Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новобирилюссы 31 марта 2011 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О.И.,
при секретаре Коденко Г.И.,
с участием представителя истца Филиппова С.Н.,
третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, Филипповой Антонины Ильиничны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козенцевой Елены Михеевны к администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Козенцева Е.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просила включить в состав наследства земельный участок, оставшийся после смерти её мужа, ФИО1.
30 июня 1997 года Новобирилюсская сельская администрация её супругу предоставила земельный участок, расположенный при доме <адрес> в <адрес>, в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ её муж, ФИО1 умер. Спорный земельный участок принадлежал супругу на праве собственности, но при жизни право собственности он зарегистрировать не успел. Данное обстоятельство препятствует ей реализовать свои наследственные права, хотя фактически она вступила в наследство, поскольку после смерти мужа осталась проживать, и проживает в настоящее время в <адрес>, принадлежащей им с мужем на праве собственности. За земельным участком ухаживала, обрабатывала его.
Поэтому просит в судебном порядке включить в состав наследства указанный земельный участок.
В судебном заседании представитель истца Филиппов С.Н. иск поддержал, и суду подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил суду, что земельный участок, которым супруги Козенцевы пользовались с момента вселения в квартиру, а истица пользуется до настоящего времени, был предоставлен ФИО1 в собственность в 1997 году. В постановлении Новобирилюсской сельской администрации №66 от 30.06.1997 года чётко указано на передачу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность ФИО1. Размер земельного участка указан 0,05 га. В дальнейшем при уточнении границ участка было установлено, что площадь его составляет 888 квадратных метра, на что имеется постановление Новобирилюсской сельской администрации №120 от 16.08.2002 года.
Третье лицо на стороне истца Филиппова А.И. исковые требования своей матери поддержала, и пояснила суду, что действительно её отцу, ФИО1, земельный участок при доме в 1997 году был передан в собственность, но зарегистрировать право собственности он не успел. Свидетельство на право собственности на указанный земельный участок было утрачено, и восстановить его не удалось. На наследство, оставшееся после смерти отца, в виде земельного участка она не претендует. Кроме матери и неё, наследников нет, поскольку её родная сестра, ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Заявлений о принятии наследства после смерти отца они с сестрой нотариусу не подавали.
Представитель ответчика администрации Бирилюсского района Кузнецова Р.А. иск признала.
Выслушав представителя истца, третье лицо на его стороне, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно справки администрации Новобирилюсского сельсовета (л.д.11) ФИО1 на день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>1, здесь же был и зарегистрирован.
Согласно свидетельства о браке (л.д.9) ФИО1 и Федорова Е.М. вступили в брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака супругам присвоена фамилия Козенцевы. ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Истец в соответствии со ст. 1142 ГК РФ является его наследником первой очереди по закону.
Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», согласно его п.14, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно, а органам Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР указано обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.
Из показаний представителя истца, третьего лица на стороне истца, из материалов дела видно, что ФИО1 при жизни владел земельным участком по <адрес> в <адрес> на праве собственности, поскольку получил земельный участок в собственность из состава земель Новобирилюсского сельского Совета на цели ведения личного подсобного хозяйства в 1997 году.
Данное обстоятельство подтверждается постановлением администрации Новобирилюсского сельсовета от 30.06.1997 года №66 (л.д.14), согласно которого ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок в <адрес>, площадью 0,05 га.
Подтверждается постановлением администрации Новобирилюсского сельского совета №120 от 16.08.2002 года (л.д.13), которым уточнена фактическая площадь земельного участка при <адрес>, и установлено, что площадь указанного участка составляет 888 кв.м.
Как пояснил представитель истца, площадь земельного участка, которым супруги Козенцевы пользовались с 1990 года, осталась в неизменном виде, но при передаче участка в собственность в 1997 году материалов инвентаризации земель ещё не было, и площадь указывали со слов пользователей. В последующем была проведена инвентаризация земель, были уточнены границы земельных участков, и постановлением администрации №120 от 16.08.2002 года площадь участка была уточнена, размер его составил 888 кв. метров.
Из кадастрового паспорта земельного участка (л.д.15-16) следует, что собственником земельного участка по <адрес>, является ФИО1, участок ему передан из земель населённого пункта, в собственность, для ведения личного подсобного хозяйства, площадь участка составляет 888 кв.м.
Таким образом, право собственности на земельный участок у ФИО1 при жизни возникло на законных основаниях.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 владел земельным участком при доме на праве собственности, однако право это в законом установленном порядке не зарегистрировал.
Само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности как формального обеспечения государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, не затрагивает содержание самого гражданского права.
Поэтому земельный участок, как имущество наследодателя ФИО1, подлежат включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Козенцевой Елены Михеевны удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в возрасте 78 лет, в <адрес>, земельный участок, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, общей площадью 888 квадратных метров с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: