Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Новобирилюссы 06 апреля 2012 года Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе Председательствующего судьи Бардышевой Е.И., При секретаре Трубиной В.Н., У С Т А Н О В И Л: Кравцов Е.А. обратился в суд с иском в Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, указав, что в период с 13 декабря 2007 года по 14 декабря 2007 года, затем с 20 декабря 2007 года по 24 декабря 2004 года, затем с 09 января 2008 года по 11 января 2011 года, затем с 24 ноября по 25 ноября 2008 года он содержался в ИВС Бирилюсского района. Вопреки требованиям Федерального закона № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в изоляторе не были обеспечены бытовые условия, отвечающие установленным требованиям: отсутствовало окно в камере, не предусмотрена раковина и кран с водой, не предусмотрен санузел, не предусмотрено электророзетка, лампы накаливания были слишком тусклыми, не предусмотрено место для хранения продуктов и холодильник, из-за отсутствия прогулочного дворика его не выводили на прогулку, отсутствовало радио, не выдавалось постельное белье, матрацы, подушки, одеяла, предметы личной гигиены, отсутствовало трехразовое кормление, отсутствовала система автоматического пожаротушения, не было вешалки для одежды(вещи складывали на пол), в изоляторе присутствовали грызуны. Утверждая, что самим фактом содержания его в неудовлетворительных условиях ему причинен моральный вред, просит взыскать в его пользу компенсацию в размере 60 0000 рублей. В судебное заседание истец, отбывающий наказание в местах лишения свободы, не явился, своего представителя не направил. О месте и времени слушания дела он был уведомлен надлежащим образом (л.д.34), об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявлял. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца. Ответчик Министерство финансов РФ в лице представителя по доверенности И.О. Русанова о месте и времени слушания дела был уведомлен (л.д.46), просил дело рассматривать в его отсутствие. Третье лицо на стороне ответчика - Межмуниципальный отдел МВД России «Ачинский», являющийся правопреемником ОВД по Бирилюсскому району, о месте и времени слушания дела было уведомлено надлежащим образом (л.д.45), просило дело рассматривать в отсутствие его представителя. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьего лица. Ответчик в своем отзыве относительно иска возражал. По его мнению, Министерство финансов РФ не является в данном случае надлежащим ответчиком, поскольку не выступает Главным распорядителем средств по отношению МО МВД России «Ачинский», действиями которого мог быть причинен вред истцу. Таковым выступает Министерство внутренних дел РФ, которое и должно представлять интересы казны в настоящем судебном споре. Кроме того, по утверждению ответчика, истцом не представлено доказательств незаконности действий сотрудников ИВС, наличие вреда, степени физических или нравственных страданий истца, хотя представление доказательств является обязанностью лица. Заявленная им к взысканию сумма не отвечает требованиям разумности и справедливости, просит в иске Кравцову Е.А. отказать. Третье лицо на стороне ответчика МО МВД РФ «Ачинский» в своих возражениях относительно иска указало, что в период содержания истца в ИВС ОВД по Бирилюсскому району ГСЭН МЧС ГУВД по Красноярскому краю проводились проверки санитарно-гигиенического, санитарно-технического состояния изолятора, нарушений действующих норм выявлено не было. Общее состояние ИВС было удовлетворительным, дезинфекционный режим соблюдался. Отсутствие в камерах канализации компенсировалось наличием в них ведра с крышкой для справления естественных нужд заключенных, питьевая горячая и холодная вода выдавалась заключенным дежурным ИВС в достаточном количестве по их просьбе. Прогулочный дворик в ИВС имеется, заключенные ежедневно на прогулку выводились. Они тоже полагают, что истцом не представлено доказательств факту причинения ему морального вреда, а поэтому просят в иске отказать. Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему. Правовую основу деятельности ИВС органов внутренних дел составляют Международные договоры, участниками которых является Российская Федерация, Конституция РФ, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УПК РФ, УК РФ, Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Правила внутреннего распорядка ИВС органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года №950, Приказ МВД РФ от 07 марта 2006 года № 140-ДСП «Об утверждении Наставления по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых». В соответствии со ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающими достоинство обращению или наказанию. Под унижающим достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей. В соответствии со ст.15 Конституции РФ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В силу ст. 4 названного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Третьим лицом на стороне ответчика МО МВД России «Ачинский» не оспаривается того обстоятельства, что изолятор временного содержания в с.Новобирилюссы являлся структурным подразделением ОВД по Бирилюсскому району, правопреемниками которого они являются в настоящее время (л.д.13, 16). Из сообщения и.о.начальника ОП №1 МО МВД России «Ачинский» от 27 сентября 2011 года подтверждается факт пребывания Кравцова Е.А. в ИВС ОВД по Бирилюсскому району с 13 декабря 2007 года по 14 декабря 2007 года, с 20 декабря 2007 года по 24 декабря 2007 года, с 09 января 2008 года по 11 января 2008 года, с 24 ноября 2008 года по 25 ноября 2008 года, всего 12 дней и 8 ночей (л.д.8). Заявитель утверждает, что в камере, где он содержался, отсутствовало окно в камере, не предусмотрена раковина и кран с водой, не предусмотрен санузел, не предусмотрено электророзетка, лампы накаливания были слишком тусклыми, не предусмотрено место для хранения продуктов и холодильник, из-за отсутствия прогулочного дворика его не выводили на прогулку, отсутствовало радио, не выдавалось постельное белье, матрацы, подушки, одеяла, предметы личной гигиены, отсутствовало трехразовое кормление, отсутствовала система автоматического пожаротушения, не было вешалки для одежды(вещи складывали на пол), в изоляторе присутствовали грызуны. Право подозреваемых и обвиняемых на ежедневную прогулку, предусмотренное п.11 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и п.130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 (далее Приказ № 950), согласно которому, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. В соответствии с пунктом 9 части первой статьи 17, статьей 22 Федерального закона № 130-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Согласно п.42 Приказа № 950, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Согласно п.п.412, 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп, камеры должны иметь естественное освещение, а также искусственное освещение. Освещенность помещений ИВС должна соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В соответствии со ст. 23 Закона № 130-ФЗ и п.п.42, 43 Приказа № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности матрац, подушка, одеяло, постельное белье), посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В соответствии с п.45 Приказа № 950, камеры ИВС оборудуются, в том числе шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования. Учитывая характер судебного спора, суд считает, что в данном случае обязанность доказать соблюдением государством всех норм и правил содержания лиц в изоляторах временного содержания лежит на ответчике. Только власти государства-ответчика обладают доступом к информации, которая может подтвердить или опровергнуть утверждения истца. Сам истец таким сведениями располагать не может. Представленный суду технический паспорт ИВС ОВД по Бирилюсскому району опровергает лишь доводы истца об отсутствии в ИВС прогулочного дворика, однако этот документ не позволяет установить, предусматривались ли ежедневные прогулки на свежем воздухе для лиц, заключенных под стражу и какова была их продолжительность. Из этого же документа следует, что помещение ИВС состоит в том числе из пяти камер, в которых отсутствуют окна, отсутствуют санузлы. Представленные суду договоры № 5550 от 6 декабря 2007 года об оказании ОВД по Бирилюсскому району услуг по дератизации и дезинсекции, заключенный на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года не подтверждает факт выполнения услуг по борьбе с грызунами, поскольку предусмотренный п.7.1 указанного договора акт о выполненных работах в суд не представлен. Договор на оказание в период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года услуг по снабжению продуктами питания не относится к спорному периоду и не опровергает доводов заявителя о предоставлении ему в период содержания в ИВС трехразового питания. Таким образом, ответчиком не опровергнут ни один из доводов истца о нарушении установленных действующим законодательством норм и правил его содержания в 2007-2008 годах в изоляторе временного содержания ОВД по Бирилюсскому району. Вместе с тем, ни одним из действующих нормативных актов, регламентирующих порядок содержания лиц в ИВС не предусмотрено оборудование камер электрическими розетками и системами автоматического пожаротушения. Оборудование камер холодильниками предусмотрено лишь при наличии у органов внутренних дел соответствующей возможности, а выдача предметов личной гигиены предусмотрена лишь по просьбе лица, содержащегося в ИВС. Истец в своем заявлении не указывает и на соответствующие доказательства о том, что у ОВД по Бирилюскому району была возможность оборудовать камеру холодильником, что он обращался с просьбой выдать ему предметы личной гигиены и ему в этом было отказано, не ссылается. Его доводы о нарушении прав содержания его в ИВС в данной части являются несостоятельными. Санитарное состояние в камерах изолятора временного содержания органов внутренних дел должно отвечать в полной мере установленным соответствующими нормативными правовыми актами требованиям. Содержание подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в камерах с санитарным состоянием, не отвечающим требованиям, предполагает создание неудобств и отрицательное воздействие на этих лиц в виде определенных физических и нравственных страданий. Данное обстоятельство является основанием для возмещения вреда за нарушение прав человека при нахождении в ИВС. Суд считает установленным факт причинения истцу нравственных страданий бездействием со стороны государства в обеспечении прав и законных интересов лица при его содержании в ИВС ОВД по Бирилюсскому району и нарушением, тем самым, им самим, государством, установленных правил и норм. Доводов о том, что пребывая в ИВС ОВД по Бирилюсскому району, истец претерпевал физические страдания, истцом не приводится. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 ГК РФ). В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться характер и степень нарушения норм и правил содержания, их значение для заявителя, длительность нахождения заявителя в неблагоприятных условиях. Срок пребывания Кравцова Е.А. в ИВС ОВД по Бирилюсскому району был крайне незначительным. Данных о том, что истец, кроме бытовых неудобств, испытывал еще какое-то негативное воздействие недостаточного соответствия камер ИВС действующим нормативам, он в своем заявлении не приводит. Неблагоприятных последствий эти нарушения не вызвали для истца. С учетом указанных обстоятельств суд считает достаточной, разумной и справедливой для компенсации причиненных ему нравственных страданий сумму в № рублей. Иск подлежит удовлетворению частично. Доводы ответчика о том, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком, не убедительны. В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации). Уполномоченным представлять интересы Российской Федерации от имени казны Российской Федерации в исполнительном производстве является Министерство финансов Российской Федерации (ст.ст.125 ч.3, 1071 ГК РФ) Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Кравцова Евгения Анатольевича удовлетворить частично. Взыскать в его пользу с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме № рублей. В остальной части исковых требований Кравцову Евгению Анатольевичу отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд. Сторона, пропустившая указанный срок по уважительной причине вправе ходатайствовать перед Бирилюсским районным судом о его восстановлении. Председательствующий:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова Евгения Анатольевича к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю о возмещении морального вреда в связи с нарушением его прав при содержании в изоляторе временного содержания