Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Новобирилюссы 29 сентября 2010 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Соболевой В.Н.,
С участием представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Березиной Т.Ю.,
Представителя ответчика администрации Суриковского сельсовета Азарченко М.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суриковского сельсовета об устранении нарушений санитарных норм и правил
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краюобратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суриковского сельсовета, в котором указал, что ответчиком, несмотря на вынесенные в его адрес предписания, не выполняются ряд санитарных норм и правил:
- п.п. 2.1, 2.4, 2.7 Санитарных правил 1.1.1058 -01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в части проведения юридическим лицом производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с осуществляемой деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: у ответчика нет официально изданных санитарных правил, методов, методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, не организованы лабораторные исследования и испытания на рабочих местах предприятия, не организованы медицинские осмотры должностных лиц и работников предприятия, деятельность которых связана с обслуживанием населения, не ведутся установленные действующим законодательством учет и отчетность по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля, не осуществляется визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) предприятия за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил;
- возле домов № 5, №6, №7, №8, №18 по ул.Вокзальной ст.Суриково в нарушение п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» отсутствует система санитарной очистки и уборки территории жилых домов, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание хозяйственно-бытовых отходов, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся внутри территорий домовладений;
- в нарушение п.3.2 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на ввод кладбища в эксплуатацию, в нарушение п.п. 7.9 и 7.10 тех же СанПиН на территории кладбища не оборудованы урны для сбора мусора на твердых площадках и удобных для подъезда мусоросборников. Истец просит суд возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства: организовать и проводить производственный контроль, организовать до зимы 2010 года систему санитарной очистки и уборки территорий жилых домов, получить до лета 2011 года санитарно-эпидемиологическое заключение на ввод кладбища в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель истца Березина Т.Ю. иск поддержала, уточняя исковые требования, пояснила, что 23 июня 2008 года главным государственным санитарным врачом в адрес администрации Суриковского сельсовета было вынесено предписание об устранении нарушений ряда санитарных норм и правил, однако до настоящего времени часть нарушений устранена не была. Так, ответчиком до настоящего времени не разработана программа производственного контроля на рабочих местах работников администрации и соответственно не производится производственный контроль. У администрации Суриковского сельсовета нет документов на ввод в эксплуатацию кладбища, расположенного на территории муниципального образования. Отсутствие указанных документов не позволяет отслеживать и оценивать санитарно-эпидемиологическую обстановку на указанных объектах, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Не выполнены ответчиком и требования предписания в части организации системы санитарной очистки и уборки территории жилых домов № № 5. 6, 7, 8, 18 по ул.Вокзальной ст.Суриково. Просит суд обязать ответчика:
- в течение полутора месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать программу производственного контроля рабочих мест администрации Суриковского сельсовета;
- осуществлять производственный контроль в объеме, предусмотренном действующим законодательством по направлениям деятельности администрации;
- до 1 декабря 2010 года установить контейнеры для сбора мусора на твердых площадках на территории жилых домов № № 5, 6, 7, 8, 18 по ул.Вокзальной ст. Суриково;
- до1 июня 2011 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение на ввод кладбища в эксплуатацию.
Представитель ответчика глава администрации Суриковского сельсовета Азарченко М.Н. иск признал частично, суду пояснил, что несмотря на отсутствие программы производственного контроля, который не входит в круг их уставных задач, к настоящему времени всеми работниками администрации пройден медицинский осмотр, намерены и будут в дальнейшем осуществлять и другие меры производственного контроля. На территории указанных в иске жилых домов, которые расположены компактно, уже отсыпана одна площадка и установлен деревянный контейнер для сбора мусора, вторая площадка ими отсыпается, будет готова в ближайшее время. Кладбище, на котором осуществляется захоронение усопших, эксплуатируется более 40 лет. Учитывая, что им необходимо удостовериться в безопасности мест захоронения для окружающей среды, они намерены провести его обследование и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на его ввод в эксплуатацию.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Согласно статьям 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие Санитарные правила - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01", которые действуют в редакции изменений и дополнений N 1, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13.
Согласно п. 2.1. указанных СП, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 2.4. производственный контроль включает:
а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:
- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;
в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Согласно п.2.6 СП, программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Согласно п.2.7 тех же СП, мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Таким образом, субъектами, осуществляющими производственный контроль, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняют работы и оказывают услуги. Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Согласно Уставу администрация Суриковского сельсовета является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность по оказанию услуг населению в общественном здании, в штате ответчика состоит 5 человек, что установлено из объяснений представителя ответчика. На рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье ответчик обязан осуществлять производственный контроль в соответствии с утвержденной программой. Исковое требование в этой части подлежит удовлетворению.
Что касается требования истца о возложении на администрацию Суриковского сельсовета осуществлять постоянно производственный контроль, то специального судебного решения для этого не требуется. Обязанность по осуществлению постоянного производственного контроля в соответствии с осуществляющими видами деятельности возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01". Иск в этой части удовлетворению не подлежит.
СОДЕРЖАНИЕ ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
В соответствии с п.17 ч.1 ст.7 Устава Суриковского сельсовета, к вопросам местного значения сельсовета относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как пояснил представитель ответчика, сбором и вывозом бытовых отходов с территории муниципального образования занимается непосредственно администрация собственными силами, поскольку не удается заключить договор с какой-либо организацией на соответствующий вид деятельности.
Как следует из предписания главного санитарного врача от 23 июня 2008 года (л.д.31-36) на территории жилых домов № № 5, 6, 7, 8, 18 по ул.Вокзальной ст. Суриково Бирилюсского района было обнаружено скопление бытового мусора при отсутствии твердых площадок для контейнеров и самих контейнеров для сбора бытовых отходов, что является нарушением п.п. 2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88.
В соответствии с ч.2 ст. 21, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В частности, санитарные требования к содержанию территорий населенных мест установлены Санитарными правилами содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Согласно п.1.2 указанных СанПиН, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п.2.1.3 тех же СанПиН,.на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п.2.2.2 СанПиН, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
С учетом признания иска ответчиком и его пояснений о том, что именно в таком порядке администрацией Суриковского сельсовета будет организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, иск в этой части подлежит удовлетворению.
СОДЕРЖАНИЕ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35 введены в действие СанПиН 2.1.1279-03" "Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03".
Согласно п.3.2 данных СанПиН, ввод кладбища в эксплуатацию осуществляется в установленном порядке, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
В соответствии с Уставом Суриковского сельсовета, одной из уставных задач муниципального образования является организация ритуальных услуг и мест захоронения (п.20 ч.1 ст.7). В рамках исполнения этой задачи администрация Суриковского сельсовета намерена осуществить обследование места захоронения, расположенного на землях населенного пункта с целью выяснения вопроса о его безопасности для окружающей среды.
Вместе с тем, согласно ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Статья 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" дает понятие экологической экспертизы как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено из объяснений представителя истца, что расположенное за населенным пунктом кладбище эксплуатируется и действует с момента начала строительства поселка в 50-е годы. На момент начала эксплуатации места захоронения каких-либо нормативных документов, регламентирующих его ввод в эксплуатацию лишь при положительном санитарно-эпидемиологическом заключении, не существовало.
Поскольку и действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено получение согласия на ввод в эксплуатацию уже действующего объекта, несмотря на намерение ответчика проводить санитарно-эпидемиологическое обследование потенциально-опасного объекта, оснований для понуждения их к этому действию в принудительном порядке нет. Иск удовлетворению в этой части не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суриковского сельсовета об устранении нарушений санитарных норм и правил удовлетворить частично.
Администрации Суриковского сельского совета
- в течение полутора месяцев со дня вступления в силу настоящего решения разработать программу производственного контроля рабочих мест организации,
- в срок до 1 декабря 2010 года на придомовой территории жилых домов № 5, № 6, № 7, № 8, № 18 установить контейнеры для сбора мусора на твердых площадках.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: