Дело № 2-1796/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 августа 2012 г. г. Биробиджан Биробиджанский районный суд ЕАО в составе председательствующей судьи Даниловой О.П. с участием: помощника прокурора города Биробиджана ЕАО Карасенко А.С., представителя заинтересованного лица Николаенко Ю.П., при секретаре Барановой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Биробиджана ЕАО о признании недействующим решения городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в отдельной части, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 24.02.2005 № 184 в отдельной части. В заявлении указал, что 24.02.2005 городская Дума муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - городская Дума) приняла решение № 184 «О порядке создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов». Указанным решением утвержден Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов (далее - Порядок). Пунктом 2 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» Порядка предусмотрено, что выпуск материальных ценностей из резервных фондов осуществляется, в частности в порядке временного заимствования. Пунктом 4 вышеуказанного раздела определено, что материальные ценности из резервных фондов в порядке заимствования выпускаются на основании муниципального правового акта мэрии города при наличии гарантии заемщика по возврату материальных средств в резервные фонды. Вместе с тем, статьей 25 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что вышеуказанные резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядком создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340, также определены цели использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данные резервы используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрено использование материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке временного заимствования. Кроме того, статьей 24 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. Частью 4 статьи 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Считает, что пункты 2,4 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» Порядка устанавливающие возможность выпуска материальных ценностей из резервных фондов в порядке временного заимствования, не соответствует федеральному законодательству. Просит признать пункты 2, 4 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» Порядка создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов, утвержденного решением городской Думы от 24.02.2005 № 184 противоречащими и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Карасенко А.С. указанные требования и их обоснование, изложенное в заявлении прокурора, поддержал, дополнив, что фактически временное заимствование материальных ценностей из резервных фондов может осуществляться в двух случаях: при возникновении аварии объектового значения и при возникновении аварии местного значения. Временное заимствование материальных ценностей при возникновении аварии объектового значения (на объекте какой-либо организации, предприятия) недопустимо, поскольку в соответствии со ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций должны быть созданы органом местного самоуправления в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, поэтому их выдача в данном случае будет являться нецелевым использованием материальных ценностей. При возникновении аварии местного значения данные материальные ценности должны быть использованы органом местного самоуправления без последующего возврата, поскольку согласно ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Финансирование ликвидации аварии местного значения должно производиться за счет местного бюджета, а не за счет организаций, предприятий и других лиц. Представитель заинтересованного лица - городской Думы Николаенко Ю.П., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал полностью. Суду пояснил, что Федеральный законодатель прямо установил, что порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются самостоятельно, как Правительством РФ, как органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления в порядке собственного нормативного регулирования данных правоотношений. Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», разработан в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и определяет лишь основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, т.е. не содержит нормативных предписаний по неукоснительному дублированию его положений, ни как органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни как органами местного самоуправления. Частью второй пункта 4 данного Порядка прямо установлено, что номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом, т.е. соответствующим органом местного самоуправления. Городская Дума наделена полномочиями по самостоятельному осуществлению правого регулирования вопросов, определенных оспариваемыми пунктами 2, 4 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» порядка создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов, утвержденного решением городской Думы от 24.02.2005 № 184 (в ред. решений городской Думы от 23.12.2012 № 452, от 28.06.2012 № 782). Нарушения каких-либо норм федерального законодательство, а именно указанного в заявлении прокурора, при этом не допустила. Кроме того, компетенция прокурора в отношении органов местного самоуправления установлена ст. 77 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации отнесено только осуществление надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Каких-либо иных полномочий прокурора при осуществлении им надзора за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов вышеуказанные федеральные законы не предусматривают. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами только в соответствии с процессуальным законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 131, ч. 5 ст. 251 ГПК РФ в исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, предъявляемом прокурором на основании вышеизложенных его полномочий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов, а также данные о наименовании органа местного самоуправления и наименование нормативного правового акта. Представленное в суд заявление прокурора указанным требованиям не соответствует, поскольку не содержит ни указаний на конкретные защищаемые интересы неопределенного круга лиц, ни на конкретные нарушенные права таких лиц в контексте предмета правого регулирования оспариваемого муниципального правового акта, ни на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно п. 2, п. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Прокурор города Биробиджана оспаривает пункты 2, 4 раздела 5 решения городской Думы от 24.02.2005 № 184 «О порядке создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов», которым утвержден Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО и восполнения использованных средств этих резервных фондов. Согласно п. 2 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» утвержденного Порядка предусмотрено, что выпуск материальных ценностей из резервных фондов может осуществляться в порядке временного заимствования. Согласно п. 4 вышеуказанного раздела материальные ценности из резервных фондов в порядке заимствования выпускаются на основании муниципального правового акта мэрии города при наличии гарантии заемщика по возврату материальных средств в резервные фонды. Допрошенный в качестве свидетеля С. суду пояснил, что на практике лишь два раза материальные ценности из резерва по решению комиссии по ЧС выделялись в порядке заимствования. В 2010 году была авария в МУП «Бани», а также был прорыв теплотрассы возле школы № 16. Для устранения аварий оба раза были выделены материалы (трубы) той организации, которая устраняла последствия аварий, заключались договоры о возврате этих материальных ресурсов (труб). Впоследствии эти организации возвращали заимствованное имущество в резерв, т.е. предоставляли трубы взамен использованных. Оба раза аварии квалифицировались, как ЧС местного значения, т.к. теплотрасса, водопроводные сети, на которых аварии случались, являются муниципальной собственностью. Согласно ст. 24 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии со ст. 25 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Понятие чрезвычайной ситуации дано в ст. 1 указанного Федерального закона - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. (п. 2) Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. (п. 6) Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет: средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов; средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации; средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов. (п. 7) Таким образом, Федеральным законодательством предусмотрено, что финансирование создания, накопления и использования местного резерва осуществляется за счет средств местного бюджета, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Перекладывание бремя этих расходов на других лиц (предприятий, организаций и др.) является нарушением и бюджетных обязательств, и прав этих других лиц. Кроме того, оспариваемыми положениями Порядка фактически разрешен выпуск материальных ценностей из резервных фондов для любых целей, в том числе, не связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций: никаких указаний, оговорок, ссылок на то, что обязательным условием для такого выпуска является наличие чрезвычайной ситуации, нет. Такое положение недопустимо, поскольку Федеральным законодательством прямо предусмотрено целевое использование таких резервов материальных и финансовых ресурсов - экстренное привлечение этих ресурсов в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Таким образом, суд приходит к выводу, что Федеральным законодательством не предусмотрено использование материальных ресурсов из местного резерва, созданного для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в порядке временного заимствования другими лицами. При таких обстоятельствах пункты 2, 4 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» Порядка, устанавливающие возможность выпуска материальных ценностей из резервных фондов в порядке временного заимствования, как не соответствующие Федеральному законодательству, должны быть признаны недействующими. Судом дана оценка доводам представителя городской Думы о том, что предъявленное в суд заявление прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку не содержит ни указаний на конкретные защищаемые интересы неопределенного круга лиц, ни на конкретные нарушенные права таких лиц в контексте предмета правого регулирования оспариваемого муниципального правового акта, ни на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами. При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность. Таким образом, указанные доводы представителя заинтересованного лица суд считает не обоснованными, заявление прокурора - подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24, 25 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 251-253, 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора города Биробиджана ЕАО о признании недействующим решения городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в отдельной части - удовлетворить. Признать пункты 2, 4 раздела 5 «Основания и порядок выпуска материальных ценностей из резервных фондов» Порядка создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области и восполнения использованных средств этих резервных фондов, утвержденного решением городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области от 24.02.2005 № 184 противоречащими и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Судья О.П. Данилова Копия верна. Судья О.П. Данилова