решение по иску Селивановой О.В. к администрации Бириюсского района



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы                                                                                   16 августа 2012 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Трубиной В.Н.,

с участием истца Селивановой Ольги Владимировны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Ольги Владимировны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в наследство,

У С Т А Н О В И Л :

Селиванова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит включить в наследство жилой дом и земельный участок, оставшиеся после смерти её матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся по <адрес> в <адрес>. Указанный дом в 1976 году купили её родители и проживали в нем каждый до дня своей смерти. Отец умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти в доме осталась проживать её мама, ухаживала за ним, производила ремонт, платила необходимые платежи, а также полностью обрабатывала земельный участок при доме. Документов, подтверждающих принадлежность дома не имеется, но он принадлежал её матери на праве собственности, которое при жизни она не зарегистрировала в установленном порядке. Не зарегистрировала её мама при жизни и право собственности на земельный участок при доме, предоставленный её отцу в 1992 году. Данное обстоятельство препятствует ей реализовать свои наследственные права, хотя фактически она вступила в наследство, т.к. ухаживала за домом, обрабатывала огород, забрала себе личные вещи родителей. Поэтому она просит в судебном порядке включить в состав наследства указанный дом и земельный участок, собственником которых при жизни в силу приобретательской давности и фактического наследования являлась её мать.

В судебном заседании Селиванова О.В. иск поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Она пояснила суду, что её родители в 1976 году купили дом в <адрес>, договор купли-продажи ими был оформлен в простой письменной форме, заверен в сельсовете. С указанного времени её родители пользовались домом и земельным участком как своим собственным. В 2003 году умер её отец, после его смерти в доме осталась проживать её мама, она фактически приняла наследство после смерти отца, получив сбережения, страховые выплаты и оставшись жить в доме., продолжая обрабатывать приусадебный участок. Мама умерла в 2008 году, надлежащим образом свои права на жилой дом и земельный участок не оформила, т.к. не располагала достаточными средствами для этого.

Ответчик - администрация Бирилюсского района, о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, в суд не явился, просили дело рассматривать в их отсутствие. Относительно требований истца не возражали, иск признали.

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в соответствии с выраженной ими просьбой.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельств о смерти следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1 (л.д.11), а ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2 (л.д.12).

Факт родственных отношений между ФИО2 и Селивановой О.В. подтверждается свидетельством о рождении (л.д.9), и свидетельством о браке Селивановой О.В. (ФИО2), из которых усматривается, что она является дочерью ФИО2, и в соответствии со ст.1142 ГК РФ её наследником первой очереди по закону.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-24), по <адрес> располагается объект недвижимости - жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1960 году, общей площадью 32,9 кв.м., жилой площадью 29,9 кв.м., он пригоден для эксплуатации и используется по назначению. Сведений о правообладателях документ не содержит, равно как и не содержит сведений о нарушении градостроительных и строительных норм и правил при его возведении.

Согласно постановлению Новобирилюсского сельсовета от 23 октября 1992 года № 36 (л.д.26), кадастровому паспорту земельного участка (л.д.25), постановлению об уточнении адреса земельного участка (л.д.27), ФИО1 администрацией Новобирилюсского сельсовета предоставлен в собственность земельный участок при доме по адресу <адрес>, площадью 5271,24 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.30, 31) до настоящего времени право собственности на указанные объекты недвижимости ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимом имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Из договора купли-продажи от 10 мая 1976 года (л.д.14) следует, что в период брака с ФИО2 (свидетельство о браке л.д.10) ФИО1 купил, а Логинов С.Ф. продал за <данные изъяты> рублей домовладение, состоящее из дома в деревянном исполнении и надворных построек. Из текста договора усматривается, что деньги за проданное имущество переданы на момент подписания договора. Договор удостоверен Новобирилюсским сельским советом депутатов трудящихся 10 июня 1976 г.

В соответствии с ч.1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

В период с момента приобретения дома и до смерти ФИО1, наступившей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) супруги совместно пользовались жилым домом, после смерти ФИО1 в доме осталась проживать и проживала до дня своей смерти его супруга ФИО2 Объективно это подтверждается и фактом предоставления ФИО1 в собственность земельного участка на основании указанного выше постановления, справкой администрации Новобирилюсского сельсовета о проживании супругов ФИО1 в <адрес> д.Старая Еловка каждого до дня своей смерти (л.д.29), выпиской из похозяйственной книги о том, что на регистрационном учете в <адрес> состояла ФИО2 до дня своей смерти, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

В соответствии со ст.164 ГК РФ, применяемой с момента вступления в законную силу 31 января 1998 года Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч.2 ст.223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

То обстоятельство, что при жизни ФИО2 добросовестно, открыто и непрерывно владела жилым домом и земельным участком, значительно больше 15 лет, подтвердили суду свидетели ФИО3 и ФИО4 Они проживали и проживают в д.Старая Еловка, были свидетелями сделки, по которой супруги ФИО1 купили дом у Логиновых, видели, как ФИО1 собственными силами занимался строительством надворных построек, как супруги ухаживали за приусадебным участком.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что ФИО2 являлась на момент смерти собственником спорного жилого дома 1/2 его доли в силу приобретательской давности и 1/2 доли в порядке наследования. К ней же в собственность в порядке наследования перешло и право на земельный участок при доме.

Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности ФИО2 на жилой дом и земельный участок как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права. Поэтому жилой дом и земельный участок подлежат включению в наследство, открывшееся после смерти ФИО2

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц. Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Селивановой Ольги Владимировны удовлетворить.

Включить в наследство, открывшееся после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>

- жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 32,9 квадратных метра, в том числе жилой площадью 29,9 квадратных метра с инвентарным номером

- земельный участок, расположенный по адресу Россия, <адрес>, площадью 5271,24 квадратных метра с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: