Дело №. ..
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура 20 сентября 2010 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдуровой Л.В., с участием прокурора Бичурского района РБ Цыбика А.Д., представителя ответчика – адвоката Второй коллегии адвокатов РБ Зояркина А.Д., действующего на основании доверенности от ******** года, представителя 3 лица – Администрации МО «Бичурский район» Смолина В.В., при секретаре Оленниковой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бичурского района РБ, предъявленного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации МО СП «Бичурское» по непринятию мер по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское» и возложении обязанности на Администрацию МО СП «Бичурское»,. .. Бурдуковскую C.И., Гнеушева Ф.И., Ефимова В.Н., Афанасьева Е.Ф.,. .. Тимофееву А.Г., Разуваева Н.Ф. принять меры к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бичурского района РБ, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие администрации МО СП «Бичурское», выражающееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское», обязать администрацию МО СП «Бичурское» принять меры к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, ликвидировать несанкционированные свалки в составе земель МО СП «Бичурское» согласно списку: 1) несанкционированную свалку отходов лесопиления, расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., в 400 метрах в западном направлении площадью 2 га; 2) несанкционированную свалку отходов лесопиления, расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., в 200 метрах в юго-западном направлении площадью 0,6 га; 3) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенную в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 30 м в южном направлении, площадью 2 га. 4) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 300 м в 'юго-западном направлении площадью 3 га. 5) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: примерно в 150 м от клуба ДК «... в западном направлении, площадью примерно 2 га., 6) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 80 м в северном направлении, площадью 0,3 га.,7) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. ... примерно в 70 м, площадью 0,2 га., 8) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 20 м в восточном направлении площадью 0,1 га., 9) несанкционированную свалку отходов лесопиления (горбыль, срезки), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по. .., примерно в 100 м в северо-восточном направлении, площадью 0,6 га., 10) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от здания. .. по ул.. .. примерно в 800 м в южном направлении, площадью 0,5 га. 11) несанкционированную свалку твердых бытовых отходов (ТБО), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого лома по ул.. .., примерно в 15 м в северо-восточном направлении площадью 0, 1 га. 12) несанкционированную свалку отходов лесопиления, расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 50 м в южном направлении, площадью 2 га., 13) несанкционированную свалку ТБО и отходов лесопиления, расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 100 метрах в северном направлении, площадью 1 га. Свои исковые требования истец мотивировал тем, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статья 21 и 22 указанного закона предусматривает, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям администрации МО СП «Бичурское», как органа местного самоуправления поселения, в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера закреплено в ст.ст. 8, 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Антисанитарное состояние земель сельскохозяйственного назначения, отрицательно сказывается на здоровье человека, неизбежно приводит к нарушению природного баланса в районе, созданию постоянной угрозы санитарно-эпидемиологической чрезвычайной ситуации для жителей населенных пунктов поселения и муниципального района в целом, препятствует их целевому использованию местным населением. Размещение отходов производства и потребления относится в силу ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду. Указанные нарушения существенно нарушают права граждан, постоянно и временно находящихся на территории поселения, на безопасные условия проживания, благоприятную окружающую среду.
03 августа 2010 в судебном заседании истец изменил свои исковые требования, исключив требования о возложении на ответчика МО СП «Бичурское» обязанности по ликвидации свалок и возложении обязанности по принятию мер к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с 1) несанкционированной свалки отходов лесопиления, расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. в 400 метрах в западном направлении площадью 2 га; 2) несанкционированной свалки отходов лесопиления, расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., в 200 метрах в юго-западном направлении площадью 0,6 га.
09 августа 2010 г. определением Бичурского районного суда РБ по ходатайству истца в качестве соответчиков были привлечены. .. Бурдуковская С.И., Гнеушев Ф.Д.,. .. Ефимов В.Н., Афанасьев Е.Ф.,. .. Тимофеева А.Г., в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация МО «Бичурский район».
10 сентября 2010 г. определением Бичурского районного суда РБ по ходатайству представителя ответчика Зояркина А.Д. в качестве соответчика привлечен Разуваев Н.Ф.
В судебном заседании прокурор Бичурского района Республики Бурятия Цыбик А.Д,. по изложенным в исковом заявлении основаниям, исковые требования поддержал в части признания незаконным бездействия администрации МО СП «Бичурское», выражающегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское», и возложении обязанности на Администрацию МО СП «Бичурское» принять меры к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора со следующих свалок: 1) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенной в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 30 м в южном направлении, площадью 2 га. 2) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 300 м в 'юго-западном направлении площадью 3 га. 3) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: примерно в 150 м от клуба ДК «...» в западном направлении, площадью примерно 2 га., 4) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 80 м в северном направлении, площадью 0,3 га. 5) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от здания военкомата по ул.. .., примерно в 800 м в южном направлении, площадью 0,5 га. Также просит возложить обязанность на Ефимова В.Н. ликвидировать созданную последним несанкционированную свалку отходов лесопиления (горбыль, срезки), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 100 м в северо-восточном направлении, площадью 0,06 га. Просит удовлетворить данные исковые требования.
В части заявленных исковых требований к Администрации МО СП «Бичурское о возложении обязанности принять меры к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 70 м, площадью 0,2 га., а также несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 20 м в восточном направлении площадью 0,1 га., отказался в связи с тем, что данные свалки ответчиком были ликвидированы добровольно. Также истец отказался от исковых требований о возложении обязанности на Разуваева Н.Ф. по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого лома по ул.. .., примерно в 15 м в северо-восточном направлении площадью 0,1 га., о возложении обязанности на Афанасьева Е.Ф., Гнеушева Ф.Д. по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления, расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 50 м в южном направлении, площадью 2 га., о возложении обязанности на. .. Тимофееву А.Г. по ликвидации несанкционированной свалки ТБО и отходов лесопиления, расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 100 метрах в северном направлении, площадью 1 га., мотивировав свой отказ от требований тем, что данные свалки ответчиками ликвидированы в добровольном порядке. Что касается привлечения в качестве соответчика. .. Бурдуковской С.И., то причастность к образованию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенной в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 30 м в южном направлении, площадью 2 га., не установлена.
Представитель ответчика МО СП «Бичурское» Зояркин А.Д. исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно п.3.2 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО-СП «Бичурское» физические и юридические лица обязаны заключать договоры на сбор, хранение и вывоз отходов и мусора. С индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, пожелавшими воспользоваться данной услугой, данные договоры заключены, предпринимателями приобретено 26 контейнеров. В настоящее время Администрация МО СП «Бичурское» имеет в эксплуатации 39 контейнеров, также дополнительно приобрело 50 контейнеров для вывоза мусора, запланировано приобретение еще 50 контейнеров. Граждане от заключения таких договоров уклоняются. В связи с ограниченными финансовыми ресурсами администрация пока на данный момент не имеет возможности создать специализированную организацию, которая бы занималась сбором и вывозом отходов и мусора. Таким образом, считает, что Администрацией МО-СП «Бичурское» исполнено требование законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. За наличие несанкционированных свалок и их ликвидацию администрация поселения отвечать не может, поскольку такая обязанность законодательством не предусмотрена. Считает, что одной из причин образования несанкционированных свалок является непринятие необходимых мер со стороны администрации МО «Бичурский район» по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом необходимо учитывать, что в муниципальной собственности поселения земельных участков не имеется, поскольку государственная собственность на землю в Российской Федерации до сих пор не разграничена. Поэтому на администрацию поселения не может возлагаться обязанность по проведению необходимых мероприятий по содержанию земель определенных ст. 13 Земельного кодекса РФ. Считает, что в отношении земель, которые не находятся в частной собственности, проведением необходимых мероприятий по ее содержанию должна заниматься администрация муниципального района, поскольку согласно абз.2 п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района т.е. администрация муниципального района осуществляет фактически функции собственника государственной земли. Что касается земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности граждан, то в силу ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники должны принимать необходимые меры по ее содержанию. В границах населенных пунктов. .., входящих в состав МО-СП «Бичурское» земельных участков сельскохозяйственного использования не имеется, поскольку согласно п. 11 ст.85 Земельного кодекса РФ к таковым относятся земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. При этом пастбища к землям сельскохозяйственного использования законом не отнесены. Поэтому указание в исковом заявлении на захламление земель сельскохозяйственного использования не соответствует действительности. Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15.06.2010г. постановление о наказании главы администрации отменено, производство по делу прекращено. При этом суд согласился с тем, что пастбища к зонам сельскохозяйственного использования в населенных пунктах не отнесены.
Согласно ст. 10 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благополучие среды обитания. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Полагает, что основной причиной образования несанкционированных свалок является бездействие контролирующих и надзорных органов за исполнением гражданами предусмотренных законом обязанностей, не принятие мер по выявлению конкретных виновных лиц и привлечении их к предусмотренной законом уголовной и административной ответственности, возложении на них обязанности по устранению нарушений закона. Глава администрации ФИО1 5 мая 2010г. обратился в прокуратуру Бичурского района с заявлением по факту захламления территории, вывозу мусора на несанкционированные свалки. Необходимые меры прокуратурой были приняты и виновные привлечены к ответственности. Согласно ст.28.7 КоАП РФ для выявления виновных лиц необходимо проводить административное расследование. В связи с тем, что глава администрации поселения не вправе проводить какие либо расследования в отношении граждан, по факту обнаружения прокуратурой района совместно с надзорными органами несанкционированных свалок, глава администрации ФИО1. 28 июня 2010г. обратился с соответствующим заявлением в ОВД по Бичурскому району. Также просит учесть, что Администрация МО СП «Бичурское» была образована 01.01.2006 г., а часть свалок была образована раньше. Например, на свалке по ориентиру от ул.. .. находятся промышленные отходы, конструкции строительных сооружений, а на свалке по ориентиру от. .. находятся останки от разбора зданий бывшего предприятия. Свалки по ул.. .. свалки по ул.. .. находятся за границами населенного пункта, на землях сельхозназначения, которые принадлежат совхозу «...». Истцом не доказан тот факт, что данные свалки образовались в результате бездействия Администрации МО СП «Бичурское». Также истцом не доказана принадлежность земель, на которых расположены свалки, Администрации МО СП «Бичурское». До настоящего времени Администрация МО «Бичурский район» не создала полигон для ликвидации бытовых отходов. В случае, если суд придет к выводу о необходимости удовлетворения заявленного иска, просит установить срок для исполнения решения суда либо до середины лета 2011 г., либо до создания полигона. Процесс сбора и вывоза бытовых отходов, порядок сортировки отходов на их виды, контейнерные площадки и порядок их обслуживания в МО СП «Бичурское» настоящее время не определены. Контейнерные площадки в настоящее время не установлены, имеющиеся 39 контейнеров периодически перемещаются в. .. по ул.. ... 26 контейнеров, приобретенные индивидуальными предпринимателями и организациями, установлены на территории последних
Представитель ответчика ИП «....» Федоров О.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что к созданию несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенных по адресу ориентира: от жилого дома по. .. и дома по. .. ИП «....» не причастна. Данные несанкционированные свалки образовались 10 лет тому назад, на свалках имеется бетон, который, скорее всего, принадлежал бывшему бетонному заводу, ранее располагавшемуся рядом. Территория, принадлежащая ИП «....», ограждена, на земельный участок имеются правоустанавливающие документы.
Ответчик Гнеушев Ф.Д. суду пояснил, принадлежащие ему отходы лесопиления, расположенные за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., им в настоящее время ликвидированы.
Ответчик Афанасьев Е.Ф. суду пояснил, принадлежащие ему отходы лесопиления, расположенные за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., им в настоящее время ликвидированы.
Ответчик Ефимов В.Н. исковые требования признал полностью, суду пояснил, что расположенные по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. срезки и опилки он привез для своих нужд, данные срезки и опилки он ликвидирует в течение 1-2 месяца, после того, как освободит поле, предназначенное для посадки картофеля, и соберет урожай в огороде.
Представитель ответчика ИП «....» - Тимофеев В.И., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что несанкционированная свалка ТБО и отходов лесопиления, расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. настоящее время ликвидирована, административный штраф уплачен..
Ответчик Разуваев Н.Ф. свалка твердых бытовых отходов (ТБО), расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого лома по ул.. .., им в настоящее время ликвидирована.
Представитель 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета, Администрации МО «Бичурский район» Смолин В.В. суду пояснил, что в 2006 г. МО СП «Бичурское» была отведена свалка для вывоза бытового мусора, данная свалка действует, в настоящее время Администрация МО СП «Бичурское» на данную свалку вывозит мусор. Полигон в настоящее время не создан, поскольку его строительство требует значительного времени. Мусор необязательно вывозить именно на полигон, поскольку в соответствии с п.п. 7.1.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" складирование возможно и на усовершенствованных свалках твердых бытовых отходов. Что касается земель, которые принадлежат якобы колхозу «...», то данное утверждение надуманно, земли, на которых расположены свалки, входят в состав земель МО СП «Бичурский район». Земли колхоза «...» были разделены на паи, однако межевание земель в настоящее время не произведено.
В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели.
Так, свидетель FIO17 суду пояснила, что является инспектором Бичурского отделения Россельхознадзора, границы МО СП «Бичурское» определены в соответстии с Законом РБ «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в РБ».
Свидетель FIO19 суду пояснила, что является. .. специалистом Управления Роспотребнадзора. .. Республики Бурятия. В целях организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в черте населенного пункта должны быть организованы площадки, где устанавливаются контейнеры для жилого сектора, который должен быть собран и вывезен на свалку. Согласно нормативам мусор должны вывозить на специальный полигон. На землях сельскохозяйственного назначения никаких свалок не должно быть вообще. Наличие несанкционированных свалок создает угрозу для жителей населенного пункта. На территории МО СП «Бичурское» нет полигона для утилизации твердых бытовых отходов. Документация только готовится по. .., там созданы все условия, соответствующие техническим требованиям.
Свидетель FIO7 суду пояснил, что является специалистом Управления по земельным отношениям. .. Республики Бурятия.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении.
Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в границах МО СП «Бичурское» имеются образованные неустановленными лицами следующие несанкционированные свалки: 1) несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенная в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 30 м в южном направлении, площадью 2 га. 2) несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО), расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 300 м в 'юго-западном направлении площадью 3 га. 3) несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО), расположенная в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: примерно в 150 м от клуба ДК «...» в западном направлении, площадью примерно 2 га., 4) несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО), расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .. примерно в 80 м в северном направлении, площадью 0,3 га. 5) несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (ТБО), расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от здания военкомата по ул.. .. примерно в 800 м в южном направлении, площадью 0,5 га. Также было установлено, что несанкционированная свалка отходов лесопиления (горбыль, срезки), расположенная за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 100 м в северо-восточном направлении, площадью 0,06 га, была образована ФИО29
Также было установлено, что процесс сбора и вывоза бытовых отходов, порядок сортировки отходов на их виды, контейнерные площадки и порядок их обслуживания в МО СП «Бичурское» в настоящее время не определены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. При этом под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.;
В соответствии с п. 17 ст. 2 Устава МО СП «Бичурское» к вопросам местного значения поселения, относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
На территории МО СП «Бичурское» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе. Данные факты не отрицаются ответчиком, который пояснил, что контейнерные площадки в настоящее время не определены, имеющиеся 39 контейнеров периодически перемещаются в. .. по ул.. ... 26 контейнеров, приобретенные индивидуальными предпринимателями и организациями, установлены на территории последних.
Согласно справке от 11.05.2010 года, выданной Бичурским межрайонным отделом Управлением ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, 05.05.2010 года комиссией была проведена проверка, в ходе которой выявлены несанкционированные свалки, расположенные в составе земель МО СП «Бичурское»
Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, по мнению суда, повлекло создание несанкционированных свалок, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При этом суд учитывает, что периодическое перемещение 39 контейнеров по территории. .. недостаточно для организации и сбора вывоза бытовых отходов и мусора.
Как было установлено в ходе выездного судебного заседания, все несанкционированные свалки расположены рядом с жилым сектором, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с Законом РБ «Об установлении границ, образования и наделения статусом муниципальных образований в РБ» от 23 декабря 2004 г.» на территории Бичурского и Кировского сельсоветов было образовано 1 муниципальное образование и установлены границы в соответствии с картографическим описанием. Согласно описанию границ, границы МО СП «Бичурское проходят в границах с другими поселениями, что отражено на карте. Учитывая данный факт, суд считает установленным, что несанкционированные свалки расположены в границах МО СП «Бичурское», непосредственно рядом с жилым сектором в. ...
Доводы представителя ответчика о том, что некоторые земли принадлежат колхозу «...» ничем не подтверждены, каких-либо доказательств суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что МО СП «Бичурское « не является собственником земель, суд считает несостоятельными, поскольку в силу вышеназванных правовых норм МО СП «Бичурское» обязано организовывать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
Доводы представителя ответчика о том, что граждане от заключения таких договоров уклоняются, организовали данные свалки, суд считает также несостоятельными, поскольку обязанность по организации и сбору бытовых отходов и мусора лежит на Администрации МО СП «Бичурское», соответственно, последней должны быть приняты все меры, направленные на исполнение данной обязанности.
Доводы представителя ответчика о том, что администрация на данный момент не имеет возможности создать специализированную организацию, которая бы занималась сбором и вывозом отходов и мусора, в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, суд также считает несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
Доводы представителя ответчика о том, что Администрация МО СП «Бичурское» была образована 01.01.2006 г., а часть свалок была образована раньше, на них расположены промышленные отходы, останки от разбора зданий бывшего предприятия, суд также не принимает во внимание, поскольку каких-либо доказательств тому, что данные свалки были образованы ранее, представлено не было. Во всяком случае, ответственность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора лежит на МО СП «Бичурское».
Доводы представителя ответчика о том, что организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора невозможно без создания полигона для ликвидации бытовых отходов, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Так, согласно постановлению №6 от 23. 02.1996 г. был предоставлен земельный участок общей площадью 5 га, расположенный южнее свинокомплекса совхоза «..., кроме того, согласно постановлению №7 от 30 июня 1998 г. были предоставлены земельные участки в местности «...» и в районе. .. в п.. ... На данные свалки в настоящее время Администрацией МО СП «Бичусркое» производится вывоз бытовых отходов и мусора.
Суд учитывает, что Администрацией МО «Бичурский район» до настоящего времени не исполнено решение Бичурского районного суда РБ от 16 июня 2010 г., согласно которому на Администрацию МО «Бичурский район» была возложена обязанность по обустройству полигонов бытовых отходов, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, обустройство полигонов займет длительное время, поскольку это связано с предоставлением земельных участков, строительством, сдачей объектов.
Однако, в данном случае, предоставление отсрочки исполнения решения суда, либо отказ в удовлетворении заявленных требований по данным основаниям, могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для населения и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Учитывая, что Администрации МО СП «Бичурское» были выделены земельные участки для размещения свалок, куда в настоящее время ответчик вывозит бытовой мусор и отходы, суд считает, что вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок на выделенные земельные участки для размещения свалок с последующим его вывозом уже на построенные полигоны, будет менее опасны для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты госпошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, суд взыскивает с администрации МО СП «Бичурское» государственную пошлину, исходя из определенного п.7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размера, в сумме. .. руб. в доход государства.
Учитывая, что ответчик Ефимов В.Н. исковые требования признал, суд принимает признание иска ответчиком как не нарушающее законных прав и интересов других лиц.
Учитывая отказ истца от исковых требований в части 5 несанкционированных свалок, суд отдельно выносит соответствующее определение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО СП «Бичурское», выражающееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское».
Обязать Администрацию МО СП «Бичурское» принять меры к надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных в составе земель МО СП «Бичурское»: 1) с несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), строительного материала, расположенной в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 30 м в южном направлении, площадью 2 га. 2) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 300 м в 'юго-западном направлении площадью 3 га. 3) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной в черте населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: примерно в 150 м от клуба ДК «...» в западном направлении, площадью примерно 2 га., 4) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 80 м в северном направлении, площадью 0,3 га. 5) несанкционированной свалки твердых бытовых отходов (ТБО), расположенной за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от здания военкомата по ул.. .. примерно в 800 м в южном направлении, площадью 0,5 га.
Обязать Ефимова В.Н. ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления (горбыль, срезки), расположенную за чертой населенного пункта в составе земель МО СП «Бичурское» по адресу ориентира: от жилого дома по ул.. .., примерно в 100 м в северо-восточном направлении, площадью 0,06 га.
Взыскать с Администрации МО СП «Бичурское» государственную пошлину в доход государства. .. руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Бичурского районного суда РБ: Л.В. Шагдурова
Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2010 года.
...
...а