Дело № 2-2121/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Биробиджан 11 сентября 2012 года Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе: судьи Максименко Т.З., при секретаре Минчаковой Е.В., с участием помощника военного прокурора Карданова Р.Н., представителя ответчика Хлопова Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску исковому заявлению военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к начальнику Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» о признании незаконным бездействия должностного лица и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, УСТАНОВИЛ: Военный прокурор обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия должностного лица и понуждении к проведению аттестации рабочих мест. Свои требования мотивировал тем, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка соблюдения должностными лицами ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» (далее - ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО») действующего трудового законодательства, выявлены его нарушения. Пунктом 9 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Вместе с тем, проверкой установлено, что работодателем в лице начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» мероприятия, направленные на проведение аттестации рабочего места «заместитель начальника отдела», подлежащего замещению лицом из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, по условиям труда не выполнены. В соответствии с требованиями п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342-Н, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Кроме того, согласно п. 8 указанного Порядка, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации, на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, в соответствии с федеральным законом, возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Рассматриваемые отношения не носят административно-правовой характер, поскольку в настоящем заявлении ставится вопрос не о привлечении начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» к ответственности за неисполнение требований трудового законодательства, а о признании бездействия незаконным и о понуждении ответчика совершить определенные действия, направленные на устранение нарушений закона. Просит признать бездействие начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО», связанное с не проведением мероприятий по аттестации рабочего места «заместитель начальника отдела», незаконным и обязать начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» провести аттестацию рабочего места «заместитель начальника отдела». В судебном заседании военный прокурор Карданов Р.Н. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведения проверки исполнения трудового законодательства установлено, что начальник ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» Б. не предпринимал меры для соблюдения трудового законодательства, а именно с момента образования учреждения не были проведены мероприятия по аттестации рабочих мест, а конкретно, рабочего места «заместитель начальника отдела», данную должность занимает гражданское лицо. В связи с этим просит: признать бездействие начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» Б., связанное с не проведением мероприятий по аттестации рабочего места «заместитель начальника отдела», незаконным и обязать начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» провести аттестацию рабочего места «заместитель начальника отдела». С учетом того, что проведение данных мероприятий требует финансовых средств, просит установить срок проведения аттестации до 01.01.2014. Начальник ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» Б. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания уведомлен надлежащим образом. Ходатайств, заявлений о переносе слушания дела не поступало. Суд, выслушав мнения сторон, согласно ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося начальника ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» Б., извещенного о дате и времени слушания дела с участием его представителя. Представитель начальника ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» Хлопов Г.И. заявленные требования не признал, суду пояснил, что действительно с момента создания учреждения мероприятия по аттестации рабочих мест не производились, никаких мер к этому не предпринималось в связи с отсутствием финансирования. Однако после проведения прокурорской проверки направлены заявки на выделение финансов. С учетом порядка выделения денежных средств, считает, что к указанному прокурором сроку аттестация будет проведена. Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд пришел к следующему. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья, работников, государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда. Пунктом 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342Н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). В соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342-Н, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Согласно п. 8. вышеуказанного Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно выписке из приказа МО РФ № от 29.10.2010 на майора Б. возложено временное исполнение обязанности начальника отдела финансового обеспечения МО РФ по ЕАО. 12 сентября 2011 года Министром обороны РФ утверждено Положение о ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО», оно является юридическим лицом и некоммерческой организацией. Руководителем учреждения является соответствующий командир (начальник), руководитель учреждения несет ответственность за деятельность учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, руководитель обязан обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты личного состава Учреждения. Взаимоотношения лиц гражданского персонала и руководителя Учреждения, возникающие на основе договора (контракта), регулируются трудовым законодательством и коллективным договором. В материалы дела представлен Перечень рабочих мест гражданского персонала ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО», подлежащих аттестации по условиям труда. В данный перечень входит должность «заместитель начальника отдела», согласно сообщению ВРИО начальника учреждения, данное рабочее место не аттестовано. Требования прокурора заявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как в результате текучести кадров, по другим причинам, на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Поэтому, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест нарушает как права работников работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. В судебном заседании установлено, что с момента регистрации Учреждения в качестве юридического лица до проведения прокурорской проверки, работодателем, а именно начальником ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» никаких действий по проведению аттестации рабочих мест не проводились, не запрашивались финансовые средства, не издавались приказы о создании аттестационной комиссии, графика аттестации и др. На основании изложенного суд считает требование о признании незаконным бездействия начальника Учреждения обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из представленных документов следует, что руководитель учреждения стал направлять запросы по выделению средств только после проверки прокурора и вынесенного представления. В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, В случае выявления нарушения законодательства, прокурор вправе выбрать более действенные и рациональные меры прокурорского реагирования. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как указано выше, начальник учреждения после проведенной проверки, стал направлять запросы, однако аттестация до настоящего времени не проведена, права граждан не восстановлены, поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона выступающего в интересах неопределенного круга лиц, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроках проведения аттестации, судом учитываются, характер дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, отсутствие в Учреждении своих денежных средств и средств, выделенных на цели проведения аттестации, суд считает, что срок, указанный прокурором обоснован и реален. Руководствуясь ст.ст. 56., 194-198 ГПК РФ, ст. ст. 22, 209, 210, 212 ТК РФ, суд - Р Е Ш И Л: Удовлетворить требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к начальнику Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» о признании незаконным бездействия должностного лица и понуждении к проведению аттестации рабочих мест. Признать незаконным бездействие начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» Б. по не проведению мероприятий по аттестации рабочего места «заместитель начальника отдела». Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ЕАО» Б. провести аттестацию рабочего места «заместитель начальника отдела» по условиям труда в срок до 01.01.2014. Сведения об исполнении решения суда направить в суд и военному прокурору Биробиджанского гарнизона. Решение может быть обжаловано в областной суд ЕАО через Биробиджанский районный суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы либо представления. Судья подпись Т.З. Максименко Копия верна: Судья Т.З. Максименко