Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
С.Новобирилюссы 28 июня 2010 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Барановой О.И.,
С участием и.о. прокурора Атабаева О.А.,
Представителей ответчика - администрации Бирилюссского района:
заместителя главы администрации района Ковалёвой О.А.,
главного специалиста отдела правовой работы и охраны окружающей среды администрации района Кузнецовой Р.А.,
Представителя ответчика - администрации п. Рассвет, главы администрации Бирилюсского района Вохмянина С.А.,
Представителя ответчика ООО «Жилбытсервис» - генерального директора ООО «Жилбытсервис» Кириллова А.А.,
При секретаре Коденко Г.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бирилюсского района к администрации п. Рассвет, администрации Бирилюсского района, ООО «Жилбытсервис» п. Рассвет о нарушении прав граждан на благоприятную среду обитания в части снабжения качественной питьевой водой,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации поселка Рассвет Бирилюсского района, администрации Бирилюсского района, ООО «Жилбытсервис» п. Рассвет, указывая на то обстоятельство, что качество воды в поселке Рассвет не соответствует СанПиНу 2.1.4.1074-01.
Из проведенной специалистами Роспотребнадзора исследований качества питьевой воды установлено, что предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования из двух водозаборных скважин в поселке Рассвет значительно превышают уровень содержания железа в воде, и уровень мутности воды.
В судебном заседании и.о. прокурора свои требования поддержал в полном объёме и суду пояснил, что в результате проведенной прокуратурой района проверкой по соблюдению природоохранного законодательства, было установлено несоответствие качества питьевой воды в п. Рассвет Бирилюсского района требованиям СанПина 2.1.4.1074-01. Специалистами Роспотребнадзора была исследована питьевая вода, взятая для исследований в п. Рассвет, по результатам которой было установлено, что предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования из двух водозаборных скважин не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Просил суд обязать органы местного самоуправления принять ряд организационных мер по обеспечению качественной питьевой водой, обязать ООО «Жилбытсервис» обеспечить население п. Рассвет качественной питьевой водой, в срок до 01 ноября 2010 года.
Представитель ответчика, главный специалист администрации района Кузнецова Р.А. иск не признала, и пояснила суду, что администрация района не является исполнителем по предоставлению услуг населению п. Рассвет по снабжению питьевой водой. Исполнителем предоставления данного вида услуг является ООО «Жилбытсервис», то есть хозяйствующий субъект, которому переданы в аренду и водозаборные скважины, и водопроводные сети. Обязанность ООО «Жилбытсервис», как эксплуатирующей организации, в соответствии с п. 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ обеспечить соответствие качества питьевой воды Санитарным правилам.
Такая обязанность для ООО «Жилбытсервиса» предусмотрена и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, где согласно подп.»б» п.49 Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни и здоровья, и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором. Нарушения по качеству предоставляемой питьевой воды в п. Рассвет действительно имеют место, и администрацией района принимаются меры по решению данного вопроса, однако ответственность за качество воды несёт юридическое лицо - ООО «Жилбытсервис», но не администрация района.
Представитель ответчика, заместитель главы администрации района Ковалёва О.А. иск не признала, и суду пояснила, что за последние 2 года администрацией района принят ряд мер, направленных на улучшение качества питьевой воды в п. Рассвет. Так, в 2009 году было направлено более 5 млн. рублей на замену сетей водопровода в п. Рассвет, все средства были освоены, и сети в п. Рассвет были заменены на протяжении 2,2 км.
К сожалению, после замены части водопроводных сетей, качество воды не улучшилось.
В настоящее время администрацией района вновь предприняты конкретные меры по решению проблемы качества питьевой воды в п. Рассвет. Так, 08 июня 2010 года между Администрацией Бирилюсского района (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью Научно - производственным объединением «Пульсар» (Подрядчик» заключён муниципальный контракт на монтаж озоно - фильтровальной установки для очистки питьевой в оды в п. Рассвет. Цена контракта составляет 2020000 рублей, из которых 90% (2 млн. руб.) финансирует краевой бюджет, и 10% (20тыс.руб.) финансирует районный бюджет. Согласно данного контракта подрядчик НПО «Пульсар» обязались установить озоно - фильтровальную установку для очистки питьевой воды в п. Рассвет в срок до 11 октября 2010 года. Таким образом, со стороны администрации района бездействия по обеспечению качественной питьевой водой жителей п. Рассвет нет, изыскиваются все возможности для решения указанной проблемы.
Представитель ответчика, глава администрации п. Рассвет Вохмянин С.А. иск признал частично, и суду пояснил, что согласно ст.14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относится вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Вместе с тем, администрация п. Рассвет не обладает ни кадровым потенциалом, ни финансовым обеспечением, которые бы позволили в полной мере решать вопросы жилищно - коммунального хозяйства в п. Рассвет. Ежегодно решением депутатов Рассветовского поселкового Совета полномочия в области жилищно - коммунального хозяйства передаются администрации Бирилюсского района. Ежегодно принимается Соглашение с администрацией района, и 03 декабря 2009 года такое очередное Соглашение было принято. Срок действия Соглашения с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года. Цель Соглашения - реализация единой государственной политики в области жилищно - коммунального хозяйства и других областях. Для осуществления полномочий, указанных в Соглашении по различного рода направлениям, администрация п. Рассвет обязана перечислить в течение текущего года 514,2 тысячи рублей.
Таким образом, у администрации п. Рассвет не остаётся финансовых средств на осуществление мер по жилищно - коммунальному хозяйству, а дополнительных источников дохода, которые можно было бы направить на решение проблемы очистки питьевой воды, поселковый бюджет не имеет.
Он, как глава посёлка Рассвет, не снимает с себя ответственность за проблему питьевой воды в поселении, но решить её без помощи района они не смогут. В настоящее время появилась большая надежда на работу озоно - фильтровальной установки, по которой решён вопрос администрацией района, и которая будет очищать питьевую воду. Население о плохом качестве питьевой воды они в посёлке информируют постоянно, теперь информацию будут давать и через районную газету.
Представитель ответчика, генеральный директор ООО «Жилбытсервис» Кириллов А.А. иск признал частично, и суду пояснил, что действительно комитетом по управлению муниципальным имуществом его предприятию переданы для эксплуатации объекты по водоснабжению п. Рассвет питьевой и хозяйственной водой. Качество питьевой воды неудовлетворительное, и он с этим согласен. Однако две водозаборные скважины, которые обеспечивают водой посёлок, до настоящего времени не приняты в эксплуатацию государственной комиссией, и ему переданы во временную эксплуатацию. Для того, чтобы решить проблему по питьевой воде, необходимо либо бурить новые скважины, либо проводить водоочистку забираемой воды из существующих скважин. Средств для решения данной проблемы в ООО «Жилбытсервис» нет, получаемая предприятием прибыль небольшая, и без помощи района здесь не обойтись. В прошлом году район выделил средства на замену части водопроводных сетей, и они освоили более 5 млн. рублей, но проблема осталась. В текущем году администрация района заключила муниципальный контракт на монтаж озоно - фильтровальной установки для очистки питьевой воды, его задача предоставить помещение под монтаж оборудования.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.41,42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Вредным считается такое воздействие, которое создает угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. Факторов среды обитания достаточно много - биологические, химические, физические, социальные факторы и ряд других. Отметим, что вода относится к числу социальных факторов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 этого же закона критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Вместе с тем, из заявления прокурора района следует, что право граждан, жителей п. Рассвет на благоприятную среду обитания в части обеспечения качественной питьевой водой, нарушено.
Питьевая вода п. Рассвет не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний:
- из протокола № 03А-639 от 23 апреля 2010 года л.д.8-9) следует, что при отборе холодной воды из крана в сан.узле ООО «Жилбытсервис» на 1 этаже мутность (по каолину) при допустимой норме 1,5 мг/л. составила 1,7 мг/л., содержание железа составило 0,9 мг/л. при допустимой норме 0,3 мг/л.;
- из протокола № 03А-641 от 23 апреля 2010 года л.д.10-11) следует, при отборе воды из скважины с разводящей сетью № 2 (400 метров от накопителя) ООО «Жилбытсервис» запах воды при допустимой норме 2 составляет 3-3, содержание железа при допустимой норме 0,3 мг/л. составляет 1,3мг/л.;
- из протокола № 03А-640 от 23 апреля 2010 года л.д.12-13) следует, что при отборе холодной воды из скважины с разводящей сетью Номер обезличен (100 метров от накопителя) ООО «Жилбытсервис» запах воды при допустимой норме 2 составляет 3-3, мутность (по каолину) составляет 6,8 мг/л., при допустимой норме 1,5 мг/л., содержание железа при допустимой норме 0,3 мг/л., составляет 1,3 мг/л.
Таким образом, в судебном заседании получило подтверждение то обстоятельство, что право граждан, жителей п. Рассвет на благоприятную среду обитания в части обеспечения качественной питьевой водой, нарушено.
Разрешая вопрос об обязанностях органов местного самоуправления и эксплуатирующего объекты водоснабжения хозяйствующего субъекта по решению проблемы качественной питьевой воды в п. Рассвет, суд исходит из следующего.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Согласно Устава поселка Рассвет Бирилюсского района Красноярского края л.д.73-78), администрация посёлка Рассвет является муниципальным образованием, находящимся в границах Бирилюсского района (статья 2), организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения ( п.4 ст.7). Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация посёлка Рассвет (п. 1 ст.28).
Между администрацией п. Рассвет и администрацией Бирилюсского района регулярно заключаются Соглашения л.д. 85-86, 89-92, 102-103, 106-107), из которых следует, что администрация п. Рассвет передаёт часть полномочий по развитию коммунальной инфраструктуры, регулированию цен на услуги коммунальной инфраструктуры, к числу которых относится и снабжение населения водой. Для выполнения данных целей из бюджета администрации п. Рассвет в бюджет администрации района ежегодно перечисляются денежные средства (п.3 данного Соглашения). Факт перечисления денежных средств из администрации п. Рассвет в администрацию Бирилюсского района подтверждается имеющимися в материалах дела платёжными поручениями л.д.93-97).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления в лице администрации п. Рассвет и администрации Бирилюсского района в силу законодательных норм и принятых Соглашений обязаны принимать меры по организации снабжения населения качественной питьевой водой.
Доводы представителей ответчиков - администрации района о том, что ответственность за принятие мер по повышению качества питьевой воды должна быть возложена только на хозяйствующий субъект - ООО «Жилбытсервис», суд полагает необоснованными, поскольку и законодательные нормы, и фактические обстоятельства дела, свидетельствуют о необходимости организационных мероприятий со стороны органов местного самоуправления.
Доказаны в судебном заседании и конкретные меры, принимаемые администрацией района в части разрешения проблемы качества питьевой воды в п. Рассвет, что указывает на безусловное участие органов местного самоуправления в организации водоснабжения населения питьевой водой.
Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем Санитарным правилам.
Согласно пояснений директора ООО «Жилбытсервис», документов, свидетельствующих о передаче в эксплуатацию объектов водоснабжения п. Рассвет л.д.142-145), общество с ограниченной ответственностью «Жилбытсервис» является Исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению в п. Рассвет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответственность за качество предоставляемой питьевой воды населению, её соответствия нормативам «Питьевая вода (СанПин 2.1.4.1074-01), несёт эксплуатирующая организация - ООО «Жилбытсервис».
Доводы представителя ООО «Жилбытсервис» об отсутствии госприёмки водозаборных скважин, об отсутствии финансовых возможностей, и как следствие невозможности обеспечить потребителя качественной питьевой водой, суд находит необоснованными, поскольку законодательными нормами ответственность за качество поставляемой воды потребителю лежит на Исполнителе услуг.
Оценивая доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора по возложению на ответчиков - органы местного самоуправления обязанностей по организации мер по обеспечению населения п. Рассвет качественной питьевой водой, и по возложению ответственности на ответчика ООО Жилбытсервис» за предоставление качественной питьевой воды населению п. Рассвет, отвечающей в обоих случаях, требованиям санитарных норм и правил, подлежит удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Бирилюсского района удовлетворить.
ООО «Жилбытсервис» п. Рассвет в срок до 1 ноября 2010 года обеспечить население посёлка Рассвет Бирилюсского района качественной питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных норм и правил.
Администрации Бирилюсского района Красноярского края и администрации п. Рассвет Бирилюсского района Красноярского края в срок до 1 ноября 2010 года организовать принятие мер по обеспечению населения посёлка Рассвет Бирилюсского района качественной питьевой водой, отвечающей требованиям санитарных норм и правил.
Администрации п. Рассвет организовать информирование населения п. Рассвет о непригодности воды, находящейся в водопроводных сетях п. Рассвет, для питьевых целей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: