РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Бичура 9 августа 2011 года Бичурский районный суд республики Бурятия в составе председательствующего судьи Т.А. Шибановой, при секретаре Оленниковой Н.К., с участием заместителя прокурора Бичурского района Маркова Б.В. представителя ответчика – администрации МО СП «~» Усынина А.Г., действующего на основании Устава МО СП, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Бичурского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО СП «~» о возложении обязанности произвести в установленный судом период времени определенные действия в отношении гидротехнического сооружения – ~ водохранилище, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бичурского района РБ, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении администрации муниципального образования сельского поселения «~» произвести в установленный судом срок в отношении гидротехнического сооружения ~ водохранилище следующие действия: разработать и утвердить технический паспорт, произвести обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию гидросооружения с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, составить должностные и технологические инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности, разработать и утвердить в Забайкальском Управлении Ростехнадзора декларацию безопасности и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, оформить правоустанавливающие документы на гидротехническое сооружение в регистрирующем органе, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на сооружении, довести ширину гребня плотины водохранилища в месте примыкания к естественному рельефу до проектной величины, выполнить вырубку деревьев, корни которых способствуют разрушению тела плотины, на верховом откосе плотины. Исковые требования мотивированы следующим: Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.12.2008 № 539 «Об утверждении перечней имущества, разграничиваемого между муниципальным образованием «~» и расположенными в его границах сельскими поселениями» в качестве имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования сельское поселение «~» определено ~ водохранилище, .. года постройки, инвентарный номер № Право собственности МО СП «~» на указанное водохранилище возникло 22.01.2009г. В нарушение ст. 60 Водного кодекса РФ, ст. ст. 8, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" администрация МО СП «~», осуществляя эксплуатацию водохранилища, до настоящего времени не разработала и не утвердила в установленном законом порядке декларацию безопасности ГТС, не имеет разрешения на его эксплуатацию, ГТС не включено в Российский регистр гидротехнических сооружений. В нарушение ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" администрацией МО СП «~» не оформлены документы, удостоверяющие право собственности. Так, по данным Бичурского филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ», Мухоршибирского сектора Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия записей о регистрации прав на гидротехническое сооружение - ~ водохранилище не имеется. В нарушение требований ст. 8 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не проведено обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию ГТС с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, не составлены должностные и технологические инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности (разработана лишь инструкция по эксплуатации ГТС, план ликвидации ГТС). Кроме того, в нарушение требований закона «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией МО СП «~» не проведено обязательное страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Также в нарушение ст.ст. 8, 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» допускается отклонение в сторону уменьшения проектной ширины гребня плотины ~ водохранилища в месте примыкания к естественному рельефу, зарастание деревьев по телу плотину, что способствует его постепенному разрушению. Полномочия собственника в отношении муниципальных гидротехнических сооружений, являющихся потенциально опасными объектами, выполняет в соответствии с нормами Устава МО СП «~ его администрация, которая организует и осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, осуществляет формирование и исполнение бюджета образования. Установленные проверкой нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений способствуют созданию неблагоприятной обстановки на территории поселения, которая может повлечь аварийную ситуацию и стать причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, чем существенно нарушаются права и законные интересы жителей поселения на охрану здоровья и окружающей природной среды, предусмотренные статьей 41 Конституции Российской Федерации, и требует принятия незамедлительных мер для обеспечения безопасности с целью предотвращения вышеуказанных негативных последствий. В судебном заседании заместитель прокурора Бичурского района РБ Марков Б.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнил исковые требования - с учетом значительного объема работы и необходимости дополнительного финансирования указанные в исковом заявлении действия необходимо провести в срок до 1 мая 2012 года. Представитель ответчика Усынин А.Г. исковые требования признал в полном объеме, пояснил суду, что работа по устранению нарушений, выявленных при проведении проверки, в настоящее время проводится, поданы документы на оформление правоустанавливающих документов, технического паспорта, решается вопрос с финансированием, поскольку получение декларации безопасности требует значительных средств, которые в бюджете поселения отсутствуют. Вырубку деревьев произвели, отсыпку плотины сделают в ближайшее время. Выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно акту приема-передачи № 10 гидротехническое сооружение - ~ водохранилище передано в собственность администрации МО СП «~». Статьей 10 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1303 от 06.11.1998, установлено, что на основании утвержденной декларации безопасности ГТС данное сооружение включается в Российский регистр гидротехнических сооружений, а надзорным органом выдается разрешение на его эксплуатацию. В соответствии со ст. 8 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение. Статьей 15 Федеральный закон от 21.07.1997 N 117 ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений установлено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту их нахождения. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений. Как следует из уведомления Бичурского сектора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на гидротехническое сооружение ~ водохранилище отсутствуют. Кроме того, из сообщения начальника Бичурского филиала АУ РБ « Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» Смолиной Р.А. следует, что инвентаризация гидротехнического сооружения ~ водохранилище не проводилась. В судебном заседании представитель ответчика Усынин А.Г. исковые требования признал в полном объеме. Правовые последствия признания иска представителю ответчика разъяснены и понятны, о чем имеется запись в протоколе судебного заседания. Кроме того, представителем ответчика представлено письменное заявление о признании иска. Согласно части 3 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. По данному делу суд принимает признание иска представителя ответчика Усынина А.Г., поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов иных лиц и удовлетворяет исковые требования в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Бичурского района РБ удовлетворить. Обязать администрацию МО СП «~» произвести в срок до 1 мая 2012 года следующие действия в отношении гидротехнического сооружения ~ водохранилище: Разработать и утвердить технический паспорт, произвести обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию гидросооружения с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, составить должностные и технологические инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности, разработать и утвердить в Забайкальском Управлении Ростехнадзора декларацию безопасности и получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, оформить правоустанавливающие документы на гидротехническое сооружение в регистрирующем органе, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на сооружении, довести ширину гребня плотины водохранилища в месте примыкания к естественному рельефу до проектной величины, выполнить вырубку деревьев на верховом откосе плотины. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья Бичурского районного суда РБ Т.А. Шибанова