решение не вступило в законную силу



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новобирилюссы 28 марта 2011 г.

Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.,

при секретаре Коденко Г.И.,

с участием истца Трифоновой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трифоновой Марии Ивановны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Трифонова М.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила включить в состав наследства жилой дом, оставшийся после смерти мужа ФИО1, находящийся по <адрес> № в <адрес>. Указанный дом родители супруга, и сам супруг построили в 1959 году, и проживали в нем каждый до дня своей смерти. В данном доме её муж, ФИО1, после смерти родителей проживал вместе с ней и детьми, до дня смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ. При жизни зарегистрировать право собственности на дом муж не успел, хотя проживал в нём более 40 лет. Данное обстоятельство препятствует ей реализовать свои наследственные права, поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства указанный жилой дом.

В судебном заседании Трифонова М.И. иск поддержала, и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что наследниками первой очереди после смерти мужа, ФИО1, являются и их дети, Александр и Ольга, но они в наследство не вступали, спора по наследуемому имуществу между ними нет, они пожелали, чтобы наследство после смерти мужа, их отца, она, истица, оформила на себя.

Заинтересованное лицо ФИО1 в суд не явился.

Представитель ответчика администрации Бирилюсского района - Кузнецова Р.А. в судебном заседание иск признала, и суду пояснила, что указанный жилой дом в реестре муниципального имущества никогда не состоял, и не состоит, поэтому претензий по включению дома в наследственную массу после смерти наследодателя - ФИО1, они не имеют.

Выслушав истца, представителя ответчика, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о заключении брака (л.д.14) истица Трифонова М.И., является супругой ФИО1, брак заключен ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, как это видно из свидетельства о смерти (л.д.14), умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является его наследником первой очереди по закону.

Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч.2 ст.223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст.164 ГК РФ, применяемой с момента вступления в законную силу 31 января 1998 года Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч.1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретаются этим лицом.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимом имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).

Из показаний истицы, материалов дела суду видно, что муж истицы, ФИО1, вместе со своими родителями построил жилой дом в <адрес> в 1959 году.

Согласно завещанию от 20 октября 1982 года (л.д.13) ФИО2 завещал своему сыну ФИО1 жилой <адрес> в <адрес>. Данное завещание зарегистрировано в реестре за №.

Как показала в суде истица, её муж, ФИО1, фактически унаследовал после смерти отца - ФИО2, указанный жилой дом, так как на день смерти отца, в доме он с семьёй проживал, и остался в нём проживать до дня своей смерти, последовавшей 26.01.2000 года.

В соответствии с уведомлением Федеральной регистрационной службы (л.д.7), справке БТИ (л.д.20), ни за кем не зарегистрировано прав собственности либо иных ограничений на жилой дом и земельный участок по адресу <адрес>.

Постановлением Новобирилюсской сельской администрации, земельный участок в 1992 году был предоставлен ФИО1 в собственность (л.д.15).

Согласно кадастровому паспорту от 22 февраля 2011 года (л.д.17-19) по <адрес> в <адрес>, располагается объект недвижимости - жилой дом, введенный в эксплуатацию в 1959 году, пригодный для эксплуатации и используемый по назначению.

То обстоятельство, что при жизни ФИО1 добросовестно, открыто и непрерывно владел жилым домом, в котором проживал вместе с родителями, женой и детьми с 1959 года, то есть значительно больше 15 лет, подтвердили суду свидетели ФИО4 и ФИО3

Так, свидетель ФИО4 суду показала, что знает семью Трифоновых с 1962 года, т.к. они жили в соседях. Знает, что муж истицы, ФИО1 проживал в доме вместе с родителями, а также с женой Трифоновой М.И. (истицей), и детьми Александром и Ольгой больше 40 лет. Старики умерли в 80-х годах прошлого столетия, а он остался в доме проживать со своей семьёй. До дня своей смерти ФИО1 ухаживал за домом, ремонтировал его, платил налоги. В 2000 году муж истицы, ФИО1 умер, а истица осталась в доме проживать.

Свидетель ФИО3 суду показала, что приехала в с. Новобирилюссы в 1982 году, и стала жить в соседях с Трифоновыми. Хозяин дома - ФИО1 следил за домом, за постройками, постоянно что - то ремонтировал. В 2000 году ФИО1 умер, а его жена, Трифонова М.И. осталась в доме проживать.

Обстоятельство добросовестного, открытого и непрерывного проживания наследодателя ФИО1 в доме по <адрес> в <адрес> в течение длительного, более 15 лет, времени, объективно подтверждается другими фактическими обстоятельствами дела: фактом проживания и регистрации наследодателя в указанном жилом доме с момента постройки дома и до дня смерти, как это видно из справки администрации Новобирилюсского сельсовета, фактом предоставления ему в собственность в 1992 году земельного участка под домом и при доме.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований сомневаться в факте, что ФИО1 владел жилым домом, в котором проживал с 1959 года по день смерти в 2000 году, на праве собственности. Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права.

Поэтому жилой дом подлежит включению в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1

Иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Трифоновой Марии Ивановны удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 67,5 квадратных метра с кадастровым номером №

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.

Председательствующий: