за охотопользователем угодьях производится при наличии путевки (договор) на право охоты. Путевка (договор) носит возмездный характер, поскольку охотник тем самым возмещает по путевке охотопользователю затраты на охрану, подкормку, расселение и т.п. данного охотничьего животного. В связи с чем считает требования истца необоснованными, и просил в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части третьей статьи 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон) правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе выдачу лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Таким образом, статья 40 настоящего Закона устанавливает права пользователей животным миром, к которым относятся, в том числе общественные охотничьи организации, другие юридические и физические лица. Пользователи животным миром вправе выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов, заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий.
При этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены. Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира (часть первая статьи 3 Закона).
Таким нормативным правовым актом Российской Федерации, принятым во исполнение поручения законодателя и предоставляющим общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам, в угодьях которых охотничье хозяйство ведется этими лицами, право выдавать путевку (разрешение) для охоты в данных угодьях.
Статьей 34 Закона «О животном мире» установлено, что охота является одним из видов пользования животным миром.
Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 18 утверждены Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
В судебном заседании установлено, что 07.10.2009 общественной организации «Общество охотников и рыболовов ЕАО» выдана Управлением природных ресурсов правительства Еврейской автономной области долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира №.
07 октября 2009 между Обществом и Управлением природных ресурсов правительства Еврейской автономной области заключен договор о предоставлении в пользование территории необходимой для осуществления пользования объектами животного мира ЕАО.
Из Устава данного Общества следует, что общественная организация «Общество охотником и рыболовов ЕАО» является некоммерческой организацией, которая может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижением целей, ради которых она создана.
В соответствии с п.2.1 Устава Общества организация создана с целью объединения охотников и рыболовов области для активного участия в организации охотничье-рыболовного дела, воспитательной и спортивной работы в интересах своих членов, а также ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, осуществление иных способов пользования животным миром в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные цели реализуются посредством задач, две из которых отражены в п. 2.2.1, 2.2.9, организация и ведение охотничье-рыболовного хозяйства, проведение работ по охране, воспроизводству и рациональному использованию охотничьих животных, а также поведение биотехнических мероприятий по улучшению кормовых, гнездовых и защитных условий их обитаний.
В судебном заседании установлено, что 10 марта 2010 г. истец Подлиннов В.В. вступил в Общественную организацию «Общество охотников и рыболовов ЕАО» охотников и рыболовов ЕАО», при этом ему был выдан охотничье-рыболовный билет. Истец оплатил членский взнос в размере <сумма> и государственную пошлину в размере <сумма>, в этот же день ему было выдано разрешение на добычу охотничьих ресурсов.
25 октября 2010 г. ОО «Общество охотников и рыболовов ЕАО» истцу была выдана путевка (договор) на право охоты, с разрешением изъятия фазана-петуха в Ушумунском охотхозяйстве урочище «Димитровское» на срок с 01.11.2010 по 01.12.2010, за которую Подлиннов В.В. уплатил <сумма>.
В соответствии со ст.ст. 14, 55 ФЗ от 24.07.2009 «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, которые оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Письмом Минфина России от 14 апреля 1995 г., утверждена форма "путевка на право охоты", которая основана на следующем. Охотопользователь (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель) на предоставленной ему территории в соответствии с долгосрочной лицензией и договором, в соответствии со ст. 35 Федерального закона "О животном мире", Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира" осуществляет коммерческую деятельность как основную, результаты которой неотделимы от объекта охоты (подкормка охотничьих животных, охрана, расселение, защита от хищных животных и т.п.), так и дополнительную (предоставление мест для проживания, прокат оборудования, охота с егерем и т.п.).
Тем самым, результаты коммерческой деятельности охотопользователь продает охотникам на основании договора, подтверждением заключения которого является путевка на право охоты.
Следовательно, охотник (гражданин) осуществляет изъятие охотничьего животного на основании именной разовой лицензии (ст. 35 Федерального закона "О животном мире", приказ Минсельхоза России от 4 января 2001 г. N 3 "Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты") и путевки, выданной охотопользователем, если охота производится в закрепленных за охотопользователем угодьях.
Таким образом, охотник по именной разовой лицензии возмещает государству "стоимость" изъятой государственной собственности (охотничьего животного) и возмещает по путевке охотопользователю затраты на охрану, подкормку, расселение и т.п. данного охотничьего животного.
Оплата путевки не является сбором за пользование животным миром, уплачиваемым при выдаче соответствующей лицензии, то есть это не плата государству за пользование государственной собственностью (охотничьими животными).
Охотопользователь расходует средства, полученные от продажи путевок, на мероприятия, определенные долгосрочной лицензией и договором, и отчитывается по расходам по форме N 2-тп (охота), утвержденной постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. N 81 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за окружающей средой и сельским хозяйством на 1999 год", которое применяется в последующие годы по постановлениям Госкомстата России.
Исходя из вышеизложенного, выданная Подлиннову В.В. "путевка на право охоты", не противоречит федеральному законодательству, так как вышеуказанный договор (путевка) заключается при обоюдном согласии сторон на бланке установленной федеральным законодательством формы, и предусматривает лишь его обязательное наличие в случае заключения при охоте в закрепленных за охотопользователем охотоугодьях.
Общественная организация «Общество охотников и рыболовов ЕАО» (охотпользователь), продавая путевку, разрешает право охоты на территории выделенных ему на основе долгосрочной лицензии охотничьих угодий.
Учитывая, что ценообразование услуг в сфере охоты и охотничьего хозяйства не регулируется нормативными актами, охотпользователь вправе самостоятельно устанавливать стоимость путевок (договоров) на право охоты на территории выделенных ему на основе долгосрочной лицензии охотничьих угодий.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 38 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказа Минприроды РФ от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» установлен лимит изъятия фазана в количестве не более 50 штук на одного охотника за сезон.
В соответствии с Уставом ОО ООиР ЕАО правление организации осуществляется руководство текущей деятельностью и принимает решения по вопросам, не отнесенным к компетенции Конференции.
Так, 17 августа 2010 года состоялось заседание правления, в соответствии, с решением которого был установлен норматив отстрела фазана в количестве 5 петухов фазана в день стоимостью <сумма>, с сезонной нормой 25 петухов общей стоимостью <сумма>.
Согласно протоколу заседания данный лимит установлен для того, чтобы у охотника была возможность приобретать сезонные путевки в два хозяйства.
При покупке путевки (договора) на право охоты, рыбной ловли отдыха в ЕАО, Подлиннову В.В. Обществом был выдан бланк, в соответствии с постановлением Центрального правления Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» от 18.09.2008 № 74, изданного на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 и письмом Минфина России от 23.06.2008 № 03-01-15/8-239.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Следовательно, должностным лицом общественной организации «Общество охотников и рыболовов ЕАО» правомерно был выдан отчетный документ об оплате предоставленных услуг Подлиннову В.В..
При указанных обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к убеждению, что путевка (договор) на право охоты, рыбной ловли отдыха в ЕАО, выданная общественной организацией «Общество охотников и рыболовов ЕАО» истцу за определенную плату не содержит условий, противоречащих действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Подлиннову В.В. должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд -
р е ш и л:
Иск Подлиннова В.В. к общественной организации «Общество охотников и рыболовов ЕАО» о признании договора на право охоты незаконным и взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Биробиджанский городской суд ЕАО.
Судья Ю.В. Коренчук