Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Новобирилюссы 27 октября 2011 года Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе Председательствующего судьи Бардышевой Е.И., С участием заявителя помощника прокурора Бирилюсского района Демидовой Т.Ю., Представителя администрации Кирчиженского сельсовета её главы Фроловского С.В., При секретаре Коденко Г.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бирилюсского района в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Кирчиженского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края в части размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» незаконным и возложении соответствующей обязанности. У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бирилюсского района обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в силу ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» администрация Кирчиженского сельсовета обязана публиковать информацию о своей деятельности в сети Интернет путем создания собственного сайта, либо путем её размещения на официальном сайте субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Согласно ст.14 того же Федерального закона, перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, периодичность её размещения утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления. До настоящего времени администрацией Кирчиженского сельсовета не принято мер по выполнению данных требований Федерального закона. Просят признать бездействие администрации Кирчиженского сельсовета незаконным. Обязать орган местного самоуправления разработать и принять нормативный акт, регламентирующий перечень информации о деятельности сельсовета, размещаемой в сети Интернет, периодичность и сроки её обновления в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Кроме того, просят обязать администрацию Кирчиженского сельсовета создать в сети Интернет официальный сайт органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности разместить на официальном сайте Красноярского края либо на официальном сайте Бирилюсского района информацию о деятельности органов местного самоуправления сельсовета в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Бирилюсского района Демидова Т.Ю. исковые требования поддержала, суду пояснила, что при проведении проверки в отношении администрации Кирчиженского сельсовета было установлено, что информация о деятельности органа местного самоуправления не размещается в сети Интернет, не разработано положение о перечне такой информации, порядке и сроках её размещения, что является нарушением законодательства о противодействии коррупции, нарушает права неопределенного круга граждан на получение информации любым законным способом, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами. Представитель органа, чьё бездействие оспаривается С.В. Фроловский с заявлением согласился, пояснил суду, что орган местного самоуправления намерен создать собственный сайт в сети «Итернет», кроме того, имеет возможность публиковать информацию о своей деятельности на официальном сайте Бирилюсского района.. Выслушав заявителя, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В силу части 1 статьи 8 данного Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пункт 7 ст. 7 ФЗ РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции указывает на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. В соответствии со ст. 6 указанного выше Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ, одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет" на собственном сайте, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Частью 1 статьи 13 указанного Закона определен состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления. При этом в статье содержится перечень информации, обязательной к опубликованию, а также перечень информации, которую органы местного самоуправления вправе размещать на сайте. Состав данной информации определяется соответствующими перечнями информациями о деятельности указанных органов, предусмотренными ст. 14 ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Анализ перечисленных норм в совокупности позволяет суду придти к выводу о том, что опубликование информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» является их обязанностью. Согласно п.5 ст.4 Устава Кирчиженского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края (л.д.10), органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять жителям сельсовета полную и достоверную информацию о своей деятельности. Согласно ч.2 ст.6 Устава, Кирчиженский сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления муниципального образования. Администрация Кирчиженского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Совету депутатов сельсовета, как это следует из ч.3 той же статьи. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации сельсовета. Главой администрации является Глава сельсовета. Таким образом, администрация Кирчиженского сельсовета как орган местного самоуправления обязано размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет». Как следует из информации Главы Кирчиженского сельсовета С.В. Фроловского (л.д.6), перечень информации, подлежащей размещению на официальном сайте в администрации Кирчиженского сельсовета отсутствует, свой официальный сайт у них не создан. Кроме того администрация района готова предоставить техническую возможность по размещению информации о деятельности Кирчиженского сельсовета на сайте администрации Бирилюсского района, как это следует из их сообщения (л.д.9). Поскольку обязанность государственных органов, органов местного самоуправления по опубликованию информации о своей деятельности на официальном сайте в сети «Интернет» наступает с момента вступления в силу Федерального закона № 8-ФЗ, т.е. с 1 января 2010 г., то к этому моменту соответствующие перечни должны быть утверждены, информация должна быть размещена. Непринятие правовых актов, утверждающих эти перечни, невыполнение обязанности по размещению информации в сети «Интернет», является нарушением данного Федерального закона. Бездействие администрации Кирчиженского сельсовета является незаконным, оно нарушает права неопределенного круга лиц на доступность информации о деятельности органа местного самоуправления, создаёт им препятствия в осуществление их прав на свободный поиск информации, хотя она обязана обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Каждый гражданин имеет право на регулярное получение достоверной и своевременной информации. Заявление подлежит удовлетворению. При этом суд соглашается с мнением заявителя о необходимости предоставить органу, чьё бездействие оспаривается, срок для выполнения обязанности по размещению информации согласно утвержденному ими перечню в сети «Интернет», поскольку это обусловлено с необходимостью созыва сессии представительного органа для принятия акта, которым будет регулироваться порядок опубликования информации на сайте, в том числе определен перечень информации, ответственные за её размещение лица, периодичность и сроки обновления. Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Бирилюсского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации Кирчиженского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края выразившееся в не размещения информации о деятельности органов местного самоуправления сельсовета в сети «Интернет» незаконным. Администрации Кирчиженского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края - в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать правовой акт, регламентирующий перечни, периодичность и сроки размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления сельсовета; - в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о деятельности органов местного самоуправления сельсовета в объёме, предусмотренном действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путём подачи жалобы через Бирилюсский районный суд. Председательствующий: