решение о возложении обязанностей выполнить работы по устройству пандуса



Дело № 2 - 718/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года <адрес>

Бикинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колоколовой Ю.В.

при секретаре Черменевой А.И.

с участием:

старшего помощника Бикинского городского прокурора Тютюнникова В.Г.,

представителя ответчика Администрации Бикинского муниципального района – Плохотнюк ФИО8 действующего на основании доверенности

представителя третьего лица - Бурсала ФИО9

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес>, о возложении обязанностей выполнить работы по устройству пандуса к зданию музея,

У С Т А Н О В И Л:

Бикинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес>, и возложить обязанность выполнить работы по устройству пандуса к зданию музея, расположенному по адресу: <адрес>

Бикинский городской прокурор обратился с вышеуказанным иском мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что здание <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности <данные изъяты> Бикинского муниципального района. К зданию <данные изъяты> не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам, использующим кресла-коляски. Здание музея имеет один вход. Вход в помещение музея осуществляется через крыльцо, состоящее из 4 ступенек.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ. Так же указывает, что в нарушение п. 1.4, п. 3.9., 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании <данные изъяты> не имеется пандуса с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261. Нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» посягает на право инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Полагает, что законодательством на администрацию Бикинского муниципального района возложена обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса- средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание Краеведческого музея.

Однако до настоящего времени собственником <данные изъяты> Бикинского муниципального района не принято соответствующих мер по созданию условий инвалидам, в том числе инвалидам использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, а именно не принято мер для устройства пандуса, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник Бикинского городского прокурора ФИО4 настаивал на исковых требованиях. В ходе судебного заседания уточнил исковые требования – просил возложить на <данные изъяты> Бикинского муниципального района обязанность по согласованию с обществом инвалидов принять меры и создать условия обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов и доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – Краеведческому музею.

В судебном заседании представитель ответчика – Плохотнюк Л.К., действующий на основании доверенности исковые требования признал в той части, что <адрес> обязана создать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, и в случаях когда невозможно полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов по согласованию с общественными объединениями инвалидов обязаны принять меры которые обеспечит данным гражданам удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Поскольку согласно акту обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ устройство пандуса в <данные изъяты> невозможно, так как при устройстве пандуса заезд на него возможен только с проезжей части автомобильной дороги М-60, что противоречит нормативу. Утверждал, что в самом здании музея инвалидам на креслах-колясках развернуться нет возможности, поскольку помещение очень маленькое. Представил письменные возражения. Кроме того, пояснил, что правительством <адрес> издано распоряжение, которым поручено до ДД.ММ.ГГГГ разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Представитель третьего лица привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Бурсала ФИО10 суду пояснила, что здание музея 1948 года постройки. Здание старое, и оно не приспособлено для посещения его инвалидами на креслах-колясках, выход из музея расположен напротив федеральной трассы, еще один запасной выход так же выходит на примыкающую к станции техобслуживания, дорогу. В самом помещении очень мало места, низ здания каменный, верх деревянный, перестроить его нет технической возможности, в настоящее время здание музея включено в список памятников истории, и признано культурным наследием, и его никто не позволит переделывать. На второй этаж музея ведет очень крутая деревянная лестница, которую также переделать нет возможности.

Суд выслушав мнение участников процесса, огласив возражения ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, своды правил п. 76 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 3. обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; 6. ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

В соответствии с п.1. СНиП 35-01-2001 необходимость и степень (формы) адаптации к требованиям МГН зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня.

Как следует из акта обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия произвела обследование объектов на предмет возможности устройства пандусов и других приспособлений для перемещения в зданиях маломобильных групп населения, в результате визуального осмотра объекта и изучения исходных материалов выявлено: адрес объекта: <адрес>, собственник Администрация Бикинского муниципального района, устройство пандуса технически не возможно, так как при устройстве пандуса заезд на пандус будет возможен только с проезжей части автомобильной дороги М 60, что противоречит нормативу (СНиП 35-01-2001).

Как следует из пояснений ФИО5, заведующей сектором архитектуры и строительства <данные изъяты> Бикинского муниципального района, устройства пандуса в Краеведческом музее <адрес> технически невозможно, поскольку главный вход в музей выходит на федеральную трассу Москва-Владивосток, если делать пандус то он как раз выйдет на федеральную дорогу, тротуар там отсутствует. Размер тамбура в музее также не соответствует норме, поскольку он не позволит пройти коляске. Тамбур убрать нельзя, так как <адрес> расположен во второй климатической зоне, в которой наличие тамбура в зданиях обусловлено защитой от холода и здания без тамбура не принимаются в эксплуатацию. Так же тамбур нельзя убирать или расширять, поскольку именно на тамбур опираются деревянные лестницы, ведущие на второй этаж музея. Лестницы, ведущие на второй этаж деревянные, очень крутые и узкие, и устройство пандуса внутри здания так же технически невозможно.

Таким образом, судом установлено, что отсутствует техническая возможности по установке пандуса к зданию <адрес> расположенного по адресу: <адрес>.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств наличия технической возможности установки пандуса к зданию Краеведческого музея. Акт обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ стороной истца не опровергнут.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно реестру объектов недвижимости, являющихся собственностью Бикинского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> литер , расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Бикинского муниципального района.

Политика государства направлена на обеспечение создания и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, в том числе и органов местного самоуправления.

Судом установлено, что здание <адрес>ведческого музея в настоящее время не оснащено пандусами, а также отсутствуют иные условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание музея, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов, в удовлетворении общественных потребностей маломобильных групп населения, возможности их участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами.

При этом судом также установлено, что здание музея расположенное по адресу: <адрес> невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски), что не оспаривается стороной истца.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что отсутствие возможности беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски <адрес> лишает возможности этих лиц удовлетворения своих потребностей, осуществление полноценной жизни наравне с другим гражданами, с учетом того что <адрес> невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, но учитывая, что собственники объектов должны создать условия инвалидам, включая инвалидов использующих кресла-коляски беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в возложении на администрацию района обязанности по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры обеспечивающие удовлетворение потребностей маломобильных групп населения и доступа к зданию <адрес>ведческого музея.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие <адрес> Бикинского муниципального района <адрес> в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию Бикинского <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить на <адрес> Бикинского муниципального района обязанность осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски), и создать условия беспрепятственного доступа к зданию <адрес>ведческого музея.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения в <адрес> через Бикинский городской суд.

Судья Бикинского городского суда Колоколова Ю.В.