решение вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы 16 ноября 2010 года

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.,

при секретаре Коденко Г.И.,

с участием истца Гвоздевой П.С.,

представителя ответчика - администрации Бирилюсского района, начальника отдела правовой работы и охраны окружающей среды администрации района Тихонова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвоздевой Прасковьи Сидоровны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Гвоздева П.С. обратилась в суд с заявлением, в котором просит включить в состав наследства жилой дом, оставшийся после смерти её мужа Гвоздева В.И., находящийся по ***, в ***, а также земельный участок, находящийся при доме. Дом они строили совместно с мужем с 1970 года, и завершили его строительство окончательно в 1980 году. С мужем в указанном доме они жили вместе до дня его смерти, а после смерти мужа она осталась проживать в доме одна. В 1992 году её супругу был предоставлен в собственность земельный участок при доме. Документов, подтверждающих строительство дома на законных основаниях, у нее нет, но он принадлежал мужу на праве собственности, которое при жизни муж зарегистрировать в законом установленном порядке не успел. Данное обстоятельство препятствует ей реализовать свои наследственные права, хотя фактически она вступила в наследство. Поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства жилой дом и земельный участок, расположенные в ***.

В судебном заседании истец Гвоздева П.С. свои требования поддержала, и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Бирилюссского района, Тихонов О.В. иск Гвоздевой П.С., признал и суду представил документ о том, что жилой дом, расположенный по ***, в ***, в реестре муниципальной собственности никогда не состоял и не состоит.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о браке (л.д.10) Гвоздев Василий Иванович и Лучинович Прасковья Сидоровна вступили в брак 29 июля 1968 года, и после регистрации брака супругам присвоена фамилия Гвоздевы.

Согласно справке администрации Маталасского сельсовета (л.д.11) Гвоздев В.И. до дня своей смерти *** состоял на регистрационном учете по месту жительства в ***, по этому же адресу проживала и в настоящее время проживает супруга умершего - Гвоздева П.С.

Из свидетельства о смерти (л.д.12) следует, что Гвоздев В.И. умер *** в ***.

Следовательно, со смертью наследодателя Гвоздевой П.С. согласно ст.1113 ГК РФ открылось наследство.

Истец Гвоздева П.С. в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, как супруга умершего Гвоздева В.И., является наследником первой очереди по закону.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст.164 ГК РФ, применяемой с момента вступления в законную силу 31 января 1998 года Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно свидетельству на право собственности на землю (л.д.21) Гвоздеву В.И. в собственность для ведения личного подсобного хозяйства в 1992 году был предоставлен земельный участок площадью 0,49 га. по адресу ***.

Свидетельство на право собственности на землю было зарегистрировано райкомземом 25 мая 1992 года, однако при регистрации свидетельства запись о номере регистрации была изменена, номер 1250 зачёркнут, и поставлен номер 1320. Данное изменение номера при регистрации суд расценивает как исправление ошибки работником райкомзема, и полагает возможным признать данный документ - свидетельство на право собственности на землю (л.д.21), выданное Гвоздеву Василию Ивановичу 25 мая 1992 года, как документ исправленный, и свидетельствующий о получении Гвоздевым В.И. земельного участка площадью 4900 метров квадратных в собственность.

Из кадастрового паспорта на земельный участок по адресу ***, видно, что его площадь составляет 4900 кв.м., а его собственником является Гвоздев В.И. (л.д.26).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно его п.14, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно, а органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР указано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

Постановлением администрации Маталасского сельсовета (л.д.22) земельный участок в *** ул. *** 4900 м. кв. был предоставлен в собственность Гвоздеву В.И. Он принял участок в собственность, пользовался им, обрабатывал его.

Таким образом, право собственности у Гвоздева В.И. на земельный участок возникло на законных основаниях.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 28 апреля 2010 года (л.д.13-17), кадастровому паспорту от 7 июля 2010 года (л.д.18-20) по *** в *** располагается объект недвижимости - жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1980 году, пригодный для эксплуатации и используемый по назначению. Сведений о том, что указанная самовольная постройка создана с существенным нарушением градостроительных норм и правил, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, иным образом нарушает права и законные интересы третьих лиц, ответчиком суду не представлено.

Отсутствие у наследников документов, разрешающих строительство дома, является единственным признаком самовольной постройки.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которых находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка. Как установлено в судебном заседании, Гвоздеву В.И. при жизни был предоставлен в собственность земельный участок при доме по адресу ***, площадью 4900 м. квадратных, на котором он ранее, в 1980 году, завершил строительство жилого дома

В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность). То обстоятельство, что при жизни Гвоздев В.И. построил дом в *** по *** в 1980 году, а затем проживал в доме с семьёй, и добросовестно, открыто и непрерывно владел жилым домом значительно больше 15 лет, подтвердили суду свидетели *** и ***, которые указали в судебном заседании, что помнят, как супруги Гвоздевы В.И. и П.С. начали строить дом в ***, в 1970 году своими силами. А затем стали жить в нём, и достраивали дом, проживая в доме. Строили дом и надворные постройки долго.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в факте, что Гвоздев В.И. владел жилым домом с момента завершения строительства в 1980 году и по день смерти ***, на праве собственности. В силу наличия у Гвоздева В.И. в собственности земельного участка и факта открытого, добросовестного и непрерывного владения жилым домом более 15 лет, суд считает его собственником спорных объектов недвижимости.

Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права. Поэтому жилой дом и земельный участок подлежат включению в наследство, открывшегося после смерти Гвоздева В.И. Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Гвоздевой Прасковьи Сидоровны удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Гвоздева Василия Ивановича, *** года рождения, умершего *** в ***:

- жилой дом, расположенный по адресу: Россия, ***, общей площадью 44,2 квадратных метров с кадастровым номером 24 : 05 : 0000000 : 0 : 581;

- земельный участок, расположенный по адресу: Россия, ***, площадью 4900 квадратных метров, кадастровый номер 24:05:1801001:10.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ***вой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: