Дело № 5 - 87/2011 от 26.10.2011 в отношении ОГБУЗ `Областная больница` об административном правонарушении (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения)



Дело № 5-87/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Биробиджан                                                                        26 октября 2011 года

        Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Михалёв В.А.,

с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - ОГБУЗ «Областная больница», Гасиленко К.К.,

представителя Гасиленко А.Ю., представившей доверенность от 07.10.2011,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница», имеющего юридический адрес: <адрес>, ИНН ,

У С Т А Н О В И Л :

Согласно протоколу об административном правонарушении, в ходе проведенной на основании приказа руководителя Управления Росздравнадзора по ЕАО В.Т. от 01.09.2011 № П79-141/11 в период с 19.09.2011 по 29.09.2011 внеплановой проверки по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: <адрес> выявлено осуществление ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: <адрес> деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно оказание больному А.И. платной медицинской услуги по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в виде ультразвуковой диагностики. Это является нарушением пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 23.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Гасиленко К.К. пояснил, что услуги по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в виде ультразвуковой диагностики оказываются в больнице систематически на платной основе, а для определенной категории граждан на бесплатной основе.

Представитель Управления Росздравнадзора по ЕАО в судебное заседание, будучи надлежаще уведомлен, не явился.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно акту проверки № 129 от 29.09.2011 осуществления медицинской деятельности ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: <адрес> были выявлены нарушения законодательства по лицензированию медицинской деятельности, а именно установлено, что ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: <адрес> оказало больному А.И. 18.07.2011 платные медицинские услуги по амбулаторно-поликлинической помощи - ультразвуковая диагностика, лицензия на осуществление которой у данного юридического лица по указанному адресу отсутствует.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности.

Согласно пп. 96 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность относится к видам деятельности, подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию. В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность, устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

«Положением о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, в п. 4 установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем, в который, согласно приложению, включены работы (услуги) по ультразвуковой диагностике, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 № 323 «Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» Приложения к лицензии на осуществление медицинской деятельности оформляются в соответствии с Перечнем, который содержит работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по ультразвуковой диагностике.

В соответствии с лицензиями: от 13.06.2007, предоставленной на срок до 13.06.2012, от 22.05.2008, предоставленной на срок до 22.05.2013, от 25.11.2008, предоставленной на срок до 25.11.2013, от 23.09.2010, предоставленной на срок до 23.09.2015, от 07.06.2011, предоставленной на срок до 07.06.2016, Областному государственному учреждению здравоохранения «Областная больница», находящемуся по адресу: <адрес>, предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности по адресам согласно приложениям, из которых следует, что по адресу: <адрес> предоставлена лицензия на осуществление, в том числе, амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по акушерству и гинекологии; по стоматологии терапевтической; при осуществлении специализированной медицинской помощи по: транспортировке донорской крови и ее компонентов; при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: трансфузиологии.

В то же время предоставленная лицензия от 13.06.2007 ОГУЗ «Областная больница» на оказание амбулаторно-поликлинической помощи: по ультразвуковой диагностике по адресу: г. Биробиджан ул. Комсомольская д. 13 не предоставляет возможность осуществления ОГБУЗ «Областная больница» данной деятельности по иным адресам, поскольку лицензии на осуществление указанных видом деятельности предоставлены по соответствующим адресам.

Перечнем платных услуг ультразвукового исследования в областной больнице с 01.04.2011, утвержденным главным врачом областной больницы Гасиленко К.К., предусмотрены различные виды медицинских услуг, в том числе, «УЗИ сердца взр.» и «УЗИ гемодинамики левого желудочка», общая стоимость которых составляет 659 рублей.

Согласно договору от 18.07.2011, между ОГУЗ «Областная больница» и А.И. заключен договор оказания платных медицинских услуг «УЗИ сердца + гемод.» стоимостью 659 рублей.

Согласно журналу «Платные услуги» ОГБУЗ «Областная больница» по <адрес>, А.И. 18.07.2011 оказаны платные услуги на сумму 659 рублей.

Графиком работы УЗИ-кабинета установлено время приема для различных больных.

Таким образом, суд считает установленным, что ОГБУЗ «Областная больница» по адресу: <адрес> оказало А.И. медицинскую услугу в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике.

В то же время судом установлено, что данная услуга А.И. была оказана ОГБУЗ «Областная больница» на возмездной основе. Наличие разрешения на оказание платных медицинских услуг населению от 31.12.2010 № 03-17/13, утвержденного начальником управления здравоохранения правительства ЕАО А.Е., перечня платных услуг, утвержденного главным врачом областной больницы Гасиленко К.К.; журнала платных услуг, содержащего множество фамилий клиентов, свидетельствует об осуществлении ОГБУЗ «Областная больница» данных платных услуг на постоянной основе.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что медицинская услуга в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике А.И. была осуществлена как предпринимательская деятельность.

Таким образом, поскольку протокол об административном правонарушении, кроме факта оказания указанной услуги А.И., не содержит сведений о других фактах оказания медицинской услуги в виде амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: по ультразвуковой диагностике, то суд приходит к выводу об отсутствии в указанном деянии ОГБУЗ «Областная больница» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в действиях ОГБУЗ «Областная больница» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Объектами правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок государственного управления, общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля (надзора) за лицензируемыми видами деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 настоящего Кодекса, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.

Поскольку указанные правонарушения имеют различные объекты посягательства, а также различную подведомственность их рассмотрения, то переквалификация действий лица с ч. 1 ст. 19.20 на ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможна.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу в части совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу в части административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная больница» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 суток.

Судья                                                  В.А. Михалёв