Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду). Постановление по делу оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения



Дело № 12-96/2011

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Биробиджан 15 апреля 2011 года

Судья Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области Журова И.П.,

с участием: лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - Панина Ю.А.,

представителя Управления Росприроднадзора по ЕАО - Асанова Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица, привлеченного к административной ответственности -

Панина Ю.А., директора областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям ЕАО», проживающего <адрес>,

на постановление государственного инспектора РФ по охране природы в Еврейской автономной области Управления Росприроднадзора по ЕАО № от 20.12.2010, о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, -

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы в Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управления Росприроднадзора по ЕАО) № от 20.12.2010 должностное лицо Панин Ю.А. - директор областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области» (далее ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО») привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 4000 рублей. Правонарушение выразилось в том, что ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» своевременно, в установленные сроки не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду за период 2008 год - 3 квартал 2010 год, в нарушение ст. 16 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», а директором Паниным Ю.А. не принимались своевременно меры по внесению данных платежей.

30.12.2010 Панин Ю.А. с данным постановлением не согласился, и подал на него жалобу в Биробиджанский городской суд, в которой просил постановление государственного инспектора РФ Управления Росприроднадзора по ЕАО А.З. отменить, как незаконное, а производство по делу прекратить. В обосновании своих доводов, он указал, что не совершал данного правонарушения, а результаты проверки Управления Росприроднадзора, проведенной с грубым нарушением Закона, не могут служить доказательствами его вины.

В судебном заседании 15.04.2011 (при новом рассмотрении дела после отмены решения суда от 09.02.2011) Панин Ю.А., доводы своей жалобы поддержал частично и суду пояснил, что он не оспаривает своей вины, как должностного лица, в неуплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2008 года и по третий квартал 2010 года. в установленные сроки. Однако он просит суд учесть, что ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» является законопослушным предприятием. Они приняли целый ряд мер по устранению всех выявленных у них в ходе проверки недостатков, что подтверждается дополнительно представленными суду материалами. Ранее он к административной ответственности не привлекался. Сумма своевременно не внесенных им платежей составила всего 622 рубля 07 копеек, что несоизмеримо с суммой наложенного на него штрафа- 4000 рублей. Допущенное нарушение само по себе носит формальный характер и является малозначительным. Оно совершено по незнанию данного законодательства. От этих действий не наступило никаких вредных последствий для охраняемых законом интересам по защите окружающей среды. Если бы специалисты Росприроднадзора проводили предупредительную работу, учебу, как это делают другие органы, то данное нарушение не было бы допущено. Он просит суд постановление инспектора № от 20.12.2010 о наложении на него штрафа отменить, вследствие малозначительности деяния, освободив его от назначенного наказания.

Представитель Управления Росприроднадзора по ЕАО Асанин Н.В. доводы жалобы и пояснения в суде Панина Ю.А. о малозначительности его деяния признал несостоятельными, и суду пояснил, что правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным, независимо от суммы невнесенных ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Правонарушение посягает на установленный законом порядок природопользования и требования законодательства об охране окружающей среды, соблюдение которых является обязанностью каждого участника данных правоотношений, поэтому оно не может быть признано судом малозначительным. Все организации обязаны платить эти платежи в установленные законом сроки, не зависимо от их размера и суммы.

Суд, выслушав объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Панина Ю.А., представителя Асанина Н.В., допросив свидетеля А.З., изучив материалы дела, не находит оснований для удовлетворения рассматриваемой жалобы и отмены постановления Управления Росприроднадзора по ЕАО № от 20.12.2010, о привлечении Панина Ю.А. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Вина Панина Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, помимо его собственных пояснений в судебном заседании, подтверждается материалами административного производства, а также пояснениями в суде должностного лица, выявившего данное правонарушение.

Свидетель А.З. суду пояснил, что при проведение проверки в ОГУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» был установлен факт невнесения обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, что являлось нарушением Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Данное нарушение не может являться малозначительным, поскольку совершалось 12 раз подряд, каждый квартал, начиная с 2008 года. Панин Ю.А. сам является природопользователем и обязан знать закон, направленный на охрану окружающей среды и выполнять его. Его действия нельзя расценивать как малозначительные из-за того, что сумма неплатежей не очень большая. Каждый обязан своевременно вносить данные платежи, независимо от их размеров. Его - А.З. деятельность, как государственного инспектора, является надзорно-контрольной, поэтому он должен проверять соблюдение законодательства, а не заниматься обучением руководителей. В настоящее время данные платежи внесены и устранены все другие нарушения, которые они выявили в ходе той проверки.

Также вина Панина Ю.А. в совершённом правонарушении подтверждается:

- приказом начальника Управления Росприроднадзора по ЕАО № от 11.10.2010, в отношении ОГУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» о назначении плановой, комплексной, выездной проверки с 18.10.2010 по 15.11.2010, с целью осуществления государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии с планом контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по ЕАО на 2010 год, утвержденного приказом № от 23.12.2009 (л.д. 31-35);

- актом проверки ОГБУ «Дирекция по ООПТ» № от 15.11.2010, в котором указаны выявленные нарушения, в том числе и нарушение ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому невнесена в установленный срок плата за негативное воздействие на окружающую среду; а также в нарушении п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников осуществляется без специального разрешения (л.д. 36-44);

- протоколом № от 15.11.2010, об административном правонарушении директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. ст. 8.41 КоАП РФ, согласно которого, Паниным Ю.А. не были приняты надлежащие меры к внесению в срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2008 года - 3 квартал 2010 года. Порядок и базовые нормативы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1999 (с измен. от 01.07.2005, 08.01.2009). Форма оплаты - приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 204 от 05.04.2007 (с измен. от 27.03.2008). Сроки внесения оплаты за негативное воздействие на окружающую среду установлены не позднее 20 числа, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал, в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от 08.06.2006. В нарушение п.п. 2, 3 порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, (утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от 05.04.2007) директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. не представлены в установленный срок расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 - 3 квартал 2010 гг. Данные расчеты были предоставлены только 26.10.2010, а сама плата за негативное воздействие на окружающую среду за этот период была внесена в период проверки (л.д. 45-48);

- платежным поручением № от 10.11.2010, о внесении платы в сумме 215,74 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 год (л.д. 84);

- платежным поручением № от 10.11.2010, о внесении платы в сумме 233,36 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год (л.д. 85);

- платежным поручением № от 10.11.2010 о внесении платы в сумме 172,97 рубля за негативное воздействие на окружающую среду за 3 кв. 2010 года (л.д. 80).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчислений и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.1992 (в ред. Постановления Правительства РФ N 463 от 14.06.2001, с изменениями от 12.02.2003) данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

-размещение отходов;

-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Из пункта 1.3 Устава ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» с изменениями от 12.05.2010 следует, что Учреждение является государственным, и относится к объектам областной собственности, учредителем которого является правительство Еврейской атомной области в лице управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области. Согласно пп.1, 17 (действующим на момент совершения административного правонарушения) пункта 2.2 данного Устава, предметом деятельности Учреждения, в том числе, является организация и осуществление охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (л.д. 111-120).

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» относится к природопользователям, и в установленные законом сроки не вносило плату за негативное воздействие на окружающую следу, а, следовательно, в действиях директора ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Панина Ю.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, как невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Санкция ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

При назначение административного наказания Панину Ю.А. должностным лицом - государственным инспектором РФ по охране природы в ЕАО А.З. было учтено имеющееся смягчающее обстоятельство, предусмотренное ответственность" target="blank" data-id="18247">ст. 4.2 КоАП РФ, в виде добровольного устранения последствий правонарушения, возмещение причиненного вреда, поскольку неуплаченные платежи были внесены в период проверки.

Оснований для смягчения назначенного Панину Ю.А. наказания, не имеется.

Судом рассмотрены доводы Панина Ю.А. о возможности освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности совершенного им административного правонарушения. Они признаны несостоятельными и удовлетворению не подлежат.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ признание административного правонарушения малозначительным может иметь место только в исключительных случаях, когда действие или бездействие, содержащее признаки состава административного правонарушения, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных интересов. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личностью, обществу, государству.

Деяние, совершенное Паниным Ю.А., посягает на установленный законом порядок природопользования и требования законодательства об охране окружающей среды, соблюдение которых является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Допущенное должностным лицом - директором ОГБУ «Дирекция по ООПТ ЕАО» Паниным Ю.А. правонарушение, совершалось достаточно длительный период времени: с 2008 года по третий квартал 2010 г.. Поэтому не зависимо от суммы невнесенных платежей данное деяние не может быть признано судом малозначительным. При установленных судом обстоятельствах, основания для освобождения Панина Ю.А. от административной ответственности по ст. 8. 41 КоАП РФ в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ по охране природы в ЕАО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области № от 20.12.2010 по делу об административном правонарушении Панина Ю.А.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ по охране природы в Еврейской автономной области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области(Управления Росприроднадзора по ЕАО) № от 20.12.2010 по делу об административном правонарушении

Панина Ю.А. оставить без изменения, а жалобу Панина Ю.А. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.П. Журова