Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новобирилюссы 30 марта 2011 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О.И.,
при секретаре Коденко Г.И.,
с участием истца Вигель Г.Г.
третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований, Вигель Н.Г., Тагировой Г.Г.,
представителя ответчика администрации Бирилюсского района Кузнецовой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вигель Готлиба Готлибовича к администрации Бирилюсского района о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Вигель Г.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать за ним право собственности на жилой дом, находящийся по <адрес> в <адрес>. Указанный жилой дом они вместе с женой - ФИО1, с которой прожили в зарегистрированном браке более 40 лет, приватизировали в 1994 году в равных долях. Однако в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на дом они не успели, так как ДД.ММ.ГГГГ его жена, ФИО1 умерла. После смерти жены он остался проживать в данном доме, и фактически принял наследство после её смерти в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на дом. В силу указанных обстоятельств полагает возможным признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>.
В судебном заседании Вигель Г.Г. иск поддержал, и подтвердил суду обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что домом, который они приватизировали с женой, ФИО1, в 1994 году, он владеет на праве собственности более 16 лет. Но договор приватизации дома от 12 октября 1994 года был зарегистрирован комиссией по приватизации жилого фонда, а не администрацией района, как того требовало законодательство. Данное обстоятельство препятствует ему в настоящее время зарегистрировать право собственности на дом. Ввиду состояния здоровья и престарелого возраста просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика - администрации Бирилюсского района Кузнецова Р.А. иск признала, и суду пояснила, что <адрес> в <адрес> ранее состоял в реестре муниципальной собственности, но в 1994 году супругами Вигель он был приватизирован. Поэтому они не возражают против признания права собственности на дом за истцом, Вигель Г.Г.
Третье лицо на стороне истца, Вигель Н.Г. относительно удовлетворения иска не возражал, и пояснил суду, что спорный объект недвижимости отец с матерью приватизировали в 1994 году, хотя проживали в нём с начала 70-х годов прошлого столетия. После приватизации дома, отец и мать из дома не выезжали, дом никому не передавали. Не сомневается в том, что дом принадлежит отцу на праве собственности.
Третье лицо на стороне истца, Тагирова Г.Г. относительно удовлетворения иска не возражала, дополнительно суду пояснила, что отец после смерти матери фактически принял наследство, так как в доме проживает до настоящего времени. Подтверждает суду то обстоятельство, что домом отец владеет на праве собственности.
Свидетель ФИО2 суду показал, что знает семью Вигель Г.Г. хорошо, и подтверждает суду, что проживают они по <адрес> в <адрес> с давних пор. Но в 2010 году жена Вигель Г.Г. умерла, а он остался проживать в доме один, и дом не покидал. В период с 1994 года по настоящее время из дома семья Вигель не выезжала, дом никому не передавала.
Свидетель Мурачёв И.М. суду подтвердил то обстоятельство, что Вигель Г.Г. в <адрес> проживает длительное время, и после смерти жены в 2010 году остался проживать в доме до настоящего времени. За время проживания семья Вигель дом не покидала, и никому его не передавала.
Выслушав истца, третьих лиц на стороне истца, представителя ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно ч.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно договора на передачу жилого помещения в собственность гражданам (л.д.16), составленного в с. Новобирилюссы 12 октября 1994 года, администрация Бирилюсского района, именуемая в дальнейшем "Собственник" в лице главы администрации Верёвкина В.Г., передала в собственность безвозмездно гражданам Вигель Готлибу Готлибовичуи ФИО1, именумым в дальнейшем "Приобретателями", жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Оценивая данный документ в совокупности с показаниями истца, представителя ответчика, третьих лиц на стороне истца, суд приходит к выводу о том, что действительно 12 октября 1994 года истцу Вигель Г.Г. и его жене Вигель А.Р. администрацией Бирилюсского района был передан в общую долевую собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный вывод суда обусловлен тем, что ч.3 ст.244 ГК РФ указывает: «Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество».
То обстоятельство, что договор зарегистрирован комиссией по приватизации жилого фонда, но не администрацией района, суд оценивает как ошибку при составлении договора, и полагает возможным признать данный договор приватизации жилья действительным, признать его доказательством приобретения супругами Вигель Г.Г. и ФИО3. жилья в собственность.
Из материалов дела видно, что Вигель Г.Г. и ФИО1 на момент заключения договора передачи им жилого дома в собственность (л.д.16), состояли в браке (свидетельство о браке л.д.10).
То обстоятельство, что в свидетельстве о браке (л.д.10) отчество Вигель Готлиба указано как Богданович, но не как Готлибович, уже оценивалось в судебном порядке при разрешении заявления сына Вигель Николая Готлибовича об установлении родственных отношений. Решением Бирилюсского районного суда от 09 февраля 2010 года данные об отчестве Вигель Готлиба Готлибовича, 1929 года рождения, указанные как «Богданович», были признаны судом ошибочными, в действительности Вигель Готлиб имеет отчество Готлибович.
Таким образом, суд считает доказанным то обстоятельство, что каждый из супругов Вигель в 1994 году приобрёл в общую долевую собственность жилой дом в равных долях на каждого.
Согласно свидетельства о смерти (л.д.9) ФИО1, 1934 года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечёт за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Из показаний истца, свидетелей, третьих лиц на стороне истца, видно, что истец фактически принял наследство после смерти жены, ФИО1, в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, так как на день смерти жены, и после, остался проживать в доме, и проживает в нём до настоящего времени.
Согласно кадастровому паспорту от 10.08.2010 года (л.д.11-13), по адресу: <адрес> в <адрес>, располагается объект недвижимости - одноквартирный жилой дом, одноэтажный, имеющий общую площадь 35,7 кв.м., кадастровый номер дома №.
С учетом признания иска представителем ответчика, которое не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, поэтому принимается судом, в судебном заседании бесспорно установлено, что истец Вигель Г.Г. владеет домом в <адрес> на праве собственности, и его необходимо считать собственником вышеуказанного жилого дома.
Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих на законных основаниях, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права. Поэтому иск подлежит удовлетворению в полном объёме.
Учитывая слабое состояние здоровья истца, его престарелый возраст 82 года, суд полагает возможным признать данные обстоятельства особыми, и на основании ст.212 ГПК РФ удовлетворить ходатайство истца об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Вигель Готлиба Готлибовича удовлетворить.
Признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес> № в <адрес>, общей площадью 35,7 квадратных метров, кадастровый номер дома №.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: