Дело № 12-155/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Биробиджан 25 апреля 2012 года Судья Биробиджанского районного суда ЕАО Михалёв В.А., с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, ООО «Сто дорог» - Цимарно П.А., действующего на основании доверенности № от 10.04.2012, главного специалиста отделения государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УНД ГУ МЧС России по ЕАО Зельмановича В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе Цимарно П.А. - защитника лица, привлеченного к административной ответственности, Общества с ограниченной ответственностью «Сто дорог» ОГРН №, ИНН №, расположенного в <адрес>, на постановление мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 11 апреля 2012 года, У С Т А Н О В И Л : Постановлением мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 11 апреля 2012 года ООО «Сто дорог» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Административное правонарушение, согласно постановлению, выразилось в том, что 23.03.2012 в 10 часов 50 минут при осуществлении государственного надзора за выполнением предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, в ООО «Сто дорог», расположенном в г. Биробиджане <адрес>, выявлено, что не выполнены предусмотренные законодательством мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий в ООО «Сто дорог», а именно: 1. В ООО «Сто дорог» не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с пунктом 2 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»; 2. Инструкция по действиям персонала ООО «Сто дорог» при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны, в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абзацем 3 пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804, пунктом 5.2. Постановления Губернатора Еврейской автономной области от 1 ноября 2008 г. № 199 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Еврейской автономной области» в ходе проверки не представлена (отсутствует); 3. В ООО «Сто дорог» не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, в соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктом 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379, пунктом 8 приложения к приказу МЧС России от 21 декабря 2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты». В ходе проверки не предоставлена (отсутствует) документация, устанавливающая номенклатуру, объемы и сроки создания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств ООО «Сто дорог» в целях гражданской обороны; 4. В ООО «Сто дорог» не проводятся мероприятия по планированию, подготовке и проведению эвакуационных мероприятий на военное время. Не создана эвакуационная комиссия в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 4.1 Постановления Губернатора Еврейской автономной области от 1 ноября 2008 г. № 199 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Еврейской автономной области»; 5. В ООО «Сто дорог» не создано нештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абзац 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 4 приложения к приказу МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Цимарно П.А. обжаловал постановление мирового судьи, как необъективное и необоснованное, просил суд его отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обосновании своей жалобы указывает, что ни до начала проверки, ни в ее ходе ООО «Сто дорог» не несло никакого вреда населению и не представляло опасности для охраняемых законом прав, интересов, благ, как это обозначено в протоколе об административном правонарушении. Во-первых, основным видом деятельности ООО «Сто дорог» в 2011 году являлась разработка песчано-гравийного карьера в с. Биджан Ленинского района, однако на момент составления протокола предприятие фактически не осуществляло свою деятельность, в связи с отсутствием лицензии на этот вид деятельности. Во-вторых, на предприятии нет штатной численности основных работников. Так, за 4 квартал 2011 года на предприятии осуществляли свою деятельность 7 человек, которые работали по договору внешнего совмещения, и основным местом их работы является ООО «Биробиджанское дорожно-ремонтное строительное управление», которое является учредителем ООО «Сто дорог» и работает под руководством одного руководителя, на тех же принципах и объектах, по тому же юридическому и почтовому адресу. В свою очередь на предприятии ООО «БДРСУ» созданы все условия материально-технического обеспечения сотрудников предприятия и разработана вся документация по ГО и ЧС в соответствии с установленными требованиями и инструкциями федерального и областного законодательства. В-третьих, до составления протокола и вынесения постановления по данному делу должностное лицо ООО «Сто дорог», уполномоченное на решение вопросов в области ГО и ЧС, устранило все существенные замечания, выявленные в ходе проверки, и представило их в адрес отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЕАО. Кроме того, в п. 2 протокола об административном правонарушении должностным лицом установлено, что в ходе проверки не предоставлена инструкция по действиям персонала при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, но при этом делается ссылка на нормативно-правовые акты, в которых идет речь не об инструкции по действиям персонала, а о плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Имеют место и процессуальные нарушения, поскольку сам протокол об административном правонарушении был подписан участвовавшим в проверке представителем ООО «Сто дорог» Ряполовым С.Д., который, однако, был уполномочен только по представлению интересов организации по проверке, но не по осуществлению защиты прав и законных интересов организации при ведении в отношении нее дела об административном правонарушении. При этом на имя руководителя ООО «Сто дорог», который в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях является законным представителем юридического лица, уведомление о явке для составления протокола по делу об административном правонарушении не направлялось, и сам факт составления данного протокола не был доведен до сведения руководителя ООО «Сто дорог», чем было нарушено процессуальное право юридического лица знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, а также обжаловать или устранить выявленные нарушения в ходе проверки до составления протокола. В судебном заседании защитник Цимарно П.А. изложенные в жалобе доводы поддержал полностью. В судебном заседании главный специалист отделения государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УНД ГУ МЧС России по ЕАО Зельманович В.Д. пояснил, что на момент проверки в ООО «Сто дорог» были выявлены, указанные в протоколе нарушения. Все выявленные нарушения носили документальный характер. Однако, после проведения проверки все выявленные нарушения были устранены, никаких последствий от выявленных нарушений не наступило. В связи с чем он считает данное правонарушение малозначительным. В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Согласно акту проверки и протоколу об административном правонарушении (л.д. 3-4, 7-8), в ходе плановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения № от 20.02.2012 (л.д. 5-6), в ООО «Сто дорог» выявлено невыполнение мероприятий по гражданской обороне, в части невыполнения предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: 1) не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (нарушен п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны»); 2) не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, отсутствует документация, устанавливающая номенклатуру, объемы и сроки создания указанных запасов (нарушен абзац 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993); 3) не создана для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий эвакуационная комиссия (нарушен п. 4.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Еврейской автономной области, утвержденного постановлением Губернатора ЕАО от 01.11.2008 № 199, ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»). Вместе с тем, по мнению суда, не нашли своего подтверждения указанные здесь же невыполнения мероприятий по гражданской обороне, в части невыполнения предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: 1) инструкция по действиям персонала ООО «Сто дорог» при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», абзацем 3 пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804, пунктом 5.2. Постановления Губернатора Еврейской автономной области от 1 ноября 2008 г. № 199 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Еврейской автономной области» в ходе проверки не представлена (отсутствует); 2) В ООО «Сто дорог» не создано нештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», абзац 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 4 приложения к приказу МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Так, в соответствии с абзацем 4 п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций. Согласно абзацу 5 этого же пункта, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с п. 5.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Еврейской автономной области, утвержденного постановлением губернатора ЕАО от 01.11.2008 № 199, ведение гражданской обороны на территории Еврейской автономной области заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании плана гражданской обороны и защиты населения Еврейской автономной области, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций. Таким образом, приведенные правовые нормы указывают на необходимость разработки организацией именно планов гражданской обороны организации, но не указанной «инструкции по действиям персонала». Кроме того, отсутствие инструкции по действиям персонала ООО «Сто дорог» при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не образует объективную сторону ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. В соответствии с абзацем 3 ст. 10 Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. В соответствии с п. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС РФ от 23.12.2005 № 999, нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях. Вместе с тем, отнесение предприятий к опасным производственным объектам регламентировано в ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Из этой же статьи закона следует, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Материалы дела сведений о такой регистрации ООО «Сто дорог» не содержат. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие ООО «Сто дорог» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как ООО «Сто дорог» не выполнило указанные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Не являются состоятельными доводы Цимарно П.А. о том, что в 2011 году ООО «Сто дорог» фактически не осуществляло свою деятельность, в связи с отсутствием лицензии на вид деятельности, являющийся основным для предприятия - разработка песчано-гравийного карьера в с. Биджан Ленинского района, и о том, что на предприятии нет штатной численности основных работников, а основным местом работы 7 человек, работающих в ООО «Сто дорог» по договору внешнего совмещения, является ООО «Биробиджанское дорожно-ремонтное строительное управление», которое является учредителем ООО «Сто дорог» и работает под руководством одного руководителя, на тех же принципах и объектах, по тому же юридическому и почтовому адресу. Поскольку, не имея лицензии на осуществление определенного вида деятельности, ООО «Сто дорог» тем самым не утратило статус юридического лица, а факт создания всех условий материально-технического обеспечения сотрудников предприятия и разработки всей документация по ГО и ЧС в соответствии с установленными требованиями и инструкциями федерального и областного законодательства на предприятии ООО «Биробиджанское дорожно-ремонтное строительное управление», не распространяется на другое юридическое лицо, даже при указанных условиях его создания и функционирования. Тот факт, что до составления протокола и вынесения постановления по данному делу должностное лицо ООО «Сто дорог», уполномоченное на решение вопросов в области ГО и ЧС, устранило все существенные замечания, выявленные в ходе проверки и представило их в адрес отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЕАО, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения. Довод же Цимарно П.А. о том, что представитель ООО «Сто дорог» Ряполов С.Д. не был уполномочен подписывать протокол об административном правонарушении, суд считает необоснованным. Согласно доверенности, Ряполову С.Д. было предоставлено право не только принимать участие в проводимой проверке, но и подписывать различные документы по проверке. Протокол об административном правонарушении был составлен именно по фактам, выявленным в ходе данной проверки, и немедленно после ее проведения. Довод о том, что сам факт составления данного протокола не был доведен до сведения руководителя ООО «Сто дорог», чем было нарушено процессуальное право юридического лица знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, а также обжаловать или устранить выявленные нарушения в ходе проверки до составления протокола, опровергается самим же Цимарно П.А., указавшим в жалобе, что «до составления протокола и вынесения постановления об административной ответственности по данному делу должностное лицо ООО «Сто дорог» уполномоченное на решение вопросов в области ГО и ЧС устранило все существенные замечания, выявленные в ходе проверки и представило их в адрес отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по ЕАО». Однако, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса" Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. На момент составления протокола об административном правонарушении выявленные нарушения были устранены. В результате правонарушения вред не причинен, угроза причинения вреда личности, обществу или государству не создана, поскольку все работники предприятия являются так же и работниками ООО «БДРСУ», на котором созданы необходимые условия материально-технического обеспечения, и разработана вся необходимая документация по ГО и ЧС. Поэтому суд считает выявленное правонарушение малозначительным. В связи с этим ООО «Сто дорог» подлежит освобождению от ответственности. Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Р Е Ш И Л : Постановление мирового судьи Левобережного судебного участка г. Биробиджана ЕАО от 11 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сто дорог» изменить. В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить Общество с ограниченной ответственностью «Сто дорог» от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виду малозначительности правонарушения, ограничившись устным замечанием. Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения. Судья В.А. Михалёв