решение не вступило в законную силу



                                             Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы                                                                        17 апреля 2012 г.

           

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.,

при секретаре Коденко Г.И.,

с участием представителя истца Кравцовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнулиной Светланы Набюлловны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,

                                               У С Т А Н О В И Л:

     Гайнулина С.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила включить в состав наследства земельный участок, расположенный в <адрес>, оставшийся после смерти её дяди, Гайнулина Самигуллы Матыгулловича, который умер 16 сентября 2010 года.

     17 ноября 1992 года Новобирилюсская сельская администрация предоставила указанный земельный участок её бабушке, матери наследодателя - Гайнулиной Майсафе Хаердиновне в собственность. Бабушка Гайнулина М.Х. и её сын Гайнулин С.М. проживали вместе в <адрес> в приватизированной квартире. Отец истицы, Гайнулин Набюлла Матыгуллович, приходился родным братом Гайнулину Самигулле Матыгулловичу, они оба были сыновьями Гайнулиной Майсафы Хаердиновны. Но отец истицы - Гайнулин Н.М. умер раньше, чем его мать, и его родной брат, а именно 19.02.2007 года. Его мать, бабушка истицы - Гайнулина М.Х умерла 22.08.2010 года, а её сын, дядя истицы - Гайнулин С.М. остался после смерти своей матери, Гайнулиной М.Х., проживать в квартире, фактически приняв наследство. Однако 16.09.2010 года её, истицы, дядя - Гайнулин С.М. умер. Поскольку у него, как наследодателя, не было жены и детей, а родители умерли раньше, то после его смерти она, истица, является наследником второй очереди по праву представления.

Спорный земельный участок сначала принадлежал бабушке Гайнулиной М.Х. на праве собственности, а после её смерти участок фактически унаследовал её сын - Гайнулин С.М. Но при жизни право собственности на участок Гайнулин С.М. зарегистрировать не успел. Поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства после смерти Гайнулина С.М. указанный земельный участок.

    В судебном заседании представитель истца Кравцова Т.В. иск поддержала, и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

     Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований: Гайнулина Т.Н., Гайнулина Е.Н., Гайнулин М.Н., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований истца не возражали.

Представитель ответчика администрации Бирилюсского района Чернышёв С.В. иск признал, и суду пояснил, что на данный земельный участок администрация района не претендует, в реестре муниципальной собственности участок не состоял и не состоит.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст.1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сёстры наследодателя, его дедушки бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Дети полнородных и неполнородных братьев и сестёр наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.

Согласно свидетельств о рождении (л.д.12-13) у Гайнулина Самигуллы Матыгулловича и Гайнулина Набюллы Матыгулловича матерью является Гайнулина Майсафа Хаердиновна.

Согласно свидетельства о смерти (л.д.14) Гайнулина Майсафа Хаердиновна умерла 22.08.2010 года в <адрес>.

Согласно свидетельства о смерти (л.д.15) Гайнулин Самигулла Матыгуллович умер 16.09.2010 года в <адрес>.

Согласно свидетельства о смерти (л.д.12) Гайнулин Набюлла Матыгуллович умер 19.02.2007 года в <адрес> <адрес>.

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.10) Гайнулина Светлана Набюлловна унаследовала после смерти своего дяди - Гайнулина Самигуллы Матыгулловича имущество в виде 1/2 доли приватизированной квартиры по адресу <адрес>

Оценивая в совокупности пояснения представителя истца с материалами дела, суд приходит к выводу о том, что действительно после смерти своей матери - Гайнулиной М.Х., её сын Гайнулин С.М. остался проживать в квартире, расположенной в <адрес>, и таким образом унаследовал фактически оставленное после её смерти имущество.

     Из свидетельства о праве на наследство по закону (л.д.10), других материалов дела, суду видно, что после смерти наследодателя Гайнулина С.М. имущество унаследовала его племянница - Гайнулина С.Н., являющаяся наследником второй очереди по праву представления, в силу того обстоятельства, что её отец, Гайнулин Набюлла Матыгуллович, родной брат Гайнулина Самигуллы Матыгулловича, умер раньше брата, в 2007 году.

     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно его п.14, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно, а органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР указано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

Из показаний представителя истца, из материалов дела видно, что Гайнулина М.Х. при жизни владела земельным участком в <адрес> на праве собственности, поскольку получила земельный участок в собственность из состава земель Новобирилюсского сельского Совета на цели ведения личного подсобного хозяйства в 1992 году.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением администрации Новобирилюсского сельсовета № 40 от 17.11.1992 года (л.д.17), из которого видно, что Гайнулиной Майсафе Хаертдиновне предоставлен в собственность земельный участок, расположенный в <адрес>, размером 1500 квадратных метров.

    То обстоятельство, что отчество лица, которому передан в собственность земельный участок, указано как Хаертдиновна вместо правильного Хаердиновна, суд расценивает как орфографическую ошибку, допущенную работниками администрации Новобирилюсского сельсовета при издании указанного постановления, и считает, что в действительности земельный участок был передан в собственность Гайнулиной Майсафе Хаердиновне.

Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.18-19) следует, что собственником земельного участка по <адрес>, является Гайнулина Майсофа Хасридиновна, участок ей передан из земель населённого пункта, в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства, площадь участка составляет 1500 кв.м.

То обстоятельство, что в кадастровом паспорте участка имя и отчество правообладателя участка указаны как Майсофа Хасридиновна вместо правильных Майсафа Хаердиновна, суд расценивает как орфографические ошибки в написании татарских имени и отчества, и полагает, что в действительности правообладателем по данному земельному участку является Гайнулина Майсафа Хаердиновна.

Таким образом, право собственности на земельный участок у Гайнулиной М.Х. при жизни возникло на законных основаниях.

    В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

    В судебном заседании установлено, что сын Гайнулиной М.Х. - Гайнулин С.М. остался после смерти матери жить в квартире по <адрес>, и таким образом фактически унаследовал имущество после смерти своей матери, в том числе и земельный участок, которым стал владеть на праве собственности, однако право это в законом установленном порядке не зарегистрировал.

    Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права.

    Поэтому земельный участок, как имущество наследодателя Гайнулина С.М. подлежат включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.

               Иск подлежит удовлетворению.

      Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

         Иск Гайнулиной Светланы Набюлловны удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Гайнулина Самигуллы Матыгулловича, 23.08.1963 года рождения, умершего 16.09.2010 года в <адрес>,

земельный участок,расположенный по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 1500 квадратных метров, с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

                                       Председательствующий: