решение по иску Службы по контролю в сфере природопользовании Кр.Кр. в интересах РФ к ООО `Ильинское`



                                                    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Новобирилюссы               02 августа 2012 года

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе

Председательствующего судьи Барановой О.И.,

При участии представителя истца - ведущего специалиста Службы по контролю в сфере природопользования Переславцева А.В.

Представителя ответчика ООО «Ильинское» - генерального директора Чувакова В.П.,

При секретаре Коденко Г.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ильинское» об устранении нарушения лесного законодательства в квартале 30 выдел 2,6

                                             У С Т А Н О В И Л:

Российская Федерация в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском, в котором указала, что ООО «Ильинское», осуществляя на основании договора аренды лесного участка заготовку древесины в квартале 30 выдела 2,6 Малокетского участкового лесничества КГКУ «Таежинское лесничество» допустило захламление мест рубок, поэтому просили суд обязать ответчика произвести работы по очистке мест рубок в течение месяца.

      В судебном заседании представитель истца Переславцев А.В. иск поддержал, исковые требования в части установления сроков по устранению лесонарушения уточнил, и просил суд обязать ответчика произвести работы по очистке мест рубок в квартале 30 выдел 2,6 в срок до 01 декабря 2012 года.

Представитель ответчика ООО «Ильинское» Чуваков В.П. иск признал, и просил учесть, что на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года с ООО «Ильинское» в счет возмещения ущерба, причиненного вышеуказанным лесонарушением в квартале 30 выдел 2,6 Малокетского участкового лесничества, было взыскано 14 472 рубля 70 копеек, и данная сумма ущерба оплачена.

      Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Согласно п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст.3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о соотношении гражданского и лесного законодательства как законодательства общего и специального.

В соответствии с ч.2 ст.96 Лесного кодекса РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п утверждено Положение о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края.

Согласно п. 1.1 данного Положения служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный контроль и надзор в областях охраны окружающей среды, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, водных отношений, лесных отношений. Согласно п. 3.6.1 Положения, служба является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно п.11 ч.3 ст.96 Лесного кодекса РФ должностные лица органов государственного надзора, имеют право предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение,требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений.

Таким образом, Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края, является органом исполнительной власти субъекта Федерации, и в силу предоставленных ей полномочий имеет право контроля, в том числе в области лесных отношений, имеет право предьявлять требования об устранении нарушений в области лесопользования.

      В судебном заседании установлено, что Агентство лесной отрасли Красноярского края и общество с ограниченной ответственностью «Ильинское» 9 сентября 2009 года заключили договор аренды лесного участка № 82-з для заготовки древесины (л.д.37-39), согласно которого ООО «Ильинское» получило во временное пользование лесной участок площадью 99239 га, сроком на восемь лет, расположенный в границах Бирилюсского района на территории лесного фонда КГБУ «Таежинское лесничество», «Малокетское участковое лесничество», «Кытатское участковое лесничество».

      13 сентября 2010 года ООО «Ильинское» получило извещение о проведении мероприятия по выявлению нарушений лесного законодательства по окончанию заготовки древесины в арендованной базе на лесосеке, расположенной в квартале 30, выдел 2,6 (л.д.24). Согласно акта (л.д.43-45), 29 сентября 2010 года проведена натурная проверка качества разработки лесосеки по выполнению рубок в квартале 30 выдел 2,6 Малокетского участкового лесничества «КГКУ «Таёжинское лесничество». В ходе проверки было установлено, что при осуществлении лесопользования ООО «Ильинское» необходимо произвести доочистку лесосеки, в дальнейшем соблюдая технологию лесозаготовки, не допускать уничтожения подроста. По результатам проверки составлено Сообщение об указанных в акте нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 29 сентября 2010 года (л.д.28-30).

Таким образом, факт нарушения лесного законодательства со стороны ответчика ООО «Ильинское» в виде захламления леса на площади 3 га в квартале 30 выдел 8 в лесосеке площадью 15,8 га Малокетского участкового лесничества, своё подтверждение получил, что представителем ответчика не оспаривалось.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Из п.п. «г» п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с пунктом 39 этих же Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

По смыслу приведённых выше материально - правовых норм, ответчик ООО «Ильинское, как лицо, осуществляющее заготовку древесины, имеет публично - правовую обязанность своевременно, самостоятельно и безукоснительно выполнять требования, установленные вышеуказанными нормативными правовыми актами, которые являются специальными относительно норм гражданского законодательства.

Согласно ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Следовательно, захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований и санитарных, и противопожарных правил, и в смысле нарушения условий для восстановления лесного фонда.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является одним из основных принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественным экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке; таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

По своей правовой природе, предусмотренная статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации имущественная ответственность, носит гражданско-правовой характер.

Возмещение ущерба, причиненного лесонарушениями и рассчитанного по утвержденным в установленном порядке таксами и методиками, является имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством.

    Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 августа 2011 года (л.д.18-23) с ООО «Ильинское» взыскан ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства в квартале 30 выдел 2,6 в размере 14 472 рубля 70 копеек, и таким образом, ответчик ООО «Ильинское» понёс имущественную ответственность.

.

В силу ч.1, ч.2 ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

По смыслу данной нормы закона, рассматриваемой судом в совокупности с нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды», указывающими на необходимость возмещения вреда окружающей среде в полном объёме, суд приходит к выводу о том, что с учётом публично - правовой обязанности ООО «Ильинское», как заготовителя древесины, своевременно и самостоятельно выполнять все необходимые правила заготовки леса, привлечение ответчика к имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства, не освобождает его от обязанности устранить выявленное нарушение лесного законодательства, и таким образом возместить вред в полном объёме.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

       Иск Российской Федерации в лице Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

      Обязать ООО «Ильинское» произвести работы по очистке мест рубок в квартале 30 выдел 2,6 Малокетского участкового лесничества КГКУ «Таёжинское лесничество» в срок до 01 декабря 2012 года.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

                                                       Председательствующий: