Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новобирилюссы 12 ноября 2010 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О.И.,
при секретаре Коденко Г.И.,
с участием представителя истца Сангатулина Р.Ш.,
представителя ответчика - администрации Бирилюсского района, начальник отдела правовой работы и охраны окружающей среды администрации района Тихонова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логачева Михаила Михайловича к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Логачев М.М. обратился в суд с заявлением, в котором просит включить в состав наследства жилой дом, оставшийся после смерти его матери Лыгачевой М.Д., находящийся по *** в ***. Дом был построен его матерью, с его участием в 1970 году. Позже он, истец Логачев М.М., переехал на постоянное место жительства в Белоруссию. Его мать Лыгачева М.Д. осталась проживать в *** и до дня своей смерти проживала в указанном *** документов на дом не сохранилось, но он принадлежал ей на праве собственности, которое мать при жизни не зарегистрировала в установленном законом порядке. Данное обстоятельство препятствует ему реализовать свои наследственные права в части наследования недвижимого имущества. Поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства указанный жилой дом, расположенный в ***.
В судебном заседании представитель истца Сангатулин Р.Ш. иск Логачёва М.М. поддержал, и суду подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что со слов жителей села Лыгачева М.Д. построила дом вместе со своим сожителем Чумичевым Н.С., и сыном Михаилом. Но сын вскоре выехал на постоянное место жительства в Белоруссию, а она осталась проживать в доме с Чумичевым Н.С. Насколько ему известно Чумичев умер раньше, чем Лыгачева М.Д., и наследников у Чумичева нет.
Представитель ответчика - администрации Бирилюссского района, Тихонов О.В. иск Логачёва М.М. признал, и суду представил документ о том, что жилой дом, расположенный по *** в ***, в реестре муниципальной собственности никогда не состоял и не состоит.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Факт родственных отношений между истцом Логачевым М.М. и Лыгачевой Марией Дмитриевной установлен решением Бирилюсского районного суда от 14 декабря 2001 года, из которого видно, что Логачев Михаил Михайлович является родным сыном Лыгачевой Марии Дмитриевны, умершей ***.
Согласно справке администрации Новобирилюсского сельсовета (л.д.19) Лыгачева М.Д. до дня своей смерти состояла на регистрационном учете по месту жительства в ***.
Из свидетельства о смерти (л.д.20) следует, что Лыгачева М.Д. умерла *** в ***.
Следовательно со смертью наследодателя Лыгачевой М.Д. согласно ст.1113 ГК РФ открылось наследство.
Истец Логачёв М.М. в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником первой очереди по закону.
Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как указал истец Логачёв М.М. жилой дом, расположенный в ***, мать построила вместе с ним в 1970 году. Он, истец Логачёв М.М. впоследствии выехал в Белоруссию на постоянное место жительства, а мать осталась в доме проживать до дня своей смерти.
В соответствии со ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов приобретается этим лицом.
В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
То обстоятельство, что Лыгачева М.Д. построила жилой дом собственными силами и за счет собственных средств, и проживала в нем вместе с сыном и сожителем Чумичевым Н.С. подтвердили суду представитель истца Сангатулин Р.Ш., и свидетель ***
Так, свидетель *** суду показала, что хорошо помнит, как Лыгачева М.Д. вместе со своим сожителем Чумичевым Н.С., и сыном Михаилом, перевезли дом из Старых Бирилюсс в ***, и построили его в 1970 году по ***. В 70-е годы прошлого столетия из Ст. Бирилюсс переезжало много народа в связи с тем, что райцентр из Старых Бирилюсс после наводнения 1968 года был перемещён в ***. Знала она Лыгачеву М.Д. хорошо, и помнит, что Лыгачева М.Д. долгое время жила с Чумичевым Н.С., но брак с ним не регистрировала, детей совместных у них не было. У Лыгачевой М.Д. есть один сын Михаил от первого мужа, но он с молодых лет уехал жить в Белоруссию. У Чумичева Н.С. детей не было, и умер он в 1998 году. А Лыгачева М.Д. умерла в 2001 году. На спорный дом никто за все эти годы не претендовал, и единственным наследником Лыгачевой М.Д. является её сын Логачёв М.М.
Таким образом, суд считает установленным факт, что Лыгачева М.Д. построила своими силами жилой дом по *** в *** в 1970 году, и проживала в нём более 30 лет до дня своей смерти в 2001 году.
В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимом имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).
Суд считает установленным то обстоятельство, что при жизни Лыгачева М.Д. добросовестно, открыто и непрерывно владела жилым домом более 30 лет, который выстроила своими силами в 1970 году, поскольку это подтверждается заявлением истца, показаниями представителя истца и свидетеля ***, это подтверждается и материалами дела.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в факте, что Лыгачева М.Д. владела жилым домом, расположенным в ***, в котором проживала с 1970 года по день смерти, на праве собственности. В силу наличия у Лыгачевой М.Д. факта открытого, добросовестного и непрерывного владения жилым домом более 30 лет, суд считает её собственником спорного жилого дома.
Согласно выписке из технического паспорта домовладения (л.д.23-24), кадастровому паспорту от 8 июня 2010 года (л.д.25-27), на земельном участке по *** в *** располагается объект недвижимости - жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1970 году.
В соответствии с уведомлением Федеральной регистрационной службы (л.д.32-33), справке БТИ (л.д.28), прав собственности либо иных ограничений на указанный жилой дом ни за кем не зарегистрировано.
Как установлено в судебном заседании Лыгачева М.Д. при жизни право собственности на дом в законом установленном порядке не зарегистрировала, что и послужило причиной обращения наследника в суд. Однако само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права. Поэтому жилой дом подлежит включению в наследство, открывшегося после смерти Лыгачевой М.Д.
Иных наследников, кроме истца Логачёва М.М., судом не установлено. Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Логачева Михаила Михайловича удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Лыгачевой Марии Дмитриевны, *** года рождения, умершей *** в ***,
жилой дом, расположенный по адресу: Россия, ***, общей площадью 36,6 квадратных метров с кадастровым номером 24 : 05 : 0000000 : 0 : 548.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: