решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы 18 января 2011 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.

при секретаре Коденко Г.И.

с участием истца Трифоновой Л.С.

представителя ответчика-администрации Бирилюсского района Кузнецовой Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой Лидии Сергеевны к администрации Бирилюсского района о включении жилого дома в состав наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Трифонова Л.С. обратилась в суд с иском, в котором просила включить в состав наследства жилой дом, находящийся по <адрес> в <адрес>, который остался после смерти её мужа ФИО1.

Дом по <адрес>, они построили в 1982 году вместе с мужем, документов на дом никаких не оформляли. За домом ухаживали, ремонтировали его, платили налоги.

В 1992 году, согласно постановления Новобирилюсской сельской администрации, мужу был предоставлен в собственность земельный участок при доме площадью 0,14 га.

ДД.ММ.ГГГГ её муж, ФИО1, умер, и она фактически приняла наследство после его смерти, поскольку проживает в доме до настоящего времени, следит и за домом, и за земельным участком. Она является наследником первой очереди по закону, однако оформить наследство на недвижимое имущество не может в связи с тем, что при жизни право собственности на дом муж надлежащим образом оформить не успел. Кроме неё наследником первой очереди является их сын, Трифонов Сергей Николаевич, но спора по наследству между ними нет, на дом он не претендует. Просит суд включить в состав наследства после смерти мужа ФИО1 жилой дом, расположенный в <адрес>.

В судебном заседании истица Трифонова Л.С. свои исковые требования поддержала и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в 1982 году муж перевез из с.Орловка разобранный и размеченный сруб дома на участок в <адрес>, там собрали сруб, и построили новый дом. Документов на дом не оформляли, просто в сельсовете завели домовую книгу, и всех в доме прописали. Жили семьёй, растили сына Сергея, который в настоящее время уже взрослый и проживает со своей семьёй в другом доме. В 2010 году муж умер, но оформить в законом установленном порядке право собственности на дом не успел. Просила суд удовлетворить её исковые требования о включении жилого дома в состав наследства.

Представитель ответчика - администрации района Кузнецова Р.А. иск признала, и суду пояснила, что в составе муниципального имущества указанный дом не числился и не числится. Претензий по включению в состав наследства жилого дома, расположенного в <адрес>, после смерти наследодателя ФИО1, - они не имеют.

Выслушав истицу, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения, и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из показаний истицы видно, что они вместе с мужем построили новый дом в 1982 году по <адрес> в <адрес>. Владели домом более 27 лет, ухаживали за домом и платили налоги.

Истица после смерти своего мужа, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, фактически приняла наследство, так как осталась проживать в указанном доме, сохраняет его, продолжает использовать земельный участок при доме.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечёт за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

Согласно свидетельства о смерти (л.д.10) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство после смерти ФИО1

Согласно свидетельства о браке (л.д.9) ФИО1 и ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака и мужу, и жене присвоена фамилия ФИО1.

Таким образом, истица Трифонова Л.С. является наследником первой очереди по закону в отношении имущества, оставленного наследодателем ФИО1

Согласно технического паспорта, выданного Новобирилюсским производственным участком Большеулуйского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-15), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь жилого помещения 40,4 кв. метра, в том числе жилую площадь 29,7 кв. метров. Год постройки - 1982.

В соответствии со ст.164 ГК РФ, применяемой с момента вступления в законную силу 31 января 1998 года Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем, сведений о том, что указанная самовольная постройка создана с существенным нарушением градостроительных норм и правил, что она создаёт угрозу жизни или здоровью граждан, либо иным образом нарушает права и законные интересы третьих лиц, в суд не представлено.

Отсутствие у наследников документов, разрешающих строительство дома, является единственным признаком самовольной постройки.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно его п.14, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно, а органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР указано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.

Из показаний истицы, из материалов дела видно, что ФИО1 при жизни владел земельным участком по <адрес> в <адрес> на праве собственности, поскольку получил земельный участок в собственность из состава земель Новобирилюсского сельского Совета на цели ведения личного подсобного хозяйства в 1992 году.

Данное обстоятельство подтверждается показаниями истицы, а также постановлением Новобирилюсской сельской администрации и кадастровым планом земельного участка.

Таким образом, право собственности у ФИО1 на земельный участок возникло на законных основаниях.

В соответствии с ч.3 ст.222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которых находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 при жизни был предоставлен в собственность земельный участок при доме по адресу <адрес>, на котором он построил новый дом, и с 1982 года проживал в построенном доме с семьёй.

В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).

То обстоятельство, что при жизни ФИО1 в 1982 году построил дом в <адрес>, а затем проживал в доме с семьёй, и добросовестно, открыто и непрерывно владел жилым домом значительно больше 15 лет, подтвердила суду свидетель ФИО7, которая указала в судебном заседании, что проживает в <адрес> давно, с 1981 года. Поэтому помнит, как на участок в <адрес>, в 1982 году, привезли разобранный сруб жилого дома, собрали его на месте, и построили жилой дом супруги ФИО1 и Лидия Сергеевна. В данном доме они жили всё это время, растили сына Сергея, который живёт теперь отдельно. Но в 2010 году ФИО1 умер, а его жена ФИО4 осталась проживать в доме.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в факте, что ФИО1 владел жилым домом на праве собственности. В силу наличия у ФИО1 в собственности земельного участка и факта открытого, добросовестного и непрерывного владения жилым домом более 15 лет, суд считает его собственником спорного объекта недвижимости.

Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права. Поэтому жилой дом подлежат включению в наследство, открывшегося после смерти ФИО1 Иск подлежит удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Трифоновой Лидии Сергеевны удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти её мужа ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>:

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, построенный в 1982 году, общей площадью жилого помещения 40,4 квадратных метров, в том числе жилой площадью 29,7 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: