Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новобирилюссы 28 февраля 2011 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О.И.
при секретаре Коденко Г.И.
с участием истца Трифонова А.Г., его представителя Трифоновой Е.С.
представителя ответчика Кузнецовой Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифонова Андрея Григорьевича к администрации Бирилюсского района о включении жилого дома и земельного участка в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Трифонов А.Г. обратился в суд с иском, в котором просил включить в состав наследства жилой дом и земельный участок, находящиеся по <адрес> в <адрес>, которые остались после смерти его матери, ФИО7 ФИО7, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В данном доме мать осталась проживать после гибели своего мужа, его отца, ФИО1, который погиб в Великую Отечественную войну в 1941году.
За домом мать ухаживала, ремонтировала его, платила налоги. В 1992 году ей в собственность администрацией Новобирилюсского сельсовета был передан земельный участок, прилегающий к дому. Дом и земельный участок принадлежали матери на праве собственности, однако зарегистрировать право собственности на данные объекты недвижимости она не успела. При жизни, в 1981 году, мать составила завещание, согласно которого дом завещала ему, Трифонову А.Г. После смерти матери он остался проживать в доме вместе со своей женой, и фактически принял наследство. Однако вступить в наследство не может в связи с тем, что при жизни право собственности на дом и земельный участок мать не оформила. Других наследников (первой очереди по закону) нет, поскольку его родная сестра, ФИО6, 1935 года рождения, умерла ещё в начале 70-х годов.
Просил суд включить в состав наследства после смерти матери, ФИО7, жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес>.
В судебном заседании истец Трифонов А.Г. свои исковые требования поддержал и суду подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что мать после гибели отца в 1941 году, осталась жить в доме мужа в <адрес>, но тогда этот дом был под номером №. В 1964 - 1965 г.г. мать перестраивала дом, поэтому в момент обследования дома работниками БТИ они указали дату строительства дома как 1965 год. И в 1965 году мать ещё раз выходила замуж, её мужем стал ФИО2, и фамилия матери стала ФИО7. Но детей у них не было, ФИО2 умер в середине 70-х годов. Его, истца, сестра Валя, 1935 года рождения, умерла ещё в 1971 году, и кроме него, наследников после смерти матери ФИО7, не осталось. Просил суд удовлетворить его исковые требования о включении недвижимого имущества в состав наследства.
Представитель ответчика - администрации Бирилюсского района Кузнецова Р.А. иск признала, и суду пояснила, что в составе муниципального имущества ни дом, ни земельный участок не числятся, претензий по включению в состав наследства в отношении наследника Трифонова А.Г. вышеуказанных объектов недвижимости они не имеют.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что живёт по соседству с истцом и семью ФИО1 знает хорошо. Знает, что ФИО7 ФИО7 в первом браке жила с ФИО1, отцом истца Трифонова А.Г. Но ФИО27 Т. погиб в Великую Отечественную войну, а его жена, ФИО7, осталась в этом доме проживать со своими детьми: Валентиной и Андреем. В 1965 году ФИО7, мать истца, вышла замуж за ФИО7, но детей у них не было, и он умер в середине 70-х годов. Более 50 лет прожила ФИО7 в доме по <адрес> в <адрес>, и все годы за домом ухаживала, содержала его в порядке. Трифонов Андрей, её сын, вместе с женой Евдокией, приехали к матери жить в 1993 году, а в 2003 году ФИО7 умерла. Подтверждает суду, что дом и земельный участок по <адрес> в <адрес> принадлежали ФИО7 на праве собственности.
Свидетель ФИО3 суду показала, что живёт по соседству с истцом Трифоновым А.Г., и хорошо помнит его мать - ФИО7 Она сама приехала в <адрес> в 1982 году, и ФИО7 жила в доме по <адрес>. Затем в начале 90-х годов к ней приехал жить её сын, истец Трифонов А.Г. с женой ФИО5 Из разговоров с бабушкой, она знала, что дом принадлежит ей, ФИО7, и достался ей этот дом после смерти мужа, погибшего на войне.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечёт за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Из показаний истца и свидетелей, из материалов дела видно, что ФИО7 владела домом и земельным участком по <адрес> в <адрес> на праве собственности, поскольку в доме осталась проживать после гибели мужа на войне в 1941 году, долгое время - более 50 лет жила в доме, ухаживала за домом и земельным участком, ремонтировала дом, платила налоги.
Согласно свидетельства о смерти (л.д.11) ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно справки администрации Новобирилюсского сельсовета (л.д.12) от 28.12.2010 г. ФИО7 до дня смерти ДД.ММ.ГГГГ проживала вместе со своим сыном Трифоновым А.Г. и невесткой Трифоновой Е.С. по <адрес> в <адрес>.
Согласно завещания (л.д. 8) от 02 декабря 1981 года, удостоверенного государственным нотариусом Бирилюсской государственной нотариальной конторы <адрес> Мироновой Т.К., ФИО7, завещала принадлежащий ей дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, Трифонову Андрею Григорьевичу.
Согласно постановления администрации Новобирилюсского сельсовета №8 от 08.02.2011 года (л.д.20), жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен новый адрес: <адрес>.
Согласно кадастрового паспорта здания, выданного 14.10.2010 года (л.д.17-19), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 66,5 кв. метров, кадастровый номер дома №.
Согласно справки ФГУП "Ростехинвентаризация" от 25.10.2010 года №2406.01/257 (л.д.16) стоимость дома по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> руб.
Согласно постановления администрации Новобирилюсского сельсовета от 18.05.1992 года №16 (л.д.15) ФИО7 предоставлен в собственность земельный участок в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства из состава земель Новобирилюсского сельского Совета площадью 2500 кв. метров..
Согласно кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 27 января 2011 года № 243У/11-10899 (л.д.14), земельный участок, расположенный в <адрес>, имеет площадь 2500 кв. метров, предоставлен в собственность ФИО7 из земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер участка: №.
Таким образом, с учетом признания иска ответчиком, которое не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, поэтому принимается судом, бесспорно установлено, что ФИО7 владела жилым домом, расположенным в <адрес> более 50 лет, с 1992 года получила в собственность земельный участок, прилегающий к дому в размере 2500 квадратных метров.
То обстоятельство, что в кадастром паспорте данного жилого дома дата постройки дома указана как 1965 год, суд оценивает в совокупности с показаниями истца, который указал, что в 1965 году дом перестраивался, поэтому противоречий данного обстоятельства обстоятельству продолжительности проживания наследодателя ФИО7 в доме с 1941 года, суд не усматривает.
С учётом всех установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу о том, что ФИО7 необходимо считать собственником дома и земельного участка по <адрес> в <адрес>, и данное недвижимое имущество подлежит включению в состав наследства, открывшегося после её смерти.
То обстоятельство, что гражданин умер до регистрации права собственности на жилой дом и земельный участок в законом установленном порядке, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника по включению имущества в состав наследства, поскольку наследодатель ФИО7 более 50 лет открыто, добросовестно и непрерывно пользовалась домом, с 1992 года получила в собственность земельный участок. За данными объектами недвижимости ухаживала, сохраняла их, и таким образом владела объектами недвижимости на праве собственности.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования истца Трифонова А.Г. в полном объеме, и включить в состав наследства после смерти его матери, ФИО7, дом и земельный участок, расположенные по <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Трифонова Андрея Григорьевича удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО7,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>:
- жилой дом, расположенный в <адрес>, общая площадь дома 66,5 квадратных метров, кадастровый номер дома: №;
-земельный участок, расположенный в <адрес>, площадью 2500 квадратных метров, предоставленный из земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в собственность ФИО7, кадастровый номер участка: №
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: