Дело № 2 - 2130/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2012г. г.Биробиджан ЕАО Судья Биробиджанского районного суда Еврейской АО Щиканов А.В., при секретаре Скобцовой Л.Ю., с участием помощника военного прокурора Ненилина С.В., представителя командира войсковой части № по доверенности Пильганчук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по заявлению военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к командиру войсковой части № о признании незаконным бездействия должностного лица и понуждении к проведению аттестации рабочего места, У с т а н о в и л: Военный прокурор Биробиджанского гарнизона обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия должностного лица командира части № и понуждении к проведению аттестации рабочих мест. Свои требования мотивировал тем, что военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка соблюдения командиром войсковой части № действующего трудового законодательства, выявлены его нарушения. Пунктом 9 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Вместе с тем, проверкой установлено, что работодателем в лице командира воинской части № мероприятия, направленные на проведение аттестации рабочего места «юрисконсульт», подлежащего замещению лицом из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, по условиям труда не выполнены. В соответствии с требованиями п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342-Н, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Кроме того, согласно п. 8 указанного Порядка, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации, на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, в соответствии с федеральным законом, возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Рассматриваемые отношения не носят административно-правовой характер, поскольку в настоящем заявлении ставится вопрос не о привлечении начальника ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» к ответственности за неисполнение требований трудового законодательства, а о признании бездействия незаконным и о понуждении ответчика совершить определенные действия, направленные на устранение нарушений закона. Просит признать бездействие командира войсковой части 47062 связанное с не проведением мероприятий по аттестации рабочего места «юрисконсульт», незаконным и обязать командира войсковой части провести аттестацию рабочего места «юрисконсульт». В судебном заседании военный прокурор Ненилин С.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведения проверки исполнения трудового законодательства установлено, что командир войсковой части № не предпринимал меры для соблюдения трудового законодательства, а именно не провел мероприятия по аттестации рабочего места «юрисконсульт», данная должность подлежит замещению гражданским персоналом. При опросе временно исполняющего обязанности командира части Р. который пояснял что отсутствуют денежные средства на проведение мероприятий по аттестации должности, однако каких либо запросов в целях исполнения этих мероприятий командиром части не осуществлялось. В связи с этим просит: признать бездействие командира войсковой части №, связанное с не проведением мероприятий по аттестации рабочего места «юрисконсульт», незаконным и обязать командира войсковой части № провести аттестацию рабочего места «юрисконсульт» в течении двух месяцем со дня вступления решения суда в законную силу, а именно до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель командира войсковой части № по доверенности Пильганчук А.В. в судебном заседании пояснил, что он не согласен с тем что командир войсковой части бездействовал. Аттестация рабочего места «юрисконсульт» не была проведена из-за отсутствия денежных средств. Денежные средства на проведение мероприятий по аттестации рабочего места «юрисконсульт» в ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» письменно не запрашивались, однако в июле 2012 года направлялось письмо руководителю отдела финансового обеспечения в котором просили сообщить о наличии денежных средств необходимых для проведении аттестации и согласно ответа было сообщено что денежные средства для проведения аттестации не выделялись. Другие запросы не производились. С требованием прокурора об обязывании провести аттестацию рабочего места «юрисконсульт» согласен, только просил установить реальный срок выполнения данного мероприятия, так как два месяца считает малым сроком. Выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, суд пришел к следующему. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 210 ТК РФ, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья, работников, государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда. Пунктом 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Мероприятия по аттестации рабочих мест проводятся с целью обеспечения охраны труда. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342Н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). В соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342-Н, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Согласно п. 8. вышеуказанного Порядка, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Согласно доверенности от 04.09.2012 командир войсковой части № полковник Д. указано, что действует на основании прав по должности и уполномочивает Пилганчук А.В. представлять интересы войсковой части № и его интересы как должностного лица. В материалы дела представлена выписка из штатно - должностной книги войсковой части № указанием должностей, которые подлежат замещению гражданским персоналом, подлежащих аттестации по условиям труда. В данный перечень входит должность «юрисконсульт», согласно сообщению представителя командира войсковой части, данное рабочее место не аттестовано. Требования прокурора заявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как в результате текучести кадров, по другим причинам, на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Поэтому, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест нарушает как права работников работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. В судебном заседании установлено, что как до проведения прокурорской проверки, так и после ее проведения работодателем, а именно командиром войсковой части никаких действий по проведению аттестации рабочих мест не проводилось, не запрашивались финансовые средства, не издавались приказы о создании аттестационной комиссии, графика аттестации и др. Направленное 18.07.2012 письмо руководителю Отдела финансового обеспечения МО РФ по ЕАО о сообщении наличия денежных средств необходимых для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда суд считает недостаточным, так как в данном письме не указано сведений о выделении денежных средств, а всего лишь командир части просил сообщить имеются или нет денежные средства и в Ответном письме было сообщено командиру о том что денежные средства в 2012 году на проведение аттестации рабочих мест не выделялись. На основании изложенного суд считает требование о признании незаконным бездействия командира войсковой части № обоснованным и подлежащим удовлетворению. Так как командиром войсковой части не проводились мероприятия по проведению аттестации рабочего места «Юрисконсульт» как до прокурорской проверки, так и после проведенной проверки, а именно если отсутствуют денежные средства то не направлялись запросы по выделению денежных средств, не приняты приказы по аттестации рабочего места, не создана комиссия, не установлено время проведения аттестации рабочего места. В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, В случае выявления нарушения законодательства, прокурор вправе выбрать более действенные и рациональные меры прокурорского реагирования. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Как указано выше, командир войсковой части № после проведенной военным прокурором проверки, аттестацию рабочего места «юрисконсульт» до настоящего времени не провел, тем самым права граждан не восстановлены, поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона выступающего в интересах неопределенного круга лиц, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Разрешая вопрос о сроках проведения аттестации, судом учитываются, характер проведения мероприятий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, отсутствие в войсковой части своих денежных средств и средств, выделенных на цели проведения аттестации, а также с учетом мнения представителя командира войсковой части о том, что указанный прокурором срок два месяца не достаточен для выполнения мероприятий по проведению аттестации рабочего места, представитель просил суд увеличить срок исполнения указанного нарушения, в связи с чем суд считает, что необходимо установить срок выполнения мероприятий по проведению аттестации рабочего места в три месяца. Руководствуясь ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст.22, ст.209, ст.210, ст.212 ТК РФ, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Удовлетворить требования военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к командиру войсковой части № о признании незаконным бездействия должностного лица и понуждении к проведению аттестации рабочих мест. Признать незаконным бездействие командира войсковой части № по не проведению мероприятий по аттестации рабочего места «юрисконсульт». Обязать командира войсковой части № Д. провести аттестацию рабочего места «юрисконсульт» по условиям труда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно в срок до 13 января 2013 года. Сведения об исполнении решения суда направить в суд и военному прокурору Биробиджанского гарнизона. Решение может быть обжаловано в областной суд ЕАО через Биробиджанский районный суд в течение месяца с момента окончательного изготовления решения путем подачи апелляционной жалобы либо представления. Мотивированное решение суда изготовлено 13 сентября 2012 года. Судья Щиканов А.В.