решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы 02 июня 2011 года

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.,

при секретаре Коденко Г.И.,

с участием истца Мордвиновой Л.Е.,

представителя ответчика - администрации Бирилюсского района Чернышёва С.В.,

третьего лица на стороне истца - Мордвиновой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мордвиновой Ларисы Егоровны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Мордвинова Л.Е. обратилась в суд с заявлением, в котором просила включить в состав наследства земельный участок, оставшийся после смерти её отца, ФИО1.

17 ноября 1992 года Новобирилюсская сельская администрация её отцу, ФИО1, предоставила земельный участок, расположенный при <адрес> в <адрес>, в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ её отец умер. Спорный земельный участок принадлежал ФИО1 на праве собственности, и после его смерти она в законом установленные сроки обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство. В оформлении наследства на указанный земельный участок ей было отказано по тем основаниям, что в свидетельстве о праве собственности на землю, выданным администрацией Новобирилюсского сельсовета, были допущены ошибки. Данное обстоятельство препятствует ей реализовать свои наследственные права, поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства указанный земельный участок.

В судебном заседании Мордвинова Л.Е. иск поддержала, и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в свидетельстве на право собственности на земельный участок, которое выдала отцу в 1992 году Новобирилюсская сельская администрация, отчество отца указано не полностью, а проставлена лишь буква «Т», также не указан населенный пункт - <адрес>, где расположен земельный участок, указана лишь <адрес> и номер <адрес>, и цели пользования указаны как «сельхозпользование», в то время как надо было указать «для ведения личного подсобного хозяйства». Все годы отец пользовался земельным участком, обрабатывал его и ухаживал за участком вместе с матерью.

Третье лицо на стороне истца Мордвинова Г.А. исковые требования своей дочери поддержала, и пояснила суду, что от наследства после смерти мужа, ФИО1, она отказалась в пользу дочери - Мордвиновой Л.Е.

Представитель ответчика администрации Бирилюсского района Чернышёв С.В. иск признал.

Выслушав истца, третье лицо на его стороне, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о рождении (л.д.21) Мордвинова Лариса Егоровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются ФИО1, и Мордвинова Галина Афанасьевна.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права (л.д.8) Мордвинова Лариса Егоровна является собственником жилого <адрес>.

Согласно свидетельства о смерти (л.д.13) ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Мордвинова Л.Е. в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является наследником его имущества первой очереди по закону.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно его п.14, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно, а органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР указано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

Из показаний истца, третьего лица на стороне истца, из материалов дела видно, что ФИО1 при жизни владел земельным участком по <адрес> в <адрес> на праве собственности, поскольку получил в 1992 году земельный участок в собственность из состава земель Новобирилюсского сельского Совета. Все годы ФИО1 использовал участок для ведения личного подсобного хозяйства, зарегистрировал право собственности на него в районном земельном комитете в 1993 году.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением администрации Новобирилюсского сельсовета от 17 ноября 1992 года № 40 (л.д.14), согласно которого ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок в <адрес>, площадью 0,35 га.

Подтверждается постановлением администрации Новобирилюсского сельского совета № 45 от 12 апреля 2006 года (л.д.15), которым уточнена фактическая площадь земельного участка при <адрес>, и установлено, что площадь указанного участка составляет 2990 кв.м.

Как пояснил истец, площадь земельного участка, которым её отец пользовался с 1992 года, осталась в неизменном виде, но при передаче участка в собственность в 1992 году материалов инвентаризации земель ещё не было, и площадь указывали со слов пользователей. В последующем была проведена инвентаризация земель, были уточнены границы земельных участков, и постановлением администрации площадь участка была уточнена.

Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.17-18) следует, что собственником земельного участка по <адрес>, является ФИО1, участок ему передан из земель населённого пункта, в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства, площадь участка составляет 2990 кв.м.

Свидетельство на право собственности на землю, выданное администрацией Новобирилюсского сельсовета на основании постановления №40 от 17.11.1992 года, действительно в своём тексте не содержит отчества ФИО2, проставлена лишь заглавная буква «Т», не содержит названия села <адрес>, указаны лишь <адрес> и номер <адрес>, цели указаны как «сельхозпользование», но не как «ведение личного подсобного хозяйства» (л.д.15). Однако данный документ суд оценивает в совокупности с другими материалами дела, показаниями истца, и третьего лица на стороне истца, и приходит к выводу, что данные недостатки документа являются ошибками, совершёнными работниками Новобирилюсской сельской администрации в 1992 году по небрежности при заполнении данного правоустанавливающего документа.

Данные недостатки документа восполнены в судебном заседании, и в судебном заседании установлено, что данное свидетельство на право собственности было выдано именно ФИО1, выдано на земельный участок, расположенный именно в <адрес>, собственнику, землепользователю ФИО1 предоставлен участок в собственность именно для целей личного подсобного хозяйства.

Таким образом, право собственности на земельный участок у ФИО1 при жизни возникло на законных основаниях, владел он участком в течение жизни на праве собственности законно и обоснованно.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Поэтому земельный участок, как имущество наследодателя ФИО1 подлежат включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.

Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мордвиновой Ларисы Егоровны удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 2990 квадратных метров с кадастровым номером:

№.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: