Дело 2-1781/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года г. Биробиджан Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе: судьи Мудрой Н.Г. при секретаре Трапезниковой М.С. с участием истца Алёхина Е.Ф., представителя истца Верихова К.Ю. по доверенности, представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации Еврейской автономной области Чернолых О.Ю., действующего по доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алёхина Е.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о признании права найма жилого помещения в порядке социального найма, признании договора найма служебного помещения № от 19.10.2010 ничтожным и заключении договора социального найма жилого помещения, У с т а н о в и л : Алёхин Е.Ф. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (ТУ Росимущества в ЕАО), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области о признании за ним права на найм жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения и обязать заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что что 18 декабря 2007 года ему и членам его семьи была предоставлена квартира <адрес>, в г. Биробиджан. Решение о предоставлении квартиры было принято Жилищно-бытовой комиссией УВД по ЕАО 14 декабря 2007 года, как нуждающемуся в жилом помещении. Фактически указанная квартира была введена в состав специализированного жилого фонда 18 октября 2010 года. На момент предоставления квартира не имела статуса служебного жилого помещения. Просит признать за Алёхин Е.Ф. право на найм жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения: обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по ЕАО (ТУ Росимущества по ЕАО) и УМВД России по ЕАО заключить с Алёхиным Е.Ф. договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Определением суда от 01.11.2011 по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца были привлечены Алёхина А.Н. и Алёхина Т.Ю. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Алёхина А.Н. и Алёхина Т.Ю. в судебное заседание не явились, в представленных письменных ходатайствах просили дело по иску Алёхина Е.Ф. рассмотреть без их участия. Представитель ответчика ТУ Росимущества в ЕАО в судебное заседание не явился, представили отзыв на исковое заявление Алёхина Е.Ф., в котором указали, что ТУ Росимущества в ЕАО не может быть надлежащим ответчиком по данным требованиям, так как не являлось стороной договора служебного найма служебного жилого помещения № от 18.12.2007, а также не предоставляло истцу указанное жилое помещение. Кроме того, Росимущество и его территориальные органы не являются органом, осуществляющим учет нуждающихся лиц в улучшении жилищных условий и органом, заключающим договора социального найма. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным дело рассмотреть в отсутствие третьих лиц, представителя ответчика ТУ Росимущества в ЕАО, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания. В судебном заседании истец Алёхин Е.Ф. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ исковые требования к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области уточнил, просил признать за ним право на найм жилого помещения по адресу: <адрес> в порядке социального найма жилого помещения, признать заключенный между УВД по ЕАО и Алёхиным Е.Ф. договор найма служебного помещения № от 19.10.2010 ничтожным и обязать заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. От заявленных требований к ответчику ТУ Росимущества в ЕАО отказался. Доводы в обоснование исковых требований к ответчику УМВД по ЕАО, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просил суд иск удовлетворить. Представитель истца Верихов К.Ю., действующий на основании доверенности, уточненные требования своего доверителя поддержал в полном объеме. Просил суд признать за Алёхиным Е.Ф. право на найм жилого помещения по адресу: <адрес> в порядке социального найма жилого помещения, признать заключенный между УВД по ЕАО и Алёхиным Е.Ф. договор найма служебного помещения № от 19.10.2010 ничтожным и обязать УМВД по ЕАО заключить с Алёхиным Е.Ф. договор социального найма указанного жилого помещения. От заявленных требований к ответчику ТУ Росимущества в ЕАО отказался. По существу иска суду пояснил, что заключенный 18.12.2007 между его доверителем и ответчиком договор найма служебного жилого помещения № в отношении спорной квартиры фактически был заключен на условиях социального найма, поскольку на момент его заключения спорное жилое помещение не было отнесено к специализированному жилищному фонду, такое решение уполномоченным органом было принято лишь 18.10.2010. В соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 19.10.2010 между УВД по ЕАО и истцом в отношении спорного жилого помещения был заключен новый договор найма служебного жилого помещения №, ранее заключенный договор № от 18.12.2007 был расторгнут наймодателем в одностороннем порядке. Вместе с тем, договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 ЖК РФ случаях, что также согласуется с положениями пункта 17 договора найма служебного жилого помещения №. Однако, требования ЖК РФ и положений пункта 17 договора наймодателем выполнены не были, судебное решение о расторжении договора найма служебного жилого помещения № от 18.12.2007 не принималось. Отнесение жилых помещений, находящихся в оперативном управлении у УВД по ЕАО к служебным не может являться основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, так как подпадает под действие исключения, предусмотренного ч.2 ст. 102 ЖК РФ - переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. На момент заключения нового договора найма служебного жилого помещения № от 19.10.2010 истец и наймодатель являлись сторонами трудового договора, между ними был заключен контракт о службе в органах внутренних дел, который был прекращен лишь 14.03.2011. Считает, что поскольку истец в связи с увольнением автоматически был снят с очереди на получение жилья по социальному найма, следовательно, при его возвращении должен был также автоматически быть восстановлен. В связи с чем, считает требования Алёхина Е.Ф. к УМВД по ЕАО обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В части исковых требований к ответчику ТУ Росимущества в ЕАО просил производство по делу прекратить в связи с отказом истца Алёхина Е.Ф. от иска. В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по ЕАО Чернолых О.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные истцом требования не признал в полном объеме, просил в иске Алёхину Е.Ф. отказать. Суду пояснил, что поддерживает доводы, указанные в возражениях на иск. Дополнительно суду пояснил, что квартира №, расположенная по <адрес>, является служебным жилым помещением, предоставлена была истцу с членами семьи в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, поскольку своего жилья не имел. Распоряжением ТУ Росимущества по ЕАО от 18 октября 2010 г. № данной квартире был присвоен статус служебного жилого помещения, и для приведения в соответствие с требованиями закона, с Алёхиным Е.Ф. был заключен договор найма служебного жилого помещения от 19.10.2010 №. Обстоятельство того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу раньше, чем присвоен статус специализированного не свидетельствует о том, что квартира автоматически является социальной и была предоставлена Алёхину Е.Ф. по договору социального найма. Истец не имеет права на получение жилья по социальному найму, так как не состоит на соответствующем учете, и не был в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении социального жилья. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании приказа Министра внутренних дел РФ от 27 апреля 2011 года №, Управление внутренних дел по Еврейской автономной области переименовано в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области. В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. В силу ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.1). В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности и закреплен на праве оперативного управления за УВД по ЕАО. Истец Алёхин Е.Ф. поступил на службу в УВД по ЕАО 14.05.2002, с 12 января 2007 года был уволен по пункту «А» статьи 19 Закона РФ «О милиции» (собственному желанию, приказ № от 10.01.2007). Согласно контракта о службе в органах внутренних дел, 12.04.2007 Алёхин Е.Ф. вновь поступил на службу в УВД по ЕАО и был уволен с 14 марта 2011 года по пункту «В» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы дающего право на пенсию, приказ № от 11.03.2011). 27 ноября 2007 года Алёхин Е.Ф. обратился с рапортом, в котором просил предоставить служебную квартиру, так как своего жилья не имеет, указав при этом состав семьи - жена Алёхина Н.И., сын - Алёхин А.Е. Решением жилищной комиссии УВД по ЕАО от 14 декабря 2007 г. Алёхину Е.Ф. и членам его семьи предоставлена служебная квартира, о чем свидетельствует выписка из протокола № от 14 декабря 2007 года заседания жилищной комиссии УВД по ЕАО, согласно которой Алёхину Е.Ф. на состав из 3 человек выделена служебная квартира в доме по <адрес>. 18 декабря 2007 года с истцом Алёхиным Е.Ф. заключен договор № найма служебного жилого помещения, согласно которого УВД по ЕАО (наймодатель) передает Алёхину Е.Ф. (нанимателю) и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности РФ, переданное УВД по ЕАО на праве оперативного управления ТУ Росимущества по ЕАО, состоящее из квартиры, расположенной в г. Биробиджане, <адрес> для временного проживания в нем. Указанное жилое помещение было передано истцу по акту приема-передачи и технического состояния служебного помещения от 18.12.2007, который является неотъемлемой частью договора найма служебного жилого помещения. Как следует из пункта 2 указанного договора, жилое помещение предоставляется Алёхину Е.Ф. в связи с нахождением в трудовых отношениях, прохождением службы в УВД по ЕАО. Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (п.15). Согласно п.п.4, 5, 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 г. № 432, полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 апреля 2010 года серии №, квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении в УВД по ЕАО. Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имущество в ЕАО от 18 октября 2010 года №, квартирам <адрес> в г. Биробиджане, ЕАО, находящимся в оперативном управлении Управления внутренних дел по ЕАО, присвоен статус «служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Российской Федерации». 19 октября 2010 года между УВД по ЕАО (наймодатель) и Алёхиным Е.Ф. (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения №, согласно которого УВД по ЕАО (наймодатель) передает Алёхину Е.Ф. (нанимателю) и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности РФ, переданное УВД по ЕАО на праве оперативного управления ТУ Росимущества по ЕАО 2010 года № 103 «Об отнесении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении у Управления внутренних дел по ЕАО к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда Российской Федерации», состоящее из квартиры, расположенной в <адрес>, для временного проживания в нем. Пунктом 2 предусмотрено, что жилое помещение предоставляется в связи с нахождением в трудовых отношениях, прохождением службы в УВД по ЕАО. Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В частях 1,3,4 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Согласно ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. В судебном заседании из пояснений сторон, исследованных материалов дела установлено, что истец Алёхин Е.Ф. на момент заключения 19 октября 2010 года договора найма служебного жилого помещения № не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни в УВД по ЕАО, ни в органах местного самоуправления, решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма в отношении Алёхина Е.Ф. не выносилось, в списках сотрудников, работников УВД ЕАО, пенсионеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Алёхин Е.Ф. также не указан. Согласно протоколу № от 19.02.2007 решением жилищной комиссии УВД по ЕАО сотрудник Алёхин Е.Ф. был исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с увольнением из органов внутренних дел. Повторно, при поступлении на службу в Управление, истец рапорт о постановке на очередь для получения жилья не писал. Данный факт истец Алёхин Е.Ф. не отрицал. Довод представителя истца о том, что истец фактически проживет в спорной квартире по договору социального найма, т.к. решение о признании квартиры служебной было принято после ее предоставления, является несостоятельным, поскольку не указывает на неправомерность ее предоставления как служебной, кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право истца определять статус жилого помещения, принадлежащего Российской Федерации. В судебном заседании было установлено, что спорная квартира предоставлялась сотруднику УВД в связи с исполнением трудовых обязанностей, и действия органов внутренних дел в отношении ранее переданных Управлением жилых помещений, направлены были на подтверждение их правого статуса с учетом изменений в жилищном законодательстве, но не направлены на изменение статуса, определенного ранее. Суд считает, что доводы представителя истца о том, что договор найма служебного помещения № от 19.10.2010 является ничтожным, поскольку ранее заключенный с его доверителем договор № от 18.12.2007 не был расторгнут в соответствии с жилищным законодательством, и судебное решение о расторжении данного договора не принималось, несостоятельны по выше указанным обстоятельствам, и не влекут изменений юридически значимых обстоятельств по делу. Таким образом, в соответствии с указанными нормами закона, оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было предоставлено Алёхину Е.Ф. не как социально необеспеченному гражданину, а как сотруднику УВД по ЕАО, в связи с его трудовой деятельностью в Управлении, в силу чего Алёхин Е.Ф. не вправе претендовать на указанное жилье по договору социального найма. Кроме того, в судом не установлен факт того, что собственник спорного жилья изъявил волю об изменении статуса жилья, на социальный. При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца необоснованны и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 166-168 ГК РФ, ст.ст. 49, 57, 92, 93, 99, 104 ЖК РФ, Постановлением правительства РФ № 42 от 26.01.2006, Федеральным законом «О милиции» № 1026-1 от 18.04.1991, ст.ст. 56, 194-198,220,221 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : В иске Алехина Е.Ф. к Управлению Министерства внутренних дел российской Федерации по Еврейской автономной области о признании права найма жилого помещения в порядке социального найма, признании договора найма служебного помещения № от 19.10.2010 ничтожным и заключении договора социального найма отказать. Производство по делу в части требований Алехина Е.Ф. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения прекратить в связи с отказом истца от иска. Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Н.Г. Мудрая