Дело № 2-796/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 3 апреля 2012 г. г. Биробиджан Биробиджанский районный суд ЕАО в составе председательствующей судьи Даниловой О.П., с участием: истицы Зубцовой Л.Е., при секретаре Морозовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубцовой Л.Е. к открытому акционерному обществу «Владивосток Авиа» о взыскании морального вреда,- УСТАНОВИЛ: Зубцова Л.Е. обратилась в суд с иском к ОАО «Владивосток Авиа» о взыскании морального вреда в размере <сумма>. Свои требования мотивировала тем, что 25.03.2011 в ООО Дальневосточное агентство «Авиатраст», оформив маршрутную квитанцию на рейсы Хабаровск-Москва и обратно Москва-Хабаровск, оплатив указанную услугу в размере более <сумма>, она заключила с ответчиком договор авиаперевозки пассажиров. Но в назначенное время, а именно 26.10.2011, вылет рейса по маршруту Москва-Хабаровск из аэропорта Внуково не состоялся. Ответчик в нарушение ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исполнил свои обязательства надлежащим образом в части срока исполнения указанного договора авиаперевозки пассажиров. Рейс состоялся на следующие сутки т.е. 27.10.2011. В связи с тем, что в этот период времени она тяжело болела и возвращалась домой в плохом состоянии здоровья, ей пришлось эти сутки задержки рейса провести в холодном не отапливаемом помещении (аэропорт Внуково) на холодных железных стульях. Вследствие этого из-за холода, несвоевременно оказанной ей медицинской помощи ее здоровье еще более ухудшилось и выздоровление затянулось. По прибытию домой из-за очень плохого самочувствия 28.10.2011 ей пришлось вызывать скорую помощь, а затем дежурного врача ОГУЗ «Областная поликлиника». С 29.10.2011 по 23.11.2011 она находилась на листках нетрудоспособности. Официально ее лечение закончилось только 29.12.2011. Так же представители компании ОАО «Владивосток Авиа» в аэропорту Внуково г. Москва вели себя некорректно по отношению к ней: не выполнили свои обязанности: не извинились перед ней за задержку рейса, не объяснили причины задержки авиарейса, не разъяснили ей права в этом случае в т.ч.: право на достоверную информацию о причинах задержки рейса и о ее правах: на два бесплатных звонка, хранение багажа, горячее питание, прохладительные напитки. Абсолютно не проявили никакого ни сочувствия, ни жалости, хотя она беспрестанно кашляла и разговаривала осипшим голосом почти шепотом. Ее никто не сопроводил до медсанчасти, даже не пытались объяснить, где она находится. Предложили гостиницу где-то далеко от аэропорта. Она отказалась от этого предложения в связи с тем, что ей нужна была срочно медицинская помощь, которую впоследствии ей оказывали в медсанчасти аэропорта Внуково. На следующий день ее тоже никто не пытался разыскать из работников представительства и хоть чем-то и как-то помочь в сложившейся ситуации. В феврале 2012 она отправила претензию в адрес ответчика, предложила возместить ей моральный вред в связи с задержкой авиарейса в размере <сумма>. Ответчик с ее требованиями не согласился в части возмещения вреда. И возместил только штраф за просрочку доставки пассажира в сумме <сумма>. Учитывая последствия причиненных ей физических и нравственных страданий, она оценивает их в <сумма>, которые просит взыскать с ответчика. В судебном заседании истица Зубцова Л.Е. исковые требования и доводы в их обоснование, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила взыскать с ответчика ОАО «Владивосток Авиа» компенсацию морального вреда в размере <сумма>. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик обязан выплатить ей компенсацию за причиненный моральный вред, который ей принесла задержка рейса по вине ответчика и неоказание необходимых услуг и предоставления необходимой информации в период ожидания вылета. Представитель ответчика - ОАО «Владивосток Авиа» в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении просил рассмотреть дело без участия представителя, кроме того просил в удовлетворении исковых требований отказать. Суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащем образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела. В письменных возражениях по иску представитель ответчика указал, что пассажиру отмененного рейса № Москва-Хабаровск от 26.10.2011 Зубцовой Л.Е. представителем перевозчика ОАО «Владивосток Авиа» было предложено переоформить билеты на рейс № Москва-Хабаровск на 27.10.2011. Она имела возможность принять условия договора с учетом изменений либо отказаться от перевозки с полным возмещением провозной платы перевозчиком. Зубцова Л.Е. приняла решение принять изменение условий договора перевозки, предложенные перевозчиком. За просрочку доставки пассажира в пункт назначения ОАО «Владивосток Авиа» выплатило штраф в сумме <сумма>. Свои обязательства по договору перевозки ОАО «Владивосток Авиа» выполнило полностью, ответственность за ненадлежащее выполнение договора в виде штрафа понесло в добровольном порядке, установленном законом, в полном объеме. Вина ответчика в указанном инциденте отсутствует. Кроме того, размер компенсации морального вреда истицей явно завышен и не соответствует степени физических и нравственных страданий. ОАО «Владивосток Авиа» пыталось заблаговременно известить Зубцову Л.Е. об отмене рейса, но ее контактный телефон не отвечал. От размещения в гостинице, питания и других услуг, предоставляемых бесплатно пассажирам в случае задержки рейса, она отказалась. При таких обстоятельствах, связанных с отменой авиарейса Москва-Хабаровск 26.10.2011, ОАО «Владивосток Авиа» действовало добросовестно и законно, следовательно, оснований ответственности ОАО «Владивосток Авиа» в компенсации морального вреда не усматривается. Суд, выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статьей 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В судебном заседании установлено, что истица 25.03.2011 заключила с ОАО «Владивосток Авиа» договор авиаперевозки пассажира по маршруту Москва-Хабаровск, рейс №. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа. Согласно отметке в маршрутной квитанции, авиарейс № 26.10.2011 по маршруту Москва-Хабаровск был отменен, рейс состоялся через сутки 27.10.201. Таким образом, в судебном заседании был установлен факт нарушения ответчиком условий договора авиаперевозки пассажира в части срока доставки пассажира и багажа. Этот факт ответчиком не оспаривается, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения ОАО «Владивосток Авиа» выплатило истице штраф в сумме 600 руб. Согласно ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по другим основаниям, предусмотренным законом. В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Судом установлено, что вина ответчика - исполнителя обязательств по перевозке пассажиров заключается в нарушении сроков исполнения обязательств по перевозки пассажиров. При этом ответчиком не представлены доказательства того, что нарушение прав потребителей вызвано действием непреодолимой силы. При таких обстоятельствах он не может быть освобожден от ответственности по взыскании компенсации морального вреда. Суд установил, что моральный вред выразился для истицы Зубцовой Л.Е. в испытании переживаний за свое здоровье, поскольку она находилась в болезненном состоянии, была вынуждена обратиться за медицинской помощью. При этом она была вынуждена провести сутки в аэропорту не по своей воле, без нормального питания и отдыха. Суд также принимает во внимание, что представителем авиакомпании ей было предложено место в гостинице, от которого она сама отказалась. При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины ответчика, степень нравственных и физических страданий истицы, руководствуясь принципом разумности и справедливости, судом моральный вред оценивается в <сумма>. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче искового заявления истица, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», была освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 200 руб. в связи с удовлетворением исковых требованиям неимущественного характера (компенсации морального вреда). На основании изложенного, руководствуясь ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 103 Воздушного кодекса РФ, ст. 786 ГК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Зубцовой Л.Е. к открытому акционерному обществу «Владивосток Авиа» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично. Взыскать с открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» в пользу Зубцовой Л.Е. компенсацию морального вреда в размере <сумма>. Взыскать с открытого акционерного общества «Владивосток Авиа» государственную пошлину в доход местного бюджета (бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО) в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Судья О.П. Данилова