Дело № 2 - 720/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года <адрес> Бикинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Колоколовой Ю.В. при секретаре Черменевой А.И. с участием: старшего помощника Бикинского городского прокурора Тютюнникова В.Г., представителя ответчика Администрации Бикинского муниципального района – Плохотнюк ФИО8, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица Ходыревой ФИО9 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес>, о возложении обязанностей выполнить работы по устройству пандуса к зданию <данные изъяты> У С Т А Н О В И Л: Бикинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Бикинского муниципального района <адрес>, и возложить обязанность выполнить работы по устройству пандуса к зданию <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес> Бикинский городской прокурор обратился с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что здание Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации Бикинского муниципального района. К зданию <данные изъяты> Бикинского муниципального района не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам, использующим кресла-коляски. Здание администрации имеет один вход. Вход в помещение дома культуры осуществляется через крыльцо, состоящее из 5 ступенек. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ. Так же указывает, что в нарушение п. 1.4, п. 3.9., 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании Дома культуры не имеется пандуса с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261. Нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» посягает на права инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Полагает, что законодательством на администрацию Бикинского муниципального района возложена обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса- средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание Дома культуры. Однако до настоящего времени собственником <данные изъяты> Бикинского муниципального района не принято соответствующих мер по созданию условий инвалидам, в том числе инвалидам использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>, а именно не принято мер для устройства пандуса, чем нарушены права неопределенного круга лиц. В судебном заседании старший помощник Бикинского городского прокурора Тютюнников ФИО10. настаивал на исковых требованиях. В ходе судебного заседания уточнил исковые требования – просил возложить на Администрацию Бикинского муниципального района обязанность по согласованию с обществом инвалидов принять меры и создать условия обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов и доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – Дома культуры, в виде установки пандусов. В судебном заседании представитель ответчика – Плохотнюк ФИО11 действующий на основании доверенности исковые требования признал в той части, что <адрес> обязана создать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, и в случаях когда невозможно полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов по согласованию с общественными объединениями инвалидов обязаны принять меры которые обеспечит данным гражданам удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно акту обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ устройство пандуса к зданию <данные изъяты> возможно, но нецелесообразно. Кроме того, пояснил, что правительством <адрес> издано распоряжение, которым поручено до ДД.ММ.ГГГГ разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. Представил письменный отзыв на исковое заявление. В судебном заседании представитель третьего лица Ходырева ФИО12 пояснила, что выполнить работы по устройству пандуса возможно лишь для обеспечения доступа инвалидов на первый этаж, на второй и третий этаж сделать пандусы нет технической возможности. Не имеется возможности сделать пандусы для проезда в туалет, так как он расположен в подвальном помещении. Путей эвакуации для инвалидов «колясочников» не имеется и выполнить их сейчас нет технической возможности. В то же время они проводят мероприятия для инвалидов, которых подвозят на машинах, и вручную закатывают коляски в здание Дома культуры. Жалоб от них не поступало, они всегда решают все технические вопросы возникающие при проведении мероприятий для инвалидов. Суд выслушав мнение участников процесса, огласив возражения ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, своды правил п. 76 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 3. обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; 6. ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. В соответствии с п.1.4. СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий си сооружений; безопасность путей движения. Согласно п. 3.9. СНиП 35-01-2001 для открытых лестниц на перепадах рельефа лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема. Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимуму один вход, приспособленный для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261. Как следует из акта обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия произвела обследование объектов на предмет возможности устройства пандусов и других приспособлений для перемещения в зданиях маломобильных групп населения, в результате визуального осмотра объекта и изучения исходных материалов выявлено: адрес объекта: <адрес>, собственник <данные изъяты> Бикинского муниципального района, устройство пандуса технически возможно; невозможно расположить места для инвалидов в зрительном зале в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей; невозможно обеспечить ширину (в свету) участков эвакуационных путей, используемых маломобильными группами населения, так как ширина проемов и дверей используемых для эвакуации, менее 1,2 м. учитывая то, что выполнить в полном объеме мероприятия по беспрепятственному перемещению в здании «Районный дом культуры» маломобильных групп населения не представляется возможным, устройство пандуса на входе в здание, не целесообразно. Как следует из пояснений ФИО5, заведующей сектором архитектуры и строительства <данные изъяты> Бикинского муниципального района, устройства пандуса к <данные изъяты>» технически возможно для создания доступа инвалидам на первый этаж, однако это не решит проблему в целом, поскольку в самом здании невозможно будет сделать пандусы на второй этаж, невозможно сделать пандусы для проезда к туалету, и невозможно будет решить вопрос по путям эвакуации. Здание старое сейчас делать новые эвакуационные выходы нельзя поскольку срок годности кирпича всего пятьдесят лет. Данное здание кирпичное, кирпич старый и если его ломать, то зданию может быть нанесен ущерб. В соответствии с п. 1.2. СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно реестру объектов недвижимости, являющихся собственностью Бикинского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание районного <данные изъяты>. № расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Бикинского муниципального района. Политика государства направлена на обеспечение создания и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, в том числе и органов местного самоуправления. Судом установлено, что здание районного <данные изъяты> не оснащено пандусами, а также отсутствуют иные условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Дома культуры, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов, в удовлетворении общественных потребностей маломобильных групп населения, возможности их участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами. При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что отсутствие возможности беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски Районного <данные изъяты>, лишает возможности этих лиц удовлетворения своих потребностей, осуществление полноценной жизни наравне с другим гражданами, учитывая, что собственники объектов должны создать условия инвалидам, включая инвалидов использующих кресла-коляски беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес> в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> Возложить на <данные изъяты> Бикинского муниципального района обязанность осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски), и создать условия для беспрепятственного доступа в здание районного <данные изъяты>, в виде устройства пандуса к зданию Районного <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения в <адрес>вой суд через Бикинский городской суд. Судья Бикинского городского суда Колоколова Ю.В.