о взыскании заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Новобирилюссы 10 июня 2010 года

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

При секретаре Трубиной В.Н.,

С участием истца Алексеева Петра Федоровича,

Представителей ответчика Новобирилюсского сельского Совета депутатов его главы Юшкова Александра Павловича, ведущего специалиста Овчинникова Алексея Сергеевича,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Петра Федоровича к Новобирилюсскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным распоряжения от Дата обезличена года Номер обезличен и взыскании заработной платы и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

Алексеев П.Ф. обратился в суд с иском, в котором указал, что с 2005 года он работает в Новобирилюсском сельском Совете депутатов в качестве водителя легкового автомобиля. На 2010 год согласно штатному расписанию ему была установлена ежемесячная заработная плата в размере 15 178 рублей 42 копейки. Распоряжением Номер обезличен от Дата обезличена года, с которым его ознакомили Дата обезличена года, ему была уменьшена стимулирующая надбавка без изменения объема выполняемой работы. За апрель 2010 года с учетом данного распоряжения ему была выплачена заработная плата в размере 8609 рублей 33 копейки. Полагая, что указанное распоряжение принято с нарушением установленного трудовым законодательством порядка, просит признать его незаконным и взыскать с ответчика заработную плату за апрель в размере 5357 рублей 09 копеек. Кроме того, просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда за причиненные нравственные страдания в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании Алексеев П.Ф. иск поддержал в полном объеме. Он считает, что поскольку весь объем порученной ему работы он выполнил с хорошим качеством, то оснований для уменьшения ему размера стимулирующих выплат в виде премии и персональной надбавки у администрации не было. Кроме того, ответчиком, по его убеждению, нарушен порядок изменения существенных условий труда, т.к. о предстоящих изменениях в оплате труда его должны были поставить в известность не позднее, чем за 2 месяца до их введения, а не на день раньше принятия постановления. В результате допущенной в отношении его дискриминации он испытывал нравственные страдания, неудобства перед коллегами по работе, просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Представитель ответчика Юшков А.П. признал исковые требования Алексеева П.Ф. в части взыскания в его пользу такой составляющей части его заработка, как персональная надбавка, относительно остальной части иска возражал. Суду он при этом пояснил, что в апреле 2010 года задач особой важности и сложности Алексеев П.Ф. не выполнял, объем его работы по сравнению с другими месяцами значительно снижен, поэтому оснований для выплаты ему премии в максимальном размере не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно распоряжению Новобирилюсского сельского Совета депутатов Номер обезличен л.с. Дата обезличена л.д.14), Алексеев П.Ф. принят водителем в представительный орган Новобирилюсского сельсовета с Дата обезличена года с оплатой труда согласно штатному расписанию со стимулирующими выплатами в размере 60 %, персональными надбавками в размере 20 %, за разъездной характер работы 50 %, за классность 25 %.

При принятии Алексеева П.Ф. на работу трудовой договор с ним не заключался, функциональные обязанности его документально не закреплялись. Коллективный договор Новобирилюсским сельским Советом не подписывался, профсоюзной организации в учреждении не существует.

Постановлением Новобирилюсского сельского Совета депутатов Номер обезличен от Дата обезличена года утверждено Положение «Об оплате труда работников Новобирилюсского сельского совета депутатов» (далее Положение).

Указанное Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим систему оплаты труда водителя Новолбирилюсского сельского Совета дупутатов - его единственного работника наряду с главой муниципального образования.. Ни нормам Трудового кодекса, ни иным федеральным законам, законам Красноярского края этот нормативный акт не противоречит. Не противоречит он, в том числе и Единым рекомендациям по установлению на Федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2010 год, утвержденным решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 декабря 2009 г., протокол N 10. Это же Положение, таким образом, является и единственным документом, регламентирующим состав заработной платы истца на момент возникновения спорного правоотношения.

Согласно указанному положению, заработная плата работников органа местного самоуправления Новобирилюсского сельсовета состоит из тарифной ставки в размере с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выплат компенсационного характера в виде доплат водителям за ненормированный рабочий день в размере до 50 % тарифной ставки, за классность в размере до 25 % водителю 1 класса, выплаты стимулирующего характера в виде премии до 150 % от тарифной ставки и персональной надбавки в размере до 100 % тарифной ставки, единовременной материальной помощи, персональной надбавки, стимулирующей повышение деловых и трудовых качеств работника в размере 25, 4 % от установленных в расчетном месяце размеров тарифной ставки, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Положение, таким образом, содержит в себе указание на предельные размеры всех возможных компенсационных и стимулирующих выплат.

При формировании штатного расписания на 2010 год в нем были учтены в качестве составляющих заработной платы водителя такие виды выплат, как должностной оклад в размере 1780 рублей, надбавка за классность в размере 25%, надбавка за разъездной характер работы в размере 50 %, персональная надбавка в размере 100 %, премия в размере 150 %, стимулирующая надбавка в размере 25, 4 %, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях, в иных местностях края с особыми климатическими условиями (в штатном расписании две последние надбавки именуются как РК 60 %). %). При этом штатное расписание не является тем документом, который регламентирует отношения между работодателем и работником в части выплаты заработной платы, а лишь служит основанием для формирования расходной части бюджета учреждения.

Распоряжением Новобирилюсского сельского Совета депутатов Номер обезличенр от Дата обезличена года «Об Алексееве П.Ф.», ему на весь 2010 год были установлены премия в размере 150 %, персональная надбавка в размере 100 %, стимулирующая надбавка в размере 25, 4 % л.д.12). Ежемесячная средняя заработная плата составляет по штатному расписанию 15 178 рублей 42 копейки л.д.13).

Другим распоряжением Новобирилюсского сельского Совета депутатов Номер обезличенр от Дата обезличена года «Об Алксееве П.Ф», оспариваемым истцом, водителю за апрель 2010 года была установлена премия в размере 50 %, персональная надбавка в размере 50 %, стимулирующая надбавка в размере 25, 4 % л.д.7). За апрель 2010 года за полностью отработанный месяц истцу была выплачена заработная плата в размере 8609 рублей 33 копейки л.д.6)

Оспариваемое распоряжение в части установления премии в полной мере соответствует Положению об оплате труда работников Новобирилюсского сельсовета. Так, в соответствии с п. 3.7 Положения, конкретный размер стимулирующих выплат работникам устанавливается руководителем органа местного самоуправления сельсовета, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Конкретный размер премий работникам устанавливается ежемесячно. Размер стимулирующих выплат определяется в процентном отношении к тарифной ставке за фактически отработанное время. Согласно п.3.8 Положения, установление размера премии и снижение (увеличение) персональной надбавки или отмена надбавки осуществляется приказом руководителя органа местного самоуправления сельсовета, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Именно в таком порядке (ежемесячно) принималось распоряжении об установлении конкретного размера премии, персональной надбавки и стимулирующей надбавки водителю Алексееву П.Ф. в 2009 году л.д.15-21).

Анализ перечисленных документов в совокупности позволяет суду считать установленным, что стимулирующие выплаты, предусмотренные в разделе 3 Положения, не являются теми условиями трудового договора, которые могут быть оговорены в нем в заранее установленных размерах и суммах.

Поскольку в соответствии с Положением к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу, выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, постольку установление премии работнику на весь год противоречило бы сути указанных выплат. Так, согласно п. 3.9 Положения, ежемесячное премирование работников осуществляется с учетом показателей успешности и активности в работе. При этом никакого лишения премии не происходит. Работник не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере, поскольку он не выполнил всех условий премирования.

У суда нет никаких оснований вмешиваться в оценку работодателем деловых качеств работника, работодатель свободен в выборе способа учета количества труда и учета его качества (в т.ч. сложности), установления систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок в рамках, которые определены локальным нормативным актом. Более того, сам истец не отрицал того обстоятельства, что никаких задач особой важности и сложности в апреле 2010 года, равно как и в другие периоды, он не выполнял.

Содержание этой же нормы позволяет суду установить, что размеры выплат стимулирующего характера в виде премии не могут быть заранее обусловлены трудовым договором и рассматриваться как его условия, об изменении которых работодатель в соответствии со ст.74 ТК РФ должен письменно уведомить работника заблаговременно.

Не влияет на законность распоряжения в части установления премии истцу то обстоятельство, что не был отменен прежний акт об установлении ему размера премии на весь 2010 год по основаниям, изложенным судом выше при оценке обоих распоряжений в этой части: от Дата обезличена года, и более позднего от Дата обезличена года. Не ставит под сомнение законность распоряжения в этой части и то обстоятельство, что уже Дата обезличена года Алексеев П.Ф. был с ним ознакомлен, т.к. по пояснениям представителя ответчика, работником при ознакомлении истца с приказом была допущена техническая ошибка. Так, проект приказа был изготовлен и подписан им Дата обезличена года, ознакомление предполагалось произвести 30 апреля, но та сделала это раньше.

Вместе с тем, суд считает возможным принять признание ответчиком иска в части восстановления истцу такой составляющей его заработной платы как персональная надбавка. Положение хотя и предоставляет работодателю право самостоятельно определять её размер в процентах к тарифной ставке, однако в п.3.10 перечисляет основания для её снижения, которых в настоящем споре не установлено. Признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Иск в этой части подлежит удовлетворению.

В пользу истца следует взыскать

Персональную надбавку (50% от оклада в 1 780 рублей с учетом уже выплаченных 50%) 890 рублей,

Стимулирующую надбавку на нее (25, 4 % ) 226 рублей 06 копеек,

РК (60%) 669 рублей 64 копейки, а всего 1791 рубль 64 копейки.

Решая вопрос о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, поэтому суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Исходя из конкретных обстоятельств дела (незаконно лишен незначительной части заработка), с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, осуществляющего свои полномочия лишь с Дата обезличена года, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд считает приемлемой для компенсации нравственных страданий истца сумму в 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Алексеева Петра Федоровича удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Новобирилюсского сельского Совета депутатов Номер обезличенр от Дата обезличена года в части установления Алексееву П.Ф. персональной надбавки в размере 50 % тарифной ставки 5 разряда.

Взыскать с Новобирилюсского сельского Совета депутатов в пользу Алексеева Петра Федоровича заработную плату за апрель 2010 года в размере 1791 рубль 64 копейки (одна тысяча семьсот девяносто один рубль 64 копейки), компенсацию морального вреда в сумме 500 (пятьсот) рублей, всего взыскать 2 291 (две тысячи двести девяносто один) рубль 64 копейки.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: