Решение по делу по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности



Дело № 12-169/2010

Р Е Ш Е Н И Е

6 июля 2010 года Биробиджанский городской суд в составе:

судьи: Завальной Т.Ю.

рассмотрев административное дело по жалобе Макарова И.А. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области о привлечении к административной ответственности, -

у с т а н о в и л а:

Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО от /ДАТА/ Макаров И.А. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.30 ч.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, Макаров И.А. обратился в суд. Жалобу мотивировал тем, что постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов изложенных в нем, обстоятельствам дела, и в связи с грубым нарушением норм КоАП РФ. При принятии оспариваемого постановления не было проанализировано его субъективное отношение к совершенному правонарушению и не определена форма его вины при совершении административного правонарушения. Просил суд постановление о привлечении его к административной ответственности признать незаконным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Макаров И.А. в судебном заседании жалобу и изложенные в ней доводы поддержал. Суду пояснил, что в информационную карту аукционной документации были включены требования об указании (декларировании) страны происхождения поставляемого товара, о представлении информации, подтверждающей качество поставляемых товаров (ГОСТ, ТУ, сертификаты соответствия качества), страну происхождения. Это делалось с целью наиболее правильного и качественного использования бюджетных средств. В его действиях не было корыстных целей, поэтому в его действиях нет вины и умысла. Просил суд отменить постановление о привлечении его к административной ответственности, производство по делу прекратить.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО - Черкашина С.Г., в судебном заседании жалобу Макарова Д.А. признала необоснованной, а обжалуемое постановление - принятым в соответствии с действующим законодательством. Макаровым Д.А. была нарушена статья 35 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как указанный в ч.2 данной статьи перечень является исчерпывающим, а требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов или сведений не допускается. Состав правонарушения по статье 7.30 ч.4 КоАП РФ - формальный. Макаров Д.А. как должностное лицо заказчика утвердил аукционную документацию, в которой содержались требования к участникам аукциона, не предусмотренные законом: об указании (декларировании) страны происхождения поставляемого товара, о представлении информации, подтверждающей качество поставляемых товаров (ГОСТ, ТУ, сертификаты соответствия качества), страну происхождения. В анкете участника запрашивались сведения о том, является ли участник субъектом малого предпринимательства, а также его почтовый адрес, телефон, факс налоговой инспекции по месту налогового учета.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что жалоба Макарова И.А. подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Из материалов административного дела судом установлено, что Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО А.А. за /НОМЕР/ от /ДАТА/ Макаров Д.А. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.30 ч.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Статья 7.30 ч.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за установление должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Из имеющегося в материалах дела Постановления Главы ... городского поселения ... муниципального района ЕАО от /ДАТА/, следует, что Макаров Д.А. является Главой ... городского поселения.

Постановлением Главы ... городского поселения ... муниципального района ЕАО /НОМЕР/ от /ДАТА/г. было решено организовать проведение открытого аукциона по проведению работ «Реконструкция котельной «Центральная» пос. ...».

В материалах дела имеется жалоба ООО «КОМПАНИЯ» на действия муниципального заказчика - администрация ... городского поселения ... ЕАО при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция котельной «Центральная» п. ...».

Муниципальным заказчиком - администрацией ... городского поселения ... района ЕАО /ДАТА/ на официальном сайте ЕАО была размещена информация о проведении открытого аукциона на выполнение работ по объекту «Реконструкция котельной «Центральная» п. ...».

Заказчиком в информационной карте аукционной документации, помимо прочего, были запрошены следующие документы и сведения:

п. 3.12 - «Список документов для заявки» - указать (декларировать) страну происхождения поставляемого товара, за достоверность сведений о стране происхождения товара несет участник размещения заказа;

п. 3.15 «Требование» - участник размещения заказа должен представить информацию, подтверждающую качество поставляемых товаров (ГОСТ, ТУ, сертификаты соответствия качества), страну происхождения.

Статьей 35 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон 94-ФЗ) установлены требования, предъявляемые к заявке на участие в аукционе.

Согласно вышеуказанной статье, заявка на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:

а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника размещения заказа или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

г) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);

д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

2) сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;

3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов:

а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, в случае, если в документации об аукционе содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, или копию такого поручения);

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе;

в) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;

г) копии документов, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено Правительством Российской Федерации;

д) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2.1. В заявке на участие в аукционе декларируется соответствие участника размещения заказа требованиям, предусмотренным в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

2.2. Все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом, ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

3. Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.

Таким образом, в ст. 35 Федерального закона № 94-ФЗ содержатся обязательные требования, предъявляемые к заявке на участие в аукционе. Данный перечень сведений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Статьей 34 ч.1 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Макарову И.А. как должностному лицу, представляющему заказчика, в вину вменено то, что он установил не предусмотренные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требования к участникам размещения заказов - утвердил документацию об аукционе по выполнению работ по объекту «Реконструкция котельной «Центральная» п. ...», куда включил не предусмотренные законом требования к участникам размещения заказа.

Однако из представленных суду материалов административного производства не было установлено, что документация об аукционе была утверждена заказчиком, в лице его представителя Макарова И.А..

Так, в документации об аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту «Реконструкция котельной «Центральная» п. ...» в графе «Утверждаю» подпись должностного лица Макарова И.А. отсутствует. Какой-либо отдельный акт главы администрации ... городского поселения по вопросу утверждения аукционной документации суду не представлен, ссылки на него в материалах административного производства отсутствуют. Ссылка на титульном листе аукционной документации на постановление Главы администрации городского поселения /НОМЕР/ от /ДАТА/ не может быть принята судом во внимание, поскольку в указанном муниципальном акте речь идет только об организации проведения аукциона, с поручением конкретным муниципальным служащим разработать аукционную документацию.

При таких обстоятельствах, нельзя сделать вывод о наличии в действиях Макарова И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 ч.4 КоАП РФ, поскольку отсутствуют доказательства того, что он устанавливал (утверждал) не предусмотренные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требования к участникам размещения заказов.

Отсутствие утверждения должностным лицом аукционной документации лишает такую документацию юридической силы и не влечет соответствующих правовых последствий.

В связи с указанными обстоятельствами, суд считает необходимым отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО /НОМЕР/ от /ДАТА/ года о привлечении Макарова И.А. к административной ответственности по ст. 7.30 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Поскольку УФАС по ЕАО по настоящему административному делу были установлены не все юридически значимые обстоятельства, подлежащие правовой оценке, суд считает необходимым направить настоящее административное дело на новое рассмотрение.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 7.30 ч. 4 КоАП РФ, ст. 34 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ суд, -

р е ш и л :

Жалобу Макарова И.А. на Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области о привлечении к административной ответственности удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ЕАО /НОМЕР/ от /ДАТА/ о привлечении Макарова И.А. к административной ответственности по ст. 7.30 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить, дело направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области на новое рассмотрение.

Решение суда может быть обжаловано в Областной суд ЕАО в течение 10 дней через Биробиджанский городской суд.

Судья: Завальная Т.Ю.