Решение 2-252-2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Бичура 15 августа 2011 года

Бичурский районный суд республики Бурятия в составе председательствующего судьи Т.А. Шибановой, при секретаре Оленниковой Н.К., с участием помощника прокурора Бичурского района Павлова А.В., представителя ответчика – администрации МО СП «<- ->» Слепнева А.А., действующего на основании Устава МО СП, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Бичурского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО СП «<- ->» о возложении обязанности произвести в установленный судом срок определенные действия в отношении гидротехнического сооружения – <- -> водохранилище,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бичурского района РБ, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о понуждении администрации муниципального образования сельского поселения «<- ->» произвести в установленный судом срок в отношении гидротехнического сооружения <- -> водохранилище следующие действия: провести обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию гидросооружения с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, оформить правоустанавливающие документы на гидротехническое сооружение в регистрирующем органе, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на сооружении.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения, допущенные администрацией МО СП «<- ->».

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.12.2008 № 539 «Об утверждении перечней имущества, разграничиваемого между муниципальным образованием «<- ->» и расположенными в его границах сельскими поселениями» в качестве имущества, подлежащего передаче в собственность муниципального образования сельское поселение «<- ->» определено <- -> водохранилище (водохранилище на <..>), ,,, года постройки, длина плотины <- -> м., объем заполнения <- -> млн. куб.м.

Право собственности МО СП «<- ->» на указанное водохранилище возникло с момента подписания ,,, акта приема-передачи .

В нарушение Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" администрацией МО СП «<- ->» не оформлены документы, удостоверяющие право собственности, что подтверждается данными <- -> филиала АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ», Мухоршибирского сектора Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия.

Не проведено обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию ГТС с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, не составлены должностные и технологические инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности (разработана лишь инструкция по эксплуатации ГТС, план ликвидации ГТС).

В нарушение статей 15,17 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией МО СП «<- ->» не проведено обязательное страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Установленные проверкой нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений способствуют созданию неблагоприятной обстановки на территории поселения, которая может повлечь аварийную ситуацию и стать причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба окружающей среде, значительных материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, чем существенно нарушаются права и законные интересы жителей поселения на охрану здоровья и окружающей природной среды, предусмотренные статьей 41 Конституции Российской Федерации, и требует принятия незамедлительных мер для обеспечения безопасности с целью предотвращения вышеуказанных негативных последствий.

В судебном заседании помощник прокурора Павлов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что указанные действия необходимо провести в срок до 1 мая 2012 г.

Представитель ответчика Слепнев А.А. исковые требования признал в части, суду пояснил, что <- -> водохранилище было построено существовавшим ранее сельскохозяйственным предприятием, техническая документация, необходимая для оформления правоустанавливающих документов, отсутствует. Проведение мероприятий, указанных в исковом заявлении, он считает необходимым, но необходимое финансирование отсутствует. Администрация внесет в проект бюджета на следующий год расходы, необходимые для выполнения мероприятий по оформлению документов, межеванию, заключению договоров страхования, но выполнить все это будет возможно лишь при условии финансирования.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Как следует из акта приема-передачи гидротехническое сооружение - <- -> водохранилище передано в собственность администрации МО СП «<- ->».

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Статьей 15 Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О безопасности гидротехнических сооружений установлено, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту их нахождения. Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Согласно данным <- -> сектора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на гидротехническое сооружение – водохранилище на <- -> отсутствуют.

Кроме того, из сообщения начальника Бичурского филиала АУ РБ « Гостехинвентаризация – Республиканское БТИ» С. следует, что инвентаризация гидротехнического сооружения – водохранилища на <- -> не проводилась.

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного заседания доводы, изложенные в исковом заявлении, представителем ответчика не опровергнуты и нашли свое подтверждение, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бичурского района РБ удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «<- ->» произвести в срок до 1 мая 2012 года следующие действия в отношении гидротехнического сооружения <- -> водохранилище: провести обучение руководителей, специалистов, ответственных за эксплуатацию гидросооружения с аттестацией и получением квалификационного удостоверения, оформить правоустанавливающие документы на гидротехническое сооружение в регистрирующем органе, заключить со страховой организацией договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на сооружении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Бичурского районного суда РБ Т.А. Шибанова