Дело № 2 - 1203/2011 (в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения отказано)



Дело 2-1203/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2011 года                                                                                            г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Мудрой Н.Г.

при секретаре Морозовой А.П.

с участием истца Брусенко А.В.

представителя ответчика Правительства Еврейской автономной области Францевой В.В. по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску Брусенко А.В. к Правительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Брусенко А.В. обратилась в суд с иском к Правительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что <данные изъяты>. Согласно справке о рождении родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются В.С., А.У.. Своих родителей не знает, и никогда их не видела, с 3-х лет находилась в различных учреждениях города Биробиджана и как оставшаяся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении. Жилая площадь за ней не закреплялась, ей неизвестно было ли жилье у родителей. Никаких сведений о родителях не сохранилось, в <данные изъяты>, также отсутствуют какие-либо сведения о них. <данные изъяты> В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

После окончания больше нигде не обучалась, по выпуску из <данные изъяты> жильем обеспечена не была. В 2004-2005 годах обращалась к мэру города Биробиджана с просьбой о предоставлении жилого помещения как оставшейся без попечения родителей, но поскольку была прописана в квартире бывшего мужа, посчитали, что она не нуждается в жилом помещении. По расторжении брака была из квартиры мужа выписана по решению Биробиджанского городского суда. До настоящего времени не имеет регистрации по месту жительства, поскольку не имеет жилья.

Абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 закона Еврейской автономной области от 25.06.2008 № 390-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, или после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения.

Из совокупности норм п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 закона Еврейской автономной области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области» и ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье и др.

В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, вне очереди жилое помещение вне очереди предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям; последующей редакцией ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР (редакция Федерального закона от 28.03.1998 № 45-ФЗ) также предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Однако, учитывая, что за ней не закреплялось жилье, по окончании училища в 1992 году она не была обеспечена жилым помещением соответственно ее право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, нарушено.

Из постановления правительства ЕАО от 12.08.2008 № 225-пп «О реализации закона Еврейской автономной области от 25.06.2008 № 390-03 «Об обеспечении жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области» следует, что уполномоченным органом государственной власти по формированию дел детей названной категории, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также по формированию банка данных детей, оставшихся без попечения родителей и детей из числа, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, является управление по опеке и попечительству ЕАО. Решения о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, согласно п.6 постановления правительства ЕАО от 12.08.2008 № 255-пп принимаются управлением жилищно-коммунального хозяйства. Просит суд обязать правительство ЕАО предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленной нормы предоставления жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным правилам и нормам.

В судебном заседании истец Брусенко А.В. исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме. Суду дополнила, что девичья ее фамилия Сазанович, родителей своих она не знает, с трех лет воспитывалась в <данные изъяты>. По окончанию <данные изъяты> вышла замуж и проживала в квартире супруга, после расторжения брака в 2004 году обращалась в мэрию города с вопросом жилья, на что ей ответили, что поскольку у нее есть прописка, то на очередь поставить не могут. Она снимала жилье, потом узнала от знакомой, что как сирота имеет право на жилое помещение. В настоящее время у нее нет ни жилья, ни регистрации, так как бывший муж по суду ее выписал из квартиры. Просила суд иск удовлетворить, обязать ответчика предоставить ей как сироте жилое помещение.

Представитель ответчика Правительства ЕАО Францева В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснил, что согласно справке о рождении родителями истца Брусенко А.В. являются В.С. и А.У. Из решения суда от 25.05.1983 следует, что <данные изъяты>. Согласно решения исполкома от 14.12.1976 Брусенко А.В. была <данные изъяты>. В соответствии с типовыми положениями об общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 в п. 25 дети могут помещаться в детские учреждения временно сроком не более одного года. Поскольку сведений о лишении родительских прав отца в материалах дела нет, у истицы не определен правовой статус, является ли она сиротой или оставшейся без попечения родителей. Кроме того, Федеральным законом № 159 -ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законом ЕАО № 390-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для лиц, которых можно отнести к категории детей-сирот или оставшихся без попечения родителей», установлен возрастной ценз до 23 лет. Истцу необходимо было заявить о себе, сразу еще до достижения ей этого возраста. Доказательств, подтверждающих факт обращения истца за предоставлением жилого помещения, не представлено. Считает, что истец не вправе требовать жилое помещение, так как в 1996 г., на момент принятия ФЗ № 159, на который ссылается Брусенко А.В. ей было уже более 23 года, и этот закон на нее не распространяется. Просила в иске Брусенко А.В. отказать.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и осуществляют условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату их государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами.

Статьей 11 ЖК РФ предусмотрено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.

Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации установлены социальные гарантии и дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством).

Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют в числе прочего право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.п. 2. п. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениям социального облуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Федеральным законом РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

К категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Статьей 8 ФЗ № 159 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 7-1 Закона ЕАО от 24 декабря 2004 г. № 400-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей в Еврейской автономной области» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, однократно обеспечиваются за счет средств областного бюджета вне очереди жилыми помещениями на территории области, если местом их выявления на первичного устройства является область.

Законом ЕАО от 25 июня 2008 г. № 390-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» установлен порядок предоставления детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, жилых помещений. Согласно установленному порядку орган исполнительной власти, уполномоченный правительством области, формирует на каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, дело и формирует банк данных детей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений (ст.3). Уполномоченный орган предоставляет жилые помещения, включенные в жилищный фонд области детям, оставшимся без попечения родителей…, не позднее одного месяца после включения жилых помещений в жилищный фонд области (ст. 4).

В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 12 августа 2008 года № 225-пп в целях реализации закона ЕАО от 25.06.2008 № 390-ОЗ уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по формированию дел на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), нуждающихся в предоставлении жилых помещений является управление по опеке и попечительству области.

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм следует, что гарантируемая законом социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, которые не имеют закрепленного за ними жилья до достижения ими 23- летнего возраста.

В судебном заседании установлено, что согласно справке о рождении от 28.03.2011 родителями истицы Брусенко (Сазанович) А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются В.С. и А.У.. <данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

Свидетель Ж.К. <данные изъяты> суду пояснила, что истица поступила к ним в <данные изъяты>, проживала в общежитии, никакими льготами как сирота или оставшаяся без попечения родителей не пользовалась, поэтому по окончанию училища вопрос обеспечения ее жильем не решался.

В судебном заседании также установлено, что согласно сообщению главы мэрии города от 19.08.2011 Брусенко (Сазанович) А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлениями о предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в мэрию города не обращалась.

Как следует из сообщения заместителя начальника управления по опеке и попечительству ЕАО от 19.08.2011 , согласно архивным документам Брусенко (Сазанович) А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в управлении по опеке и попечительству ЕАО как оставшаяся без попечения родителей, не состояла и не состоит.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что до достижения истицей 18 лет она находилась в <данные изъяты>, суд приходит к выводу, что истица Брусенко А.В. в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не относится.

В связи с чем, требования истицы Брусенко А.В. к Правительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения необоснованны и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 11,49,57 ЖК РФ, ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Брусенко А.В. к Правительству Еврейской автономной области о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                               Н.Г. Мудрая