З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Новобирилюссы 3 июня 2011 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Трубиной В.Н.,
С участием истца Григорьева В.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Виктора Николаевича к Краевому государственному автономному учреждению «Красноярское управление лесами» о взыскании заработной платы
У С Т А Н О В И Л:
Григорьев В.Н. обратился в суд с иском, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в КГАУ «Красноярское управление лесами». ДД.ММ.ГГГГ с работы уволен в связи с сокращением штатов, до настоящего времени, несмотря на достигнутое соглашение, начисленную заработную плату в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка ему не выплатили. Не выплачено ему и выходное пособие, которое должно составлять <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек исходя из расчета его среднедневного заработка в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за 31 день. При увольнении работодатель обязался выплатить ему и двухмесячную дополнительную компенсацию, размер которой должен составить 21 <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. За период задержки выплаты окончательного расчета при увольнении, который составляет на момент предъявления окончательного иска в суд 5 мая 2011 года в 66 дней, при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 8% ответчик обязан ему выплатить <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Эти суммы, а также компенсацию морального вреда за нарушение его трудовых прав в сумме <данные изъяты> рублей и судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей, понесенные им на оплату услуг юриста по составлению иска, он просит взыскать с ответчика, при этом сумму за задержку выплат при увольнении просит определить на день вынесения решения судом.
В судебном заседании Григорьев В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, работая вальщиком леса в Бирилюсском филиале КГАУ «Красноярское управление лесами», получил производственную травму. ДД.ММ.ГГГГ вышел на работу, ДД.ММ.ГГГГ с работы был уволен в связи с сокращением штата. Трудовую книжку ему выдали в тот же день, но заработной платы ни начисленной, ни выходного пособия, ни пособия в связи с увольнением без предупреждения за 2 месяца ему не выплатили до настоящего времени. В настоящее время он нетрудоспособен, отсутствие денежных средств причиняет ему нравственные страдания.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом. Дело учреждение просило рассматривать в отсутствие их представителя. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие ответчика. В своих возражениях на исковое заявление, признав долг перед работником в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в виде задолженности по начисленной заработной плате и выходному пособию, учреждение не представило суду никаких доказательств, кроме расчетного листка работника, из которого следует, что ему кроме долга по заработной плате в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, начислено в марте 2011 года выходное пособие в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, из которых <данные изъяты> рубля перечислено ему на банковский счет.
Выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно записи в трудовой книжке истца (л.д.10, 11) под № 28 и под №35, Григорьев В.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Бирилюсском филиале КГАУ «Красноярское управление лесами». ДД.ММ.ГГГГ уволен из КГАУ «Красноярское управление лесами» с должности вальщика 6 разряда на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности штата работников организации.
Согласно части 4 статьи 84.1 и части 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора работодатель обязан произвести расчет с работником и выплатить все причитающиеся ему суммы в день увольнения, а если работник в этот день не работал, то не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
При определении размера причитающихся истцу при увольнении суммы суд исходит из следующего.
Начисленная и не выплаченная заработная плата. Из искового заявления, из отзыва на окончательный иск, из расчетного листка работника (л.д.13) следует, что при увольнении работника у организации имелась задолженность перед ним по начисленной, но не выплаченной заработной плате в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка. С данным обстоятельством обе стороны согласны, суд считает его установленным, иск в этой части подлежит удовлетворению. При этом истцом не оспаривается и судом установлено из его сберегательной книжки, возражений ответчика, расчетного листка за март 2011 года, что сумма в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек была выплачена истцу 14 марта 2011 года. Сумму задолженности по основной заработной плате следует снизить и взыскать в пользу истца <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. О том, что сумма в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек выплачена из числа начисленной именно заработной платы, а не выходного пособия, как указывает ответчик в возражениях, подтверждается расчетным листком работника за декабрь 2010 года (л.д.19), согласно которому за предприятием остался долг в такой сумме, и расчетным листком за март 2011 года, представленным в суд ответчиком, из которого видно, что выплата произведена за декабрь 2010 года.
Выходное пособие. Согласно части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Истец полагает в исковом заявлении, что сумма выходного пособия при его увольнении должна была составить <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Ответчик в отзыве на исковое заявление с доводами о необходимости выплаты выходного пособия согласился, сообщил суду, что выходное пособие Григорьеву В.Н. начислено в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, часть которого в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек уже перечислили ему на счет в банке. Истец с такой суммой выходного пособия согласился, суд считает установленным, что истцу надлежало выплатить при увольнении выходное пособие в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Сумма в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек зачтена судом по основной заработной плате по доводам, изложенным выше. Иск в этой части подлежит удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Дополнительная компенсация. Часть 2 ст. 180 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя предупредить работника (персонально и под роспись) о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения.
Часть 3 этой же статьи предусматривает, что в случае увольнения работника до истечения указанного выше срока ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока.
Из имеющегося в материалах дела соглашения о расторжении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), заключенного между КГАУ «Красноярское управление лесами» и Григорьевым В.Н, ДД.ММ.ГГГГ, его пункта 2 следует, что стороны договорились расторгнуть трудовой договор между ними на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации) с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.4 этого же соглашения, работодатель принял на себя обязательства в последний рабочий день (ДД.ММ.ГГГГ) выплатить работнику
- выходное пособие в размере среднего месячного заработка,
- дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Как пояснил истец, о предстоящем увольнении с работы в связи с сокращением штата в письменном виде его никто не предупреждал. В один день ДД.ММ.ГГГГ он написал заявление об увольнении с работы в связи сокращением, в этот же день оформили приказ, выдали ему трудовую книжку и с ДД.ММ.ГГГГ он на работу не выходил. Доказательств, опровергающих доводы истца в этой части ответчиком не представлено. Его объяснения объективно подтверждаются и условиями соглашения о расторжении договора о выплате ему дополнительной компенсации за время до истечения срока о предупреждении, которое соответствует действующему законодательству. Поэтому требования истца о взыскании в его пользу с ответчика указанной дополнительной компенсации за 2 месяца являются законными.
При определении размеров компенсации суд исходит из следующего. В соответствии со ст.139 ТК РФ, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Ответчику было предложено представить суду справку о размере заработка истца за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения ( с февраля 2010 года по январь 2011 года включительно). Ответчик таких документов не представил, у истца не сохранилось документа о размере выплаченной ему заработной платы в феврале 2010 года
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить суду доказательства в обоснование своих исковых требований либо возражения на иск.
В силу характера правоотношений между сторонами обязанность по доказыванию соблюдения порядка увольнения истца, в том по размеру причитающихся ему при увольнении выплат, лежит на ответчике. Только ответчик обладает доступом к информации, которая может подтвердить или опровергнуть утверждения истца. Непредставление ответчиком такого рода информации без удовлетворительного объяснения рассматриваться судом как создание препятствий для обоснования утверждений заявителя. Поэтому в качестве источника информации о размере среднедневного заработка истца суд считает возможным принять справку ответчика об этом, согласно которой средний заработок Григорьева составлял <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (л.д.14). К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:
ответчик в своих возражениях относительно такого размера среднедневного заработка не возражал;
- ответчик начислил истцу выходное пособие в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 20 рабочих дней, из чего следует, что оно исчислено из среднедневного заработка не ниже заявленного истцом в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек;
- истец в своем иске именно этот размер среднедневного заработка брал за основу.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами ответчика о том, что размер компенсации необходимо определить путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих, но не календарных дней в месяцах, в течение которых должно было длиться предупреждение истца о предстоящем увольнении: при пятидневной рабочей неделе 22 дня в марте 2011 года и 21 день в апреле 2011 года. Всего 43 рабочих дня оставалось до истечения срока о предупреждении. Размер компенсации составит <данные изъяты> руб. Х 43 р.д. = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Иск в части взыскания дополнительной компенсации подлежит удовлетворению частично.
Компенсация за задержку выплат.
Из ст. 236 Трудового кодекса следует, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно ст.140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Всего работнику при увольнении подлежало выплатить <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, из которых
<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка начисленная, но не выплаченная заработная плата к моменту увольнения,
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек выходное пособие,
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек дополнительная компенсация.
Сумма в <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек выплачена истцу 14 марта 2011 года.
Последним днем работы истца является ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с 1 марта 2011 года по день рассмотрения дела в суде 3 июня 2011 года период задержки составляет 95 дней.
В соответствии с Указанием ЦБ России от 25 февраля 2011 года № 2583-У с 28 февраля 2011 года ставка рефинансирования установлена в размере 8 % годовых. В соответствии с Указанием ЦБ России от 29 апреля 2011 года № 2618-У с 3 мая 2011 года ставка рефинансирования установлена в размере 8, 25 % годовых.
Денежная компенсация за несвоевременную выплату заработной платы составит
<данные изъяты> Х (8% х 1/300) Х 13 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек;
(<данные изъяты> - 4003, 09) Х ( 8 % Х 1/300) Х 50 дней ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки,
(<данные изъяты> - 4003, 09) Х ( 8, 25 % Х 1/300) Х 32 дня = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Иск о взыскании компенсации за задержку выплат при увольнении подлежит удовлетворению в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Всего с ответчика в пользу истца следует взыскать заработную плату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в числе которой
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек начисленной но не выплаченной заработной платы,
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек выходное пособие,
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек дополнительная компенсация,
<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек компенсация за несвоевременную выплату заработной платы.
При производстве расчетов судом никаким образом не учитывался подлежащий удержанию из заработной платы истца подоходный налог, который ответчику следует исчислить, удержать и перечислить в соответствующий бюджет при выполнении решения суда о взыскании заработной платы.
Компенсация морального вреда. Согласно ч.1 ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Согласно ч.2 той же статьи, в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в любых случаях нарушения трудовых прав работников, в том числе несвоевременной выплаты причитающихся ему сумм. При этом любое нарушение установленных законом норм предполагает причинение нравственных страданий лицу, в отношении которого они нарушены. Считая установленным факт причинения истцу нравственных страданий в связи с длительной задержкой причитающихся ему при увольнении денежных сумм, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает достаточной для компенсации морального вреда в данном случае сумму в <данные изъяты> рублей. Иск в этой части подлежит удовлетворению частично.
Судебные расходы.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ, следует удовлетворить требование истца о взыскании в его пользу с ответчика расходов по оплате услуг юриста при составлении искового заявления в размере <данные изъяты> рублей, т.к. эти расходы подтверждаются соответствующими документами (л.д.21, 22), являются разумными.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК, государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец в соответствии со ст.336.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден. Её размер в соответствии со ст. 333,19 того же Кодекса составляет <данные изъяты> рублей + 3 % от взысканной суммы, превышающей <данные изъяты> рублей и равняется <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, которые следует взыскать в доход государства с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Григорьева Виктора Николаевича удовлетворить частично.
Взыскать в его пользу с Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами»
- заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки,
-компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей,
- судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей,
а всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки <данные изъяты>), перечислив сумму на расчетный счет Григорьева В.Н. № в Ачинском ОСБ РФ № 0180/0076.
Взыскать с Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки <данные изъяты>
Ответчик вправе подать в Бирилюсский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: