Дело № 2 - 717/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года <адрес> Бикинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Колоколовой Ю.В. при секретаре Черменевой А.И. с участием: старшего помощника Бикинского городского прокурора Тютюнникова В.Г., представителя ответчика Администрации Бикинского муниципального района – Плохотнюк ФИО7 действующего на основании доверенности Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес>, о возложении обязанностей выполнить работы по устройству пандуса к зданию <данные изъяты> Бикинского муниципального района, У С Т А Н О В И Л: Бикинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес>, и возложить обязанность выполнить работы по устройству пандуса к зданию администрации Бикинского муниципального района, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> Бикинский городской прокурор обратился с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что здание <данные изъяты> Бикинского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> находится в собственности администрации Бикинского муниципального района. К зданию <данные изъяты> Бикинского муниципального района не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам, использующим кресла-коляски. Здание администрации имеет два входа. Вход с западной стороны осуществляется через крыльцо, состоящее из 1 ступеньки. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ. Так же указывает, что в нарушение п. 1.4, п. 3.9., 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 в здании Администрации Бикинского муниципального района не имеется пандуса с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО5 51261. Нарушение требований ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» посягает на права инвалидов, на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Полагает, что законодательством на администрацию Бикинского муниципального района возложена обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса- средства для обеспечения доступности маломобильных групп населения при входе в здание <адрес>. Однако до настоящего времени собственником <данные изъяты> Бикинского муниципального района не принято соответствующих мер по созданию условий инвалидам, в том числе инвалидам использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> а именно не принято мер для устройства пандуса, чем нарушены права неопределенного круга лиц. В судебном заседании старший помощник Бикинского городского прокурора ФИО3 настаивал на исковых требованиях. В ходе судебного заседания уточнил исковые требования – просил возложить на <данные изъяты> Бикинского муниципального района обязанность по согласованию с обществом инвалидов принять меры и создать условия обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов и доступ маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры – <данные изъяты> Бикинского муниципального района, в виде установки пандусов В судебном заседании представитель ответчика – ФИО2, действующий на основании доверенности исковые требования признал в той части, что <адрес> обязана создать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, и в случаях когда невозможно полностью приспособить действующие объекты для нужд инвалидов по согласованию с общественными объединениями инвалидов обязаны принять меры которые обеспечит данным гражданам удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно акту обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ устройство пандуса в <адрес> невозможно и нецелесообразно. Кроме того, пояснил, что правительством <адрес> издано распоряжение, которым поручено до ДД.ММ.ГГГГ разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности. Представил письменный отзыв на исковое заявление. Суд выслушав мнение участников процесса, огласив возражения ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», настоящий федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. В соответствии со ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, своды правил п. 76 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: 3. обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; 6. ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. В соответствии с п.1.4. СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий си сооружений; безопасность путей движения. Согласно п. 3.9. СНиП 35-01-2001 для открытых лестниц на перепадах рельефа лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости- другими средствами подъема. Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимуму один вход, приспособленный для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО5 51261. Как следует из акта обследования общественных зданий от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия произвела обследование объектов на предмет возможности устройства пандусов и других приспособлений для перемещения в зданиях маломобильных групп населения, в результате визуального осмотра объекта и изучения исходных материалов выявлено: адрес объекта: <адрес>, пер. Советский, 2, собственник Администрация Бикинского муниципального района, устройство пандуса технически не возможно, так как при устройстве пандуса заезд на пандус будет возможен только с проезжей части автомобильной дороги, что противоречит нормативу (СНиП 35-01-2001). Глубина тамбура 1,2 м, что на 0,6 м не соответствует нормативу (СНиП 35-012001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Реконструкция тамбура технически невозможна, так как при расширении тамбура уменьшится нормативный коэффициент естественной инсоляции холла здания; ширина лестничного марша 1,2 м, что на 0,15м менее нормативной ширины (СНиП 35-01-2001); ширина лестничной площадки 1,2 м., что на 0,3 м менее нормативной ширины (СНиП 35-01-2001). Расширение лестничного марша и лестничной площадки технически невозможно, т.к. конструкции лестничной клетки являются несущими. Учитывая, что выполнить в полном объеме мероприятия пол беспрепятственному перемещению в здании «Администрации Бикинского муниципального района» маломобильных групп населения не представляется возможным, устройство пандуса на входе в здание не целесообразно. Как следует из пояснений ФИО4, заведующей сектором архитектуры и строительства <адрес> Бикинского муниципального района, устройства пандуса к <адрес> Бикинского муниципального района технически возможно для создания доступа инвалидам на первый этаж, однако это не решит проблему в целом, поскольку в самом здании невозможно будет переделать тамбур, что отражено в акте, и доступ инвалидам на второй и третий этажи здания будет невозможен, по причинам отраженным в акте. В соответствии с п. 1.2. СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно реестру объектов недвижимости, являющихся собственностью Бикинского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Бикинского муниципального района. Политика государства направлена на обеспечение создания и формирования доступной среды для маломобильных групп населения. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, в том числе и органов местного самоуправления. Судом установлено, что здание <данные изъяты> Бикинского муниципального района не оснащено пандусами, а также отсутствуют иные условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание музея, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов, в удовлетворении общественных потребностей маломобильных групп населения, возможности их участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами. При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что отсутствие возможности беспрепятственного посещения инвалидами, использующими кресла-коляски <данные изъяты> Бикинского муниципального района, лишает возможности этих лиц удовлетворения своих потребностей, осуществление полноценной жизни наравне с другим гражданами, учитывая, что собственники объектов должны создать условия инвалидам, включая инвалидов использующих кресла-коляски беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие <данные изъяты> Бикинского муниципального района <адрес> в непринятии мер по созданию беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объекту социальной инфраструктуры - зданию <данные изъяты> Бикинского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Возложить на <данные изъяты> Бикинского муниципального района обязанность осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов, (включая инвалидов, использующих кресла-коляски), и создать условия для беспрепятственного доступа в здание <данные изъяты> Бикинского муниципального района, в виде устройства пандуса к зданию <данные изъяты> Бикинского муниципального района, расположенному по адресу: <адрес>, <адрес> Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения в <адрес>вой суд через Бикинский городской суд. Судья Бикинского городского суда Колоколова Ю.В.