Решение от 09.02.2011 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду). Отменено с возвращением дела на новое рассмотрение



Дело № 12-27/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан «09» февраля 2011 года

Судья Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области Околов А.В.,

рассмотрев жалобу директора областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» Панина Ю.А. на постановление государственного инспектора по охране природы в Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области от 20.12.2010 <номер> по делу об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ.

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора по охране природы в Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управления Росприроднадзора по ЕАО) <номер> от 20.12.2010 года директор областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» (далее ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панин Ю.А. привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. своевременных мер по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» не вносило в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающую среду за период 2008 год - 3 квартал 2010 год, в нарушение ст. 16 ФЗ-7 «Об окружающей среды».

Директор ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панин Ю.А. с данным постановлением не согласился, обратился в Биробиджанский городской суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ЕАО А.З. отменить, как незаконное, производство по делу прекратить, в связи с тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении было нарушено его право на защиту, так как он не присутствовал при рассмотрении, хотя настаивал, о чем имеется ходатайство.

Кроме того, в ходе проверки, проведенной Управлением Росприроднадзором, согласно составленного акта <номер> были выявлены нарушения в области природопользования, не имеющие отношения к земельному контролю. Объектом проверки согласно размещенного на сайте Управления Росприроднадзора плана контрольно-надзорной деятельности на 2010 год были заявлены земельные участки, на которых располагаются особо охраняемые природные территории областного значения. В ходе проверки специалисты Управления Росприроднадзора не установили наличие объектов земельного контроля в их учреждении, что и было отражено в Акте проверки, фактически признав, что их учреждение не является объектом их проверки, тем не менее, продолжило проверять вопросы в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства, потребления и другие вопросы.

Считает, что проверка проведена с грубыми нарушениями закона, а результаты такой проверки, не могут служить доказательством нарушения юридическим лицом правовых актов и подлежат отмене судом.

В постановлении указано, что ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» осуществляла выбросы с 2008 года по 15 ноября 2010 года. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, негативным воздействием на окружающую среду является «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

Часть 2 ст. 16 данного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Обследование объектов якобы загрязняющих атмосферный воздух (протопленная печь в период проверки нежилого помещения - кордона) проведено без отбора проб специальными средствами измерения в отсутствие понятых и без соответствующего акта отбора проб выбросов. В момент проверки в арендованном гараже по <адрес 1> стоял неработающих автомобиль, в гараже по <адрес 2> автомашин в боксе не было. Гаражные боксы никакими отопительными приборами, производящими выбросы, не оборудованы.

В судебном заседании директор ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панин Ю.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнил, что проверка должна была быть согласована с прокурором. В проверке, согласно плана, были заявлены только земельные участки памятников природы, а фактически были проверены другие объекты, а именно гаражи, кордон, в котором находится печь, но она не топится, так как данное помещение нежилое, сотрудники в нем отсутствуют и была она протоплена для обогрева самих проверяющих. Свою деятельность они ведут без вмешательства в окружающую среду.

Представитель Управления Росприроднадзора по ЕАО, действующий на основании доверенности, Асанов Н.В. суду пояснил, что согласование проверок с прокуратурой вводится в действие с 2011 года. Планы проверок устанавливает Министерство Природных ресурсов РФ согласно приказа № 289 от 30.07.2010. В процессе проверки устанавливаются все виды деятельности. В акте проверки отражено, что у Дирекции отсутствуют земельные участки, но проверено было все. У них имеется дом-кордон, солонцы и т.д., то есть они ведут хозяйственную деятельность. Также имеют транспорт, стационарные гаражи должны иметь разрешение за негативное воздействие на окружающую среду, но у Дирекции этого нет и директором Паниным Ю.А. не осуществлена оплата в установленные законом сроки, за что он и был подвергнут административному наказанию.

Опрошенный судом государственный инспектор по охране природы в ЕАО А.З. суду пояснил, что согласно приказа № 378 от 23.12.2009 утвержден план контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по ЕАО на 2010 года, в котором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» включена как хозяйствующий субъект. Директор ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панин Ю.А. привлечен им к административной ответственности за то, что не внесли в установленные законом сроки оплату за негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушили ст. 16 ФЗ-7 от 10.01.2002. У них имеется два гаража, здание с печкой, хоть и топят они ее один раз в год, у них имеется транспорт, то есть происходит выброс загрязняющих веществ.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Доводы Панина Ю.А. о том, что было нарушено его право на защиту, несостоятельны, поскольку его ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении было рассмотрено и вынесено определение от 26 ноября 2010 года об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и назначении к рассмотрению на 20 декабря 2010 года в 14.45 часов. Согласно уведомления данное определение вручено 03 декабря 2010 года лично Панину Ю.А.

Доводы как Панина Ю.А. о том, что проверка Росприроднадзора по ЕАО должна быть согласована с Генеральной прокуратурой, а также доводы Асанова Н.В. и А.З. о том, что согласование с прокуратурой начинается только с 2011 года, несостоятельны, так как согласно изменениям, внесенными 27.12.2009 в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о том, что Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок, вступили в силу с 01 января 2010 года.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8. 41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал, что утверждено приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.06.2001 N 463, с изм, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49) данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

-размещение отходов;

-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Из п. 1.3 Устава ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» с изменениями от 12.05.2010 следует, что Учреждение является государственным, и относится к объектам областной собственности, учредителем которого является правительство Еврейской атомной области в лице управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.

Согласно п.п. 1, и 17 (действующему на момент совершения административного правонарушения) п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения в частности, является организация и осуществление охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Таким образом, ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» относится к природопользователям, а следовательно, в действиях директора ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панина Ю.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вина Панина Ю.А. в совершённом правонарушении подтверждается:

- Приказом <номер> от 23.12.2009, согласно которому утвержден план контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по ЕАО на 2010 год, где в п. 31 ОГБУ «Дирекция по ООПТ» включена в данный список.

- Приказом <номер> от 11.10.2010 о проведении Управлением Росприроднадзора по ЕАО плановой, комплексной, выездной проверки ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» сроком 20 рабочих дней, с 18.10.2010 года по 15.11.2010 года.

- Актом проверки <номер> от 15.11.2010, где указаны выявленные нарушения, в частности в нарушении ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» не внесена в установленный срок плата за негативное воздействие на окружающую среду; в нарушении п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников осуществляется без специального разрешения.

- Протоколом <номер> от 15.11.2010 из которого следует, что директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. не были приняты надлежащие меры к внесению в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2008 - 3 квартал 2010 г.г. В нарушение п. 2, 3 порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 Директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. не представлены в установленный срок расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 3 квартал 2010 г.г. были предоставлены 26.10.2010, а сама плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 3 квартал 2010 г.г. была внесена в период проверки.

- Из платежного поручения <номер> от 10.11.2010 следует, что внесена плата в сумме 215, 74 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год.

- Из платежного поручения <номер> от 10.11.2010 следует, что внесена плата в сумме 233, 36 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год.

- Из платежного поручения <номер> от 10.11.2010 следует, что внесена плата в сумме 172,97 рубля за негативное воздействие на окружающую среду за 3 кв. 2010 год.

Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях Панина Ю.А. признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, суд приходит к выводу о малозначительности совершённого им административного правонарушения и возможности освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность административного правонарушения является оценочной категорией, критерии оценки КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.

Из представленных суду платежных поручений следует, что Паниным Ю.А. 10.11.2010г. произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2008г, 2009г. и за 3 квартал 2010г.

Принимая во внимание вышеизложенное, роль Панина Ю.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, а также то, что действия Панина Ю.А. не повлекли причинение значительного вреда охраняемым законом интересам и наступление тяжких последствий, суд полагает, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, а потому считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела, то есть освободить Панина Ю.А. от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст. п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, суд,

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора по охране природы в Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области от 20.12.2010 года <номер> по делу об административном правонарушении в отношении директора областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» Панина Ю.А. по ст.8.41 КоАП РФ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» Панина Ю.А. прекратить в связи с малозначительностью совершённого им административного правонарушения, объявив Панину Ю.А. устное замечание.

Жалобу директора областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» Панина Ю.А. - удовлетворить частично.

Решение может быть обжаловано суд ЕАО в течение 10 дней через Биробиджанский городской суд ЕАО.

Судья А.В. Околов