Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Новобирилюссы 02 октября 2012 года Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Барановой О.И., с участием помощника прокурора Бирилюсского района Демидовой Т.Ю., при секретаре Соболевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бирилюсского района в интересах Ивановой Валентины Калиновны к Отделу социальной защиты населения администрации Бирилюсского района о предоставлении мер социальной поддержки в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года, и взыскании мер социальной поддержки за указанный период, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бирилюсского района обратился в суд с иском, в котором указал, что Иванова В.К. является педагогом - пенсионером, проработавшим в сельской школе более 10 лет. В соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», в соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» она имеет право на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением. Указанная мера социальной поддержки с 1 июля 2010 года подлежит реализации путем компенсации педагогу - пенсионеру расходов по оплате указанных видов коммунальных услуг органами местного самоуправления на основании закона Красноярского края № 10-4691 от 10 июня 2010 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», вступившего в законную силу с 01 июля 2010 года. На обращение Ивановой В.К. в Отдел социальной защиты населения администрации Бирилюсского района о предоставлении мер социальной поддержки, как педагогу - пенсионеру, за период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года, ей было отказано со ссылкой на отсутствие у неё в этот период соответствующего права. Полагая, что отказ носит незаконный характер, прокурор просил возложить на Отдел социальной защиты населения администрации Бирилюсского района обязанность предоставить пенсионеру - педагогу Ивановой В.К. в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года меры социальной поддержки, и взыскать за данный период указанные меры в её пользу в сумме 14 789 рублей 53 копейки. Согласно расчета сумма взыскиваемых мер социальной поддержки определена с учетом площади занимаемого истцом жилого помещения в 69,6 кв.м. по отоплению с печным обогревом жилья, по освещению с учётом объема потребляемой электроэнергии для данного вида помещения 88,87 кВт в месяц, с учётом выплаченных истцу Ивановой В.К. мер социальной поддержки, как Ветерану труда. В судебном заседании помощник прокурора Демидова Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. В порядке уточнения исковых требований просила вопрос о возложении на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки с 01 июля 2010 года не рассматривать, поскольку и на момент рассмотрения дела в суде, и на момент предъявления иска, истец Иванова В.К. с 01 января 2012 года мерами социальной поддержки, как педагог-пенсионер, пользуется на основании Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691, а реализация этого права пенсионера - педагога Ивановой В.К. в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года подлежит путем взыскания суммы единовременно. Истец Иванова В.К. иск прокурора поддержала, просила дело рассматривать в её отсутствие. Ответчик - Отдел социальной защиты населения администрации Бирилюсского района о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом судебной повесткой, своего представителя в суд не направили, просили дело рассматривать в их отсутствие, против удовлетворения иска возражали. Третье лицо на стороне ответчика - администрация Бирилюсского района о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, просили дело рассматривать в их отсутствие. Третье лицо на стороне ответчика - Министерство социальной политики Красноярского края, являющееся главным распорядителем краевых бюджетных средств (субвенций) на цели, предусмотренные Законом Красноярского края от 09 декабря 2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом судебной повесткой, просили дело рассматривать в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца Ивановой В.К., представителя ответчика - Отдела социальной защиты населения администрации района, представителей третьих лиц на стороне ответчика: администрации Бирилюсского района, Министерства социальной политики Красноярского края. Выслушав помощника прокурора района Демидову Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из трудовой книжки (л.д.10-13) Иванова В.К. более 40 лет работала преподавателем и работала в сельской местности, а именно: с 11 января 1957 года по 23 июля 1957 года учителем в Кирчиженской школе в Бирилюсском районе, с 24 июля 1957 года по 17 августа 1959 года учителем в Еланской школе в Бирилюсском районе, с 18 августа 1959 года по 26 июля 1971 года заведующей Мелецкой начальной школы в Бирилюсском районе, с 27 июля 1971 года по 15 августа 1988 года воспитателем в Полевской средней школе в Бирилюсском районе, с 16 августа 1988 года по 20 августа 1989 года учителем начальных классов в Троицкой школе в Большемуртинском районе, с 21 августа 1989 года по 17 октября 1989 года воспитателем в Новобирилюсской вспомогательной школе - интернат в Бирилюсском районе, с 18 октября 1989 года по 10 августа 1998 года учителем начальных классов в Новобирилюсской средней школе в Бирилюсском районе. Согласно пенсионного удостоверения (л.д.14) Иванова В.К. является получателем пенсии по старости с 24 августа 1992 года, в настоящее время она не работает. То обстоятельство, что истец Иванова В.К. проживает в сельской местности, подтверждается регистрацией её по месту жительства. Иванова В.К., согласно паспорта, зарегистрирована и проживает в селе <адрес> (л.д.9), которое согласно Общероссийскому классификатору объектов административного деления ОК 019-95, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, является сельским населенным пунктом. Как установлено в судебном заседании, с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года Ивановой В.К., как педагогу-пенсионеру, меры социальной поддержки не предоставлялись. Вместе с тем, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотрено в сохраняющих до настоящего времени силу Постановлениях Совета Министров СССР: - от 10.02.1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ»; - от 04.05.1971 года №225 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно - материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности». Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в статье 55 предусматривает, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом закон, прямо не указывает на то, что льготы предоставляются, лишь тем лицам, которые состоят в трудовых отношениях с образовательными учреждениями. Определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года №322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ» подтверждено безусловное право педагогов, в том числе педагогов - пенсионеров, на предоставление льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, поскольку правовая позиция по указанному запросу выражена чётко и недвусмысленно: «Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично - правовых обязательств, и отмена, либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться». Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2008 г. N 480-0-П: «Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, равно как и Федеральный закон от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, внесшие соответствующие изменения и дополнения в ранее действовавшее правовое регулирование, не направлены на отмену льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, не содержат положений, препятствующих реализации предоставленного указанным лицам права на льготы на всей территории Российской Федерации и не предполагают возможности введения ограничительных условий». Что же касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, не должно вести к их отмене или существенному снижению ранее достигнутого уровня предоставления этих гарантий. Таким образом, суд полагает бесспорным и закреплённым на законодательном уровне право педагогов, в том числе педагогов - пенсионеров, проработавших более 10 лет в сельских школах, проживающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Во исполнение положений Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) были приняты Закон Красноярского края от 07.02.2008 года №4-1256, вступивший в силу 09.03.2008 года, и Постановление Правительства Красноярского края от 19.06.2009 года №318-П, которым был утверждён Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, возмещение данных расходов педагогам, в том числе педагогам - пенсионерам, производилось юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления и освещения, путём ежеквартального перечисления средств на счета указанных предприятий. Таким образом, реализация льгот педагогам с 09.03.2008 года производилась в натуральной форме, в виде бесплатной услуги. Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (вступил в силу 11 января 2011 года), в абзац третий пункта 5 статьи 55 были внесены изменения и дополнение, в соответствии с которыми педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на возмещение расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением в виде компенсации. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Одновременно статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ был предусмотрен механизм обеспечения стабильности юридического статуса педагогических работников, являвшихся получателями натуральных льгот, и установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. 10 июня 2010 года Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон Красноярского края №10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", который вступил в законную силу с 01 июля 2010 года. Данным Законом края от 10.06.2010 года был отменён Закон Красноярского края от 07.02.2008 года №4-1256, и был установлен новый порядок реализации прав педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в отличие от прежнего порядка в натуральной форме, путём предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи. В силу ст.7 Закона края №10-4691 от 10.06.2010 года предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счёт средств краевого бюджета. Статьей 1 "Предмет регулирования" данного Закона предусмотрено, что настоящий Закон устанавливает размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением (далее - денежные выплаты) педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края. Данный Закон также не содержит никаких изъятий в части предоставления предусмотренных в нем мер социальной поддержки для педагогов, перешедших на пенсию. Таким образом, подробный анализ норм федерального и регионального законодательства свидетельствует о том, что за исследуемый период подвергался изменениям лишь сам порядок возмещения расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности. Само по себе право педагогов-пенсионеров на меру социальной поддержки исполнителями законодательства не оспаривалось до июля 2010 года, и фактически эти меры педагогам-пенсионерам предоставлялись. В силу прямого указания в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ об обеспечении стабильности в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам, суд усматривает изменение указанного порядка возмещения расходов с 01 июля 2010 года на территории Красноярского края не только в отношении работающих и проживающих в сельской местности педагогов, но и в отношении педагогов - пенсионеров. Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 был принят ранее Федерального закона от 29 декабря 2010 года №439-ФЗ, вступившего в законную силу 11 января 2011 года. Однако анализ данных двух нормативно - правовых актов, в том числе Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года, действующего с 1 января 2012 года в редакции, предусматривающей право педагогов-пенсионеров на меры социальной поддержки, свидетельствует о том, что Закон Красноярского края был принят именно с целью сохранения за педагогами прежнего объема социальных гарантий в области оплаты за жилье и коммунальные услуги. Принятие закона о мерах социальной поддержки педагогам на уровне субъекта РФ не противоречит действующему законодательству. Так, в соответствии с пунктами "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования; социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство. Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации). В судебном заседании установлено, что Иванова В.К. в оспариваемый период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года проживала в собственной квартире по адресу: <адрес>, с печным отоплением, пользовалась услугами по электроснабжению. Квартира имеет общую площадь 69,6 кв.м., как это видно из выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства (л.д.16-18). Расчет отпуска твердого топлива населению, утвержденный Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21 января 2005 года № 17-П производится следующим образом: единая норма отпуска топлива населению 75,7 кг. условного топлива на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в год последовательно делится: на коэффициент перевода условного топлива (дров) в натуральное, равного 0,266, на коэффициент перевода плотных кубических метров дров в складские, равного 0,7, делится на 1000, умножается на общую площадь занимаемого педагогом жилого помещения, умножается на стоимость одного кубометра дров для данного региона. Предельная стоимость одного кубометра дров для Бирилюсского района установлена Постановлением Правительства Красноярского края № 34-П от 27 января 2010 года и составляла в 2010 году <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в 2011 году на основании Постановления Правительства Красноярского края № 668-П от 28 декабря 2010 года она составляла <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Компенсационная выплата на твердое топливо рассчитывается следующим образом: 75,7 (норма отпуска топлива):0,266:0,7:1000 х площадь жилого помещения х предельную цену на дрова в Бирилюсском районе. Таким образом, в 2010 году размер компенсации составит 75, 7 : 0,266 : 0,7 : 1000 х 69,6м.кв. х 496, 44руб./куб.м. : 12 месяцев = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку в 1 месяц. В 2011 году размер компенсации составит 75, 7 : 0,266 : 0,7 : 1000 х 69,6 х 550,55 : 12 месяцев = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в 1 месяц. Всего в пользу Ивановой В.К. подлежит взысканию в качестве компенсации расходов по оплате отопления: <данные изъяты>. х 6мес.(2010год) + <данные изъяты>. х 12мес.(2011год) = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В соответствии с пунктом 1 Методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 мая 2009 года N 250-п (в редакции от 15 июля 2010 года N 394-п) Методика разработана в соответствии со статьей 3 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 года N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и используется для определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, работающими и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края. Согласно пункту 2 Методики при расчетах используются следующие показатели: а) общая площадь жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, кв. м (S); б) удельная мощность приборов освещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, в размере 0,015 кВт/кв. м (Р ); в) коэффициент одновременного включения приборов освещения (К), равный 0,35; г) среднесуточное количество часов использования приборов освещения (N), в размере 8 часов; д) количество дней в расчетном периоде (D), составляющее среднестатистическое число 30,4. Пунктом 3 Методики предусмотрено, что объем электрической энергии, расходуемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, определяется по формуле: W = S x Р x К x N x D. Тариф на электроэнергию в 2010 году составлял 0,96 рублей за 1 кВт (6 месяцев). Тариф на электроэнергию в 2011 году (12 месяцев) составлял 1,06 рублей за 1 кВт. Объем электрической энергии, за который Иванова В.К. имела право ежемесячно получить компенсацию из расчета площади занимаемого ею в 69,6 кв.м. составляет 69,6 х 0,015 х 0,35 х 8 х 30,4 = 88,87 кВт в месяц. Размер компенсации составляет <данные изъяты> х 0,96 = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в месяц в 2010 году. <данные изъяты> х 1,06 = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в месяц в 2011 году. Всего Ивановой В.К. следовало компенсировать за потребляемую электроэнергию (<данные изъяты> руб. х 6мес. 2010г.=) + (<данные изъяты> руб. х 12мес.2011г.=) = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки за период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года. Таким образом, сумма мер социальной поддержки, которую Ивановой В.К. должны были оказать, как педагогу - пенсионеру, в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года, составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек(отопление) + <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки (освещение) = <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Вместе с тем, из расчетов, представленных истцом, из объяснений помощника прокурора в настоящем судебном заседании установлено, что в период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года истцу Ивановой В.К. со стороны ответчика - Отдела социальной защиты населения, предоставлялись меры социальной поддержки по отоплению и освещению, как Ветерану труда, в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Следовательно, на эту сумму размер компенсации, подлежащей взысканию, необходимо уменьшить, и соответственно сумма компенсации составит <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (<данные изъяты>. - <данные изъяты>. = <данные изъяты> руб.). Иск подлежит удовлетворению в полном объеме с учетом поддержанных истцом в суде требований. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Бирилюсского района в интересах Ивановой Валентины Калиновны удовлетворить. Взыскать с Отдела социальной защиты населения администрации Бирилюсского района в пользу Ивановой Валентины Калиновны меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2011 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд. Председательствующий: