решение по з. прокурора Бирилюсского района



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Новобирилюссы        28 октября 2011 года

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

С участием заявителя помощника прокурора Бирилюсского района Демидовой Т.Ю.,

Представителя органа, бездействие которого оспаривается главы администрации Рассветовского поссовета С.А. Вохмянина,

При секретаре Трубиной В.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бирилюсского района в интересах неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Рассветовского поссовета Бирилюсского района Красноярского края в части размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» незаконным и возложении соответствующей обязанности.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Бирилюсского района обратился в суд с заявлением, в котором указал, что в силу ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» администрация Рассветовского поссовета обязана публиковать информацию о своей деятельности в сети Интернет путем создания собственного сайта, либо путем её размещения на официальном сайте субъекта Российской Федерации, либо на официальном сайте муниципального района. Согласно ст.14 того же Федерального закона, перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет, периодичность её размещения утверждается в порядке, определяемом органами местного самоуправления. До настоящего времени администрацией Рассветовского поссовета не принято мер по выполнению данных требований Федерального закона. Просят признать бездействие администрации Рассветовского поссовета незаконным. Обязать орган местного самоуправления разработать и принять нормативный акт, регламентирующий перечень информации о деятельности сельсовета, размещаемой в сети Интернет, периодичность и сроки её обновления в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Кроме того, просят обязать администрацию Рассветовского поссовета создать в сети Интернет официальный сайт органа местного самоуправления, а в случае отсутствия возможности разместить на официальном сайте Красноярского края либо на официальном сайте Бирилюсского района информацию о деятельности органов местного самоуправления сельсовета в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Демидова Т.Ю. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что при проведении проверки в отношении администрации Рассветовского поссовета было установлено, что информация о деятельности органа местного самоуправления не размещается в сети Интернет, не разработано положение о перечне такой информации, порядке и сроках её размещения, что является нарушением законодательства о противодействии коррупции, нарушает права неопределенного круга граждан на получение информации любым законным способом, гарантированные Конституцией РФ и Федеральными законами. В порядке уточнения требований просит возложить на администрации Рассветовского поссовета обязанность разместить информацию о деятельности органов местного самоуправления поселения на любом из сайтов: собственном, сайте Бирилюсского района или сайте Красноярского края.

Представитель органа, чьё бездействие оспаривается Вохмянин С.А. с заявлением фактически не согласился, суду пояснил, что ввиду недостаточности средств и отсутствия технической возможности у муниципального образования свой сайт отсутствует. В настоящее время ими проводится работа по утверждению положения о перечне и порядке размещения информации о деятельности муниципального образования на сайте Красноярского края.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В силу части 1 статьи 8 данного Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пункт 7 ст. 7 ФЗ РФ № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции указывает на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

В соответствии со ст. 6 указанного выше Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 8-ФЗ, одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Частью 1 статьи 13 указанного Закона определен состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления. При этом в статье содержится перечень информации, обязательной к опубликованию, а также перечень информации, которую органы местного самоуправления вправе размещать на сайте. Состав данной информации определяется соответствующими перечнями информациями о деятельности указанных органов, предусмотренными ст. 14 ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Анализ перечисленных норм в совокупности позволяет суду придти к выводу о том, что опубликование информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» является их обязанностью.

Согласно п.6 ст.4 Устава Рассветовского поссовета, Бирилюсского района Красноярского края (л.д.9), органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять жителям сельсовета полную и достоверную информацию о своей деятельности.

Согласно ч.2 ст.6 Устава Рассветовского поссовета Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления муниципального образования. Администрация Рассветовского поссовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Совету депутатов поселения, как это следует из ч.3 той же статьи. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации поселения. Главой администрации поселения является Глава поселения.

Таким образом, администрация Рассветовского поссовета как орган местного самоуправления обязана размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления поселения в сети «Интернет».

Как пояснил в суде Глава поселения Вохмянин С.А. перечень информации, подлежащей размещению на официальном сайте в администрации Рассветовского поссовета отсутствует, свой официальный сайт у них не создан, на сайте Красноярского края размещена информация о принятых органами местного самоуправления поселения нормативных правовых актах.

Представленное в суд Положение об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления поселка Рассвет не содержит в себе обязанности по размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» (л.д.8-15).

Поскольку обязанность государственных органов, органов местного самоуправления по опубликованию информации о своей деятельности на официальном сайте в сети «Интернет» наступает с момента вступления в силу Федерального закона № 8-ФЗ, т.е. с 1 января 2010 г., то к этому моменту соответствующие перечни должны быть утверждены, информация должна быть размещена. Непринятие правовых актов, утверждающих эти перечни, невыполнение обязанности по размещению информации в сети «Интернет», является нарушением данного Федерального закона.

Незаконное бездействие администрации Рассветовского поссовета нарушает права неопределенного круга лиц на доступность информации о деятельности органа местного самоуправления, создаёт им препятствия в осуществление их прав на свободный поиск информации. Заявление подлежит удовлетворению.

При этом суд соглашается с мнением сторон о необходимости предоставить органу, чьё бездействие оспаривается, срок для выполнения действий по устранению допущенных нарушений, поскольку это обусловлено с необходимостью созыва сессии представительного органа для принятия нормативного акта, которым будет регулироваться порядок опубликования информации на сайте, в том числе определен перечень информации, ответственные за её размещение лица, периодичность и сроки обновления.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ст.258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Бирилюсского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие администрации Рассветовского поссовета Бирилюсского района Красноярского края выразившееся в неразмещении информации о деятельности органов местного самоуправления поселения в сети «Интернет» незаконным.

Администрации Рассветовского поссовета Бирилюсского района Красноярского края

- в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать правовой акт, регламентирующий перечни, периодичность и сроки размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления поселения;

- в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о деятельности органов местного самоуправления поселения в объёме, предусмотренном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его объявления путём подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: