Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Бичура «05» апреля 2011 года Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Соболевой Н.А., с участием помощника прокурора Бичурского района РБ Хайдаповой А.О., представителя заинтересованного лица - главы МО-СП «<данные изъяты>» ФИО3, ФИО4, действующей на основании доверенности от 31 марта 2011 года, при секретаре Пыткиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бичурского района Республики Бурятия о признании недействующим нормативного правового акта в части, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бичурского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с заявлением на основании абз. 2 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, просит признать недействующим пункт 3.2 решения Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» от 19 сентября 2009 года, со дня его принятия. Заявленные требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» от 19 сентября 2009 года № утверждено «Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>»», обнародованное на информационным стенде Администрации МО-СП «<данные изъяты>». Согласно п. 3.2 указанного Решения физические и юридические лица обязаны заключать договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов. Данный пункт Решения прокурор считает несоответствующим федеральному законодательству, как противоречащий основным началам гражданского законодательства - принципу «свободы договора» и связанному с ним принципу «диспозитивности регулирования гражданских отношений», в связи с чем, подлежит признанию недействующим. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ в ст. 1 определяет основные начала гражданского законодательства, среди которых, в том числе, и принцип свободы договора, определяющий диспозитивный характер регулирования гражданско-правовых отношений. Статья 421 ГК РФ конкретизирует содержание данного принципа, который в рассматриваемом предмете сводится, во-первых, к тому, что субъекты гражданского оборота самостоятельно решают вопрос о вступлении в договорные отношения. При этом, любое понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Гражданское законодательство не предусматривает обязанность физических и юридических лиц по заключению договоров на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, жидких бытовых отходов и крупногабаритного мусора со специализированными организациями, так как иное противоречило бы основным началам. Во-вторых, свобода договора выражается в праве сторон определить содержание условий договора по собственному усмотрению. Законом Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09.03.2010г. № 1254-IV на производителей отходов – физических лиц, возлагается обязанность по заключению договоров на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона). При этом, под производителями отходов понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Указанная норма по своей юридической природе является отсылочной, о чем свидетельствует наличие прямого указания в ней на то, что такая обязанность возникает у физических лиц только в соответствии с федеральным законодательством, которое, в свою очередь, обязанностей физических и юридических лиц по заключению договоров на вывоз отходов и мусора не содержит. Таким образом, возложение незаконной обязанности по заключению договоров существенно нарушает права неопределенного круга лиц (физических и юридических лиц), находящихся, проживающих, либо временно пребывающих на территории поселения, так как с учетом периодического изменения местонахождения численность данных лиц определить не представляется возможным. Исходя из чего, противоречащую федеральному законодательству норму муниципального нормативного правого акта следует исключить. В судебном заседании помощник прокурора Бичурского района РБ Хайдапова А.О. заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, уточнив заявленные требования: просит признать недействующим п. 3.2 «Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>»», утвержденного Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года, со дня его принятия. Заинтересованные лица - глава МО-СП «<данные изъяты>» ФИО3, председатель Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» ФИО5, в зал судебного заседания не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица – главы МО-СП «<данные изъяты>», ФИО4 с заявленными требованиями прокурора согласна, суду пояснив, что Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>»», утвержденное Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года, после его изготовления было направлено на юридическую экспертизу в Комитет по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов при Правительстве РБ, данное положение было одобрено, по итогам экспертизы нарушений федерального законодательства не установлено. В настоящий момент Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» от 04 апреля 2011 года № в Решение Совета депутатов № от 10 сентября 2009 года внесены изменения, п. 3.2 Положения изложен в следующей редакции: «Физические и юридические лица, являющиеся производителями отходов и мусора, обеспечивают санитарную чистоту и порядок, в том числе путем заключения договоров на вывоз отходов и мусора либо путем самостоятельного вывоза на специально оборудованные места». Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора по следующим основаниям: Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года утверждено Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования - сельского поселения «<данные изъяты>»». Настоящие Решение и Положение обнародованы путем размещения на информационном стенде Администрации Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>», решение вступило в силу со дня его подписания, т.е. 10 сентября 2009 года. Согласно пункту 3.2 указанного Положения, физические и юридические лица обязаны заключать договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов. Считая указанный пункт Положения несоответствующим федеральному законодательству, как противоречащий основным началам гражданского законодательства - принципу «свободы договора» и связанному с ним принципу «диспозитивности регулирования гражданских отношений», пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, прокурор Бичурского района РБ обратился в суд с заявлением о признании данного пункта Правил недействующим. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ч. 4 ст. 251 ГПК РФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ. В районный суд подаются заявления об оспаривания нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Судом установлено, что Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования - сельского поселения «<данные изъяты>»» принято Советом депутатов муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>» в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, определенными Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядка принятия и введения его в действие. Между тем, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 3.2 вышеуказанных Правил не соответствует положениям пункта 1 статьи 421 ГК РФ, закрепляющего принцип свободы договора. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации. Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство основывается, в том числе, на свободе договора. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Таким образом, гражданским законодательством не предусмотрена обязанность физических и юридических лиц заключать договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов. Добровольно принятое обязательство по заключению таких договоров отсутствует. Следовательно, в данном случае договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов, гражданами и юридическими лицами должны заключаться в силу прямого предписания нормативного правового акта, принятого Советом депутатов муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>», а не в связи со свободным волеизъявлением сторон. Оспариваемый прокурором пункт носит императивный характер. Устанавливая в Положении обязанность физических и юридических лиц заключать договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов, Совет депутатов муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>» действовал в нарушение федерального законодательства. Таким образом, оспариваемый прокурором пункт 3.2 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>»», утвержденного Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года, не соответствует принципу свободы договора, декларируемого статьей 421 ГК РФ, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - физических и юридических лиц, находящихся, проживающих, либо временно пребывающих на территории МО-СП «<данные изъяты>», незаконно возлагает на граждан и юридических лиц обязанность заключать договоры на сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, а также жидких бытовых отходов, а потому подлежит признанию недействующим. Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона Республики Бурятия «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» от 09 марта 2010 года № 1254-IV, физические лица обязаны заключать договоры на сбор и вывоз отходов в соответствии с федеральным законодательством. Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» от 04 апреля 2011 года № в Решение Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года внесены изменения, п. 3.2 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>»» изложен в следующей редакции: «Физические и юридические лица, являющиеся производителями отходов и мусора, обеспечивают санитарную чистоту и порядок, в том числе путем заключения договоров на вывоз отходов и мусора либо путем самостоятельного вывоза на специально оборудованные места». Учитывая, что Положение «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования - сельского поселения «<данные изъяты>»», утвержденное Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года, вошло в противоречие с Гражданским кодексом РФ, имеющим большую юридическую силу, п. 3.2 указанного Положения необходимо признать недействующим со дня принятия Положения и утверждения его Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявленные требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить. Признать пункт 3.2 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Муниципального образования – сельского поселения «<данные изъяты>»», утвержденного Решением Совета депутатов МО-СП «<данные изъяты>» № от 10 сентября 2009 года, недействующим, как не соответствующий части 1 ст. 421 ГК РФ, со дня его принятия. Обязать председателя Совета депутатов МО СП «<данные изъяты>» после вступления решения в законную силу опубликовать в местном печатном издании газете «Бичурский хлебороб» сообщение о принятом решении суда. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Бичурского районного суда РБ: Н.А. Соболева