Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.28 КоАП РФ (постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения). Обжаловано 11.04.2011



Дело № 12-51/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Биробиджан 29 марта 2011 года

Судья Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области Нижегородова Т.М.,

с участием представителя Гинзбург В.Э., действующего на основании доверенности № от <дата>

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе индивидуального предпринимателя Гинзбург Н.Г. на постановление государственного инспектора труда в ЕАО Н.Г. от 17.08.2010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора труда в ЕАО Н.Г. от 17.08.2010 № ИП Гинзбург Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей, за то, что 20 июля 2010 года по соглашению сторон с продавцами-консультантами И.Б., Т.Ш. трудовые договоры были расторгнуты в нарушении ст. 80 ч. 2, ст. 77 ч. 1 п. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ); в нарушение ст. 21 ч. 1, ст. 22 ч. 2, ст. 129 ч. 1 ТК РФ продавцам-консультантам И.Б., Т.Ш. заработная плата за июль 2010 г. начислена не в полном объеме; в нарушение ст. 139 ч. 1 ТК РФ, п. 4 Постановления об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск продавцам-консультантам И.Б., Т.Ш. произведен с учетом заработной платы за три месяца, предшествующих дате увольнения; в нарушение ст. 127 ч. 1 ТК РФ при увольнении продавцам-консультантам Т.Ш., И.Б. была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 9 и 19 календарных дней соответственно, вместо положенных 16 и 24 календарных дней.

С данным постановлением Гинзбург Н.Г. не согласилась, в связи с чем ею подана жалоба в суд, в которой она просит отменить пп. 2 и 4 постановления от 17.08.2010, рассмотреть правомочность применения п. 1 постановления от 17.08.2010, отменить требования пп. 5, 6, 7 предписания № и пп. 6,7,8 предписания №.

В судебном заседании представитель заявителя - Гинзбург В.Э. доводы жалобы и требования, изложенные в ней, поддержал, суду пояснил, что не согласен с пп. 2 и 4 постановления, поскольку приказом Минтруда РСФСР № 3 от 22.11.1990 утверждена инструкция о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, а индивидуальные предприниматели в данном документе не рассматриваются, в связи с чем заработная плата работникам начислена в полном объеме. Также полагает, что требование о внесении дополнительных 8 календарных дней отпуска в расчеты необоснованно, поскольку г. Биробиджан не относится к северным территориям, в связи с чем Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностям» применению не подлежит.

Свидетель Н.Г. суду пояснила, что в статье 11 ТК РФ определено понятие работодателя, к ним отнесены физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а потому все должны в своей трудовой деятельности руководствоваться положениями трудового законодательства в полном объеме. Гунзбург обязана была начислять Т.Ш. и И.Б. процентные надбавки за работу в южных районах севера, одной в размере 20 %, другой - 20 %, при том, что районный коэффициент применялся работодателем. Кроме того, на основании ст. 14 Закона РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в районах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, предоставляется 8 дополнительных календарных дней отпуска, чего не было учтено при увольнении Т.Ш. и И.Б. при выплате им компенсации за неиспользованный отпуск.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 п.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов, в связи с обращением И.Б. и Т.Ш. в государственную инспекцию труда ЕАО, у индивидуального предпринимателя была проведена внеплановая проверка по соблюдению трудового законодательства. По результатам проверки 12.08.2010 был составлен протокол об административном правонарушении №.

17.08.2010 государственным инспектором труда государственной инспекции труда в ЕАО Н.Г. вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым за нарушения ч. 2 ст. 80, п. 3 ч. 1 ст. 77, ч. 1 ст. 127, ч. 3 ст. 139 ТК РФ, выразившиеся в том:

- что предприниматель Гинзбург Н.Г. при наличии заявлений Т.Ш. и И.Б. с просьбой уволить по собственному желанию, трудовой договор с продавцами-консультантами Т.Ш. и И.Б. был расторгнут по соглашению сторон;

- что заработная плата продавцам-консультантам Т.Ш. и И.Б. за июль 2010 года начислена не в полном объеме;

- что расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск продавцам-консультантам Т.Ш. и И.Б. произведен с учетом заработной платы за три месяца, предшествующих дате увольнения, вместо положенных 12 календарных месяцев;

- что при увольнении продавца-консультанта Т.Ш., ей была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 9 календарных дней, вместо положенных 16 календарных дней, продавцу-консультанту И.Б. при увольнении была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 19 календарных дней, вместо положенных 24 календарных дней.

Данные обстоятельства установлены в ходе производства административного правонарушения и вменены заявителю Гинзбург Н.Г. в виде состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, что было соответствующим образом подтверждено в ходе исследования материалов административного дела в настоящем судебном заседании.

Так, из протокола № об административном правонарушении от 12.08.2010 следует, что заявитель Гинзбург Н.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, в нарушение ч. 2 ст.80, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ при наличии заявлений Т.Ш. и И.Б. с просьбой уволить по собственному желанию, трудовой договор с продавцами-консультантами Т.Ш. и И.Б. расторгла 20.07.2010 по соглашению сторон.

В нарушение ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №, расчет среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск продавцам-консультантам Т.Ш. и И.Б. произведен с учетом заработной платы за три месяца, предшествующих дате увольнения, вместо положенных 12 календарных месяцев.

В нарушение требований ст. 127 ТК РФ при увольнении продавцов-консультантов Т.Ш. и И.Б. им была выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 9 и 19 календарных дней, вместо положенных 16 и 24 календарных дней соответственно.

Постановлением № от 17.08.2010 на заявителя Гинзбург Н.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

В данном Постановлении установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела и им дана правильная оценка. Государственный инспектор государственной инспекции труда в ЕАО обоснованно пришел к выводу, о нарушении индивидуальным предпринимателем Гинзбург Н.Г. ч. 2 ст. 80, п. 3 ч. 1 ст. 77, ч. 1 ст. 127, ч. 3 ст. 139 ТК РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 5.27. нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Суд принимает во внимание то обстоятельство, что заявитель Гинзбург Н.Г. и ее представитель Гинзбург В.Э. не оспаривали то факт, что трудовой договор с Т.Ш. и И.Б. был расторгнут не по тем основаниям и что расчет заработной платы им производится за три месяца, предшествующих дате увольнения, вместо положенных 12 календарных месяцев.

В судебном заседании представитель заявителя Гинзбург В.Э., настаивая на своих требованиях, указал на то, что на индивидуального предпринимателя Гинзбург Н.Г. не распространяются требования трудового законодательства о начислении работникам, состоящим с Гинзбург Н.Г. в трудовых отношениях, процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, так как трудовой кодекс разделяет понятия учреждения и индивидуального предпринимателя, как и не предусмотрено законом или иным нормативным документом требований о предоставлении дополнительных восьми дней отпуска.

Суд не может согласиться с данными доводам Гинзбург Н.Г., так они противоречат законодательству.

Так, целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Под заработной платой (оплатой труда работника) согласно ст. 129 ТК РФ понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе и на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

В соответствии со ст. 22 ч. 2 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Из положения п. 6 приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255" следует, что процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, за непрерывный стаж работы на этих предприятиях, в учреждениях и организациях выплачиваются в размере 10 % по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 % заработка.

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах, где льготы и компенсации предоставляются на основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255, и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим пунктом настоящей Инструкции.

В соответствии с п. 1 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от <дата> N 53 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области", введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Согласно ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

На основании ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью: в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней.

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 19.09.1963 № 1028 Хабаровский край и в том числе Еврейская автономная область, были отнесены к Дальневосточному району.

Законом РСФСР от 02.12.1981 «О Еврейской автономной области» определено, что Еврейская автономная область находится в составе РСФСР и входит в Хабаровский край.

Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 г № 1032, с 01 января 1968 года введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в том числе, и в Хабаровском крае. Постановлением Госкомтруда СССР ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28 утверждены размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, в том числе и в Хабаровском крае.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 № 53 введены процентные надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, и ВЦСПС от 06.04.1972 № 255.

Таким образом, утверждения заявителя Гинзбург Н.Г. о том, что к ней как индивидуальному предпринимателю, приказ Минтруда РСФСР № 3 от 22.11.1990, которым утверждена инструкция о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, не применим, так как индивидуальные предприниматели в данном документе не рассматриваются, а также то, что требование о внесении дополнительных 8 календарных дней отпуска в расчеты необоснованно, поскольку г. Биробиджан не относится к северным территориям, а, следовательно, Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям» применению не подлежит, суд считает не основанными на Законе.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что вина индивидуального предпринимателя Гинзбург Н.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, полностью установлена и доказана, квалификация действий Гинзбург Н.Г. произведена верно, наказание ей назначено в пределах санкции, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законно вынесенное постановление суд оставляет без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст.5.27, ст.24.5, ст. 30.7 - 30.8 КОАП РФ, судья, -

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора труда в ЕАО Н.Г. от 17.08.2010 №, которым ИП Гинзбург Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Гинзбург Н.Г. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.М. Нижегородова